Смысл

155

Понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи 'знак - означаемое' в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3. Языкового выражения (предметным 3.) называют его денотат, т.е. Тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. Же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании языкового выражения. В классической формальной логике понятиям 3. И С. Соответствуют понятия 'объема' и 'содержания'. В лингвистике распространена другая различительная схема (т.наз. 'треугольник Огдена-Ричардса'), где понятие 3.

Конкретизируется как лексическое 3. Слова (языковое употребление), а С. - как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление). В различных философских подходах понятия С. И 3. Также интерпретируются по-разному, а иногда и отождествляются. Так, в феноменологии акцент делается на интенциональной природе сознания, что обращает к феноменальности С. На феноменальном уровне С. И 3. Естественно неразличимы и отождествляются с активностью самого сознания и формой его существования. В лингвистической философии (в традиции Витгенштейна) распространена трактовка 3. Как 'способа употребления' знаков в коммуникативных контекстах 'языковых игр'. В герменевтике С. И 3. Рассматриваются в неразрывной связи с определенными историческими способами 'истолкования' и 'интерпретации'.

Особый подход к проблеме С. И 3. Разрабатывался О.И.Генисаретским и Г.П.Щедровицким в рамках системо-мыследеятельностной (СМД) методологии. Предложенные ими понятийные схемы С. И 3. Ориентированы, с одной стороны, на соссюровское различение речи и языка (синтагматики и парадигматики), а с другой стороны, на системодеятельностные представления и принципы. Идея деятельности рассматривалась Щедровицким как главный объяснительный принцип в отношении языковых и семиотических явлений, процессов коммуникации и понимания. В этом контексте проблема С. И 3. Выступала как проблема объяснения знака как целостного образования в деятельности, и одновременно как популятивного объекта, имеющего множественные формы существования в процессах коммуникации и трансляции.

В принятых в СМД-методологии системных различениях, С. - это структурное представление процессов понимания. С. Есть структурный коррелят самого понимания, задающий, однако, согласно принципам системодеятельностного подхода, особую форму существования знаков, отличную от их существования в феноменальной процессуальности понимания. На уровне актов коммуникации эта форма существования реализуется неявно, через знание о С., т.е. Через знание коммуницирующих людей о том, что С. - это общая соотнесенность и связь всех относящихся к понимаемой ситуации явлений. Это знание организует понимание таким образом, что человек может фиксировать функциональные характеристики элементов ситуации относительно друг друга и относительно ситуации в целом, и может устойчиво воспроизводить эти характеристики во вторичных текстах.

Именно это обычно имеют в виду, когда говорят о том, что 'понят смысл текста' или 'ситуация осмысленна', т.е. Речь идет о переводе структуры С. В набор функциональных характеристик текста и относящихся к ситуации предметов. Эта особенность С. Осуществляться через знание о нем, открывает широкое поле для различных герменевтических стратегий, использующих разные наборы рамочных 'знаний о С.' для организации понимания в определенных культурно-исторических формах. Использование схем С. В коммуникации значительно изменяет организацию интеллектуальных процессов, что является основой для разработки различных коммуникативных и интеллектуальных технологий. Если С. Задает форму существования знаков и языковых выражений в актуальной коммуникации, то 3.

Задает их форму существования в процессах трансляции, в системе культуры или, в терминах Соссюра, в системе языка. 3. - это искусственные знаковые конструкции, выступающие как дополнительные культурные средства организации понимания. 3. Закрепляют нормативное содержание знаков и языковых выражений, фиксируемое в парадигматике. Возникая в системе трансляции культуры и языка, 3. Получают одновременно и вторичную форму существования в 'знаниях 3.', фиксирующих различные способы их употребления, и в таком качестве присутствуют в актуальной коммуникации. В целом, между С. И 3. Устанавливаются сложные отношения взаимного рефлексивного поглощения и имитации - 3. Имитируют фрагменты и связки структур С., при этом сами конструкции 3.

