Ангел
(от греч. Άγγελος — вестник, посланник. Лат. Angelus) — бесплотное творение, являющееся служителем Бога и посредником между Богом и людьми, между Творцом и творением (ср. Августин. «Ангел есть служебный титул»). Наделенные свободной волей, А. Могут отпасть от служения Богу и предстать как враги Бога и людей.В качестве служителей Бога (ср. Дан 7, 9–10) А. Предстоят пред самим Господом (Тов 12, 15. Откр 8, 2–5) и Его Престолом (Ис 6, 1–4), возносят Ему славу (Пс 148, 1). Небесную природу А. Символизируют белые сияющие одежды (Ин 20, 12. Деян 1, 10. 12, 7).Посредничество А. Между Богом и людьми символически выражено в «лестнице Иакова», простертой с небес на землю, по которой А. Сходят и восходят (Быт 28, 12–13). Многочисленны примеры посредничества А.
В ВЗ. А. Вывели Лота из Содома (Быт 19), А. Господень нашел Агарь в пустыне (Быт 16, 7), объявил Гедеону, что он спасет народ Израиля (Суд 6, 11), предрек рождение Самсона (Суд 13, 3–21). В НЗ А. Возвестил Деве Марии о рождении Спасителя (Лк 1, 26–38), А. Господень явился во сне Иосифу (Мф 1, 20), поведал пастухам о рождении Христа (Лк 2, 9–11), подал Св. Семейству знак о бегстве в Египет (Мф 2, 13) и о возвращении (Мф 2, 19–20). А. Укреплял Христа во время молитвы на горе Елеонской (Лк 22, 43). О заступничестве ангельского воинства говорил Христос в Гефсиманском саду (Мф 26, 53). А. Свидетельствовали о воскресении и вознесении Христа (Мк 16, 5–6. Лк 24, 23. Деян 1, 10–11). Они станут участниками Второго пришествия, Страшного суда (Мф 13, 39–41.49.
16, 27. 24, 31. 25, 31. Мк 8, 38) и конечного триумфа небесной славы (Откр 1, 16. 8, 2 и далее).В ВЗ (Исх 3, 2. Суд 2, 1 и др.) встречается понятие А. Господня, который говорит и действует как Сам Господь, но при этом отличен от Него. Подлинное значение этого образа до сих пор остается предметом дискуссий библеистов.Каждому христианину помогает его Ангел-хранитель (Евр 1, 14. Мф 18, 10. Деян 12, 15. Ср. Пс 91, 11. Мф 4, 6). А. Следует почитать (Амвросий, De viduis, 9), но поклонение («служение») им считается грехом (Кол 2, 18).В НЗ упоминаются также «согрешившие» А. (2 Петр 2, 4. Иуд 6). Согласно интерпретации, преобладающей в патристике и схоластике, грехопадение А. Произошло в начале мира (Августин, О Граде Божием 15, 23). Первым согрешил один из А., отпавший от Бога из-за гордыни (дьявол), и он вовлек в грех других А.
(Thomas Aquinas, Summa theologiae 1a, 63, 8. SuЗrez, De angelis 5, 12, 13).В первые века христианства считалось, что «духовное тело» А. Состоит из более тонкой материи, нежели земные тела (такого мнения придерживались Тертуллиан, Григорий Назианзин, Василий Великий, Августин). Понятие о бесплотности А. Как абсолютной нематериальности сформировалось в Средние века. Число А. «весьма велико». Согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, А. Разделены на девять чинов (серафимы, херувимы, престолы, господства, архангелы и др.).Ср.-век. Богословы писали о природе А. И об их месте в иерархии мироздания. Совр. Богословие не считает целесообразным использование чисто филос. Методов в учении об А., ограничиваясь интерпретацией упоминаний об А.
В библ. Текстах. Согласно учению Католической Церкви, ангелы существуют и являются Божиими творениями (ср. DH 800, 3002). О личностной сущности А. Писал Папа Пий XII в энц. Humani generis (DH 389). Отцы II Ватиканского собора говорят об А. В контексте истории спасения (LG 49–50, 66). Учение об А. Получило свое выражение в Божественной литургии, которую народ Божий на земле мистическим образом служит вместе со святыми и А. На небесах.Лит-ра. Книга Ангелов. Антология. СПб., 2001. SuЗrez F. De Angelis. Lv., 1620. Vacant A. AngОlologie dans l’Гglise latine depuis le temps des PПres jusqu’И St. Thomas // DThC 1, 1222–28. Idem. AngОlologie de St. Thomas d’Aquin et des scholastiques postОrieurs // Ibid., 1228–48. Peterson E. Das Buch von den Engeln.
Lpz., 1935. Roques R. L’univers Dionysien. P., 1954. DaniОlou J. Les anges et leur mission d’aprПs les PПres d’Гglise. Chevetogne, 1957. Tavard G. Die Engel. Handbuch der Dogmengeschichte. Fri., 1968, Bd. 2/2b..
Дополнительный поиск Ангел
На нашем сайте Вы найдете значение "Ангел" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ангел, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 5 символа