Подлежат пониманию, порождая тем самым 'вторичные' и 'оискусствленные' С. С другой стороны, по отношению к 3., С. Выступают как их 'оестествление' и реализация в ситуациях коммуникации. С., в отличие от 3., всегда ситуативны, связаны с феноменальным процессом понимания, поэтому помимо нормативного содержания 3., они определяются множеством иных факторов. Ситуацией, с которой связано понимание, самоопределением человека, его установками, ценностями и целями, знаниями, структурами деятельности и многим другим. В рамках современной философии постмодерна проблема С. И 3. Артикулируется в радикально ином ключе, что связано с базовой для постмодерна презумпцией 'метафизики отсутствия' по отношению к тексту, подлежащему реконструкции 'трансцендентного означаемого' (см.

Также ЗНАК, НАРРАТИВ, СМЕРТЬ СУБЪЕКТА, ПУСТОЙ ЗНАК, ОЗНАЧИВАНИЕ, ОЗНАЧАЕМОЕ, ОЗНАЧАЮЩЕЕ, ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ)..

Значения в других словарях
Смысл

1) идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо (С. Жизни, С. Истории и т. Д.). Термин «С.» может обозначать целостное содержание какого-либо высказывания (научного, философского, художественного), не сводимого к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Таково, например, понятие «С. Произведения искусства» (С. Художественного образа), равнозначное понятию художественной идеи. Категория С. Получила особую разработку в ряде направлений ид..

Смысл

СМЫСЛ - идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. Д.). Целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. П.). В логике, в ряде случаев в языкознании - то же, что значение.. ..

Смысл

СМЫСЛ, идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т.д.). Целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (например, смысл художественного произведения). В логике, в ряде случаев в языкознании - то же, что значение>.. ..

Смысл

Взойти в смысл. Ряз. Повзрослеть, начать понимать что-л. ДС, 83.. ..

Смысл

То значение, которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. Ср. Двузначность предложения Учительнице понравился новый класс те ситуации общения (класс может обозначать “помещение для учебных занятий” и (группа учащихся начальной или средней школы”).. ..

Смысл

• абсолютный смысл. ..

Смысл

См. Значение, ум. ..

Смысл

Буквальный, важный, великий, внутренний, возвышенный, второй, высокий, высший, главный, глубинный, глубокий, грозный, грустный, двойной, действительный, единственный, жалкий, живой, жизненный, завуалированный, замаскированный, заманчивый, захватывающий, здравый, значительный, истинный, мнимый, многозначительный, мудрый, настоящий, нелепый, неопределенный, неясный, обратный, общий, опасный, определенный, особый, острый, открытый, очевидный, первоначальный, переносный, поверхностный, подлинный, пр..

Смысл

Идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. Д.). Целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. П.). В логике, в ряде случаев в языкознании - то же, что значение.. ..

Смысл

М.1) Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом. Значение.2) а) Разумное основание, цель.б) разг. Преимущество, выгода, польза, толк, прок.3) устар. Способность понимать и рассуждать. Разум.. ..

Смысл

СМЫ́СЛ -а (-у). М.. ..

Смысл

-а, м. 1. Содержание, сущность, суть, значение чего-н. Понять с. Происходящего. С. Слова, высказывания. 2. Цель, разумное основание чего-н. В этом поступке нет смысла. Жизнь получила новый с. 3. В нек-рых сочетаниях. Разум, разумность. Здравый с. Действовать со смыслом. Нет смысла (не вижу смысла) в таком решении. * В смысле чего, предлог с род. П. — в отношении, относительно чего-н. Неопределённость в смысле сроков. В том смысле что, союз — выражает пояснение. Высказался в том смысле, что пора ..

Смысл

Смысла, м. 1. Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом, значение. Прямой смысл слова. Переносный смысл. Слова. Проникнуть в смысл событий. Смысл закона совершенно ясен. Придать чему-н. Какой-н. Смысл. Не мог уловить смысла в этой запутанной фразе. В тесном, в широком, в точном смысле слова. 2. Только ед. Цель, разумное основание. В чем смысл этой затеи. Смысл жизни. Не вижу никакого смысла в этом поступке. || Преимущество, выгода, польза (разг.). Мне нет смыс..

Смысл

(Meaning. Sinn) - качество, приписываемое чему-либо и придающее ему определенную ценность."Вопрос смысла был центральным для Юнга как личности, врача, психотерапевта, ученого и человека глубоко религиозного темперамента. Он отыскивал смысл во всем, чем занимался, особенно в связи с проблемами добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти. Юнг пришел к заключению, что локус (место) смысла - в психическом, и что только психика способна выделять смысл из опыта. Это подтверждает решающую функцию ре..

Смысл

(Meaning. Sinn) — качество, приписываемое чему-либо и придающее ему определенную ценность. «Вопрос смысла был центральным для Юнга как личности, врача, психотерапевта, ученого и человека глубоко религиозного темперамента. Он отыскивал смысл во. ..

Смерть Бога

Фундаментальная метафора постмодернистской философии, фиксирующая в своем содержании парадигматическую установку на отказ от идеи внешней принудительной каузальности, характерной для линейного типа понимания детерминизма (см. НЕОДЕТЕРМИНИЗМ), и от презумпции логоцентризма (см. ЛОГОЦЕНТРИЗМ). Генетически восходит к постулату Ницше 'старый Бог умер' и протестантскому модернизму. Однако если в рамках протестантского модернизма фигура 'С.Б.' выражала идею когнитивной и моральной зрелости субъекта, л..

Смерть Субъекта

Метафорический термин для обозначения одного из двух полюсов амбивалентной тенденции размывания определенности субъект-объектной оппозиции в рамках постмодернистской программы преодоления традиции бинаризма (см.), фиксирующий отказ постмодернистского типа философствования от презумпции субъекта в любых версиях его артикуляции (ино-, поли- и, наконец, бес-субъектность 'непознаваемого субъекта' эпохи постмодерна). Оформление презумпции 'С.С.' в современной культуре подготовлено эволюцией неклассич..

Смысл И Значение

Понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи 'знак - означаемое' в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в традиции, идущей от Фреге, 3. Языкового выражения (предметным 3.) называют его денотат, т.е. Тот предмет (или класс предметов), который обозначается этим выражением. С. Же называют то мысленное содержание, которое выражается и усваивается при понимании ..

Смысл И Назначение Истории

('Vom Ursprung und Ziel der Geschichte', 1949) - произведение Ясперса. Ясперс выдвигает концепцию всемирно-исторического процесса, ориентированную на обнаружение его единства. Данное единство трактуется не как результат саморазвертывания некоей тотальности по жесткой схеме, но как общий итог смысловых проблем человека. Ясперс структурирует историю на четыре периода. Доисторию, эпоху великих культур древности, 'осевое время' и научно-техническую эпоху. Доистория - период овладения огнем ('промете..

Смысл

См. СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ.. ..

Смысл

Внутреннее содержание, значение ч.-л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части. Предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, который обозначается данным выражением.Вместе с тем каждое выражение несет в себе мысленное содержание, которое и называют С. Понять некоторое выражение - значит усвоить его С. Если С. Усвоен, то мы знаем, ..

Смысл

— в повседневной речи синоним значения. В логичес­кой семантике общее значение языковых выражений расщепляют на две части. Предметное значение и С. Предметным значением, денотатом, объемом, экстенсионалом и т. П. Некоторого выражения называют тот предмет или класс предметов, которые обозначаются данным выражением. Вместе с тем каждое выражение несет в себе некоторое мысленное содержание, которое и называют С. Понять не­которое выражение значит усвоить его С. Если С. Усвоен, то мы знаем, к каким ..

Дополнительный поиск Смысл Смысл

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Смысл" в словаре История философии, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Смысл, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 5 символа