Англиканская церковь
Церковь Англии(Church of England) — господствующая Церковь Соединенного Королевства Великобритании и Сев. Ирландии. Учреждена в 1662 в правление короля Карла II.Формирование А.Ц. Связано с проникновением идей Реформации в Англию (в связи с этим англиканство часто рассматривается в русле протестантизма), но в то же время сами англикане рассматривают А.Ц. Как преемницу Ecclesia Anglicana, древнеангл. Церкви, основанной Августином Кентерберийским. Основные догм. Тезисы А.Ц. Впервые появились в Book of Common Prayer (Книге общих молитв), вышедшей в 1549 (пересматривалась и дополнялась в 1552, 1559, 1662, 1872, 1928).В правление Елизаветы I (1558–1603) был выработан богосл. Компромисс между католически и протестантски ориентированными течениями в А.Ц.
В 1571 Парламент принял 39 статей, представлявших собой своеобразный сплав идей лютеранства и кальвинизма с катол. Догматикой, тогда же прекратилось уничтожение икон и скульптур в храмах.Осн. Течения внутри А.Ц. Определились в кон. XVII в. Они получили названия. «Высокая Церковь» (High Church), «Низкая Церковь» (Low Church) и «Широкая Церковь» (Broad Church). «Высокая Церковь» была сформирована представителями англиканской церк. Иерархии, отстаивавшими такие особенности А.Ц., как гос. Характер, абсолютную супрематию короны, епископальную структуру, непосредственную преемственность от ср.-век. Церкви. В противоположность «Высокой Церкви», в нач. XVIII в. Возник термин «Низкая Церковь» для обозначения течения, идейно близкого радикальному протестантизму.
Это название было связано с «незначительной» ролью, отводившейся катол. Наследию в А.Ц.«Широкая Церковь» восходит к течению в А.Ц. Конца XVII в. Под названием латитудинаризм (от лат. Latitudo — широта). Англ. Латитудинарии признавали единство христ. Церкви, считая межконфессиональные различия несущественными. Они с безразличием относились к спорам по доктринальным вопросам, организации Церкви и литург. Практике, занимая в сфере богословия нейтральную позицию. В англиканстве они желали примирения протест., катол. И собственно англиканских элементов, выступая за диалог с нонконформистами.В 1830-х, в противоположность либеральному направлению, в А.Ц. Образовалось прокатолическое Оксфордское движение (англокатолицизм), выступавшее за сближение с Католической Церковью.
Результатом литург. Реформы в А.Ц. В XX в. Стало создание нового Служебника (Alternative Service Book), вышедшего в 1979 и одобренного Парламентом в 1980.Осн. Тезисы учения А.Ц. Не претерпели существенных изменений. Они по-прежнему основаны на принципах 39 статей. Признании учения о Троице, о Боговоплощении, о страдании, смерти, сошествии во ад и воскресении Иисуса Христа, о Его вознесении и Втором пришествии, о богодухновенности книг ВЗ и НЗ, о богоустановленности таинства крещения. Отрицании чистилища и индульгенций. Причащении мирян под двумя видами. Отмене целибата, отрицании папской власти. Признании учения об исхождении Св. Духа и от Бога Сына (Filioque), о достаточности Св. Писания для спасения, о первородном грехе, об оправдании верой в искупительную жертву Иисуса Христа, о значении добрых дел как «плодов веры», но не средств спасения, о небезошибочности Вселенских соборов (кроме первых четырех).
Отрицании почитания икон и мощей, молитвенного призывания святых, евхарист. Пресуществления, жертвенного значения Евхаристии. Украшение алтарей и облачения священников в А.Ц. Напоминают католические. Взгляд А.Ц. На священство ближе к католическому, чем к протестантскому.Структурно А.Ц. Состоит из двух провинций, во главе которых стоят 2 архиепископа. Еп. Кентерберийский, примас Англии — для Юж. Провинции и еп. Йоркский — для Северной. В состав двух провинций входят 44 епархии. 43 расположены в Англии, небольшой части Уэльса и на о-вах и состоят из 13 250 приходов, одна епархия на континенте включает в себя 260 общин, находящихся в различных странах мира. Главой А.Ц. Является король (или королева) Великобритании, сохранивший ср.-век.
Звание «Защитника Веры» (Defensor Fidei), ему же принадлежит право назначения (по рекомендации премьер-министра) архиепископов, епископов и деканов кафедр. Соборов. Епископы занимают высокое положение в англ. Об-ве. Архиеп. Кентерберийский является первым лордом Соединенного Королевства, 24 старших епископа заседают в Палате лордов англ. Парламента. Среди низшего духовенства сохраняются ср.-век. Названия должностей. Ректор, декан, викарий и др. С 1867 раз в 10 лет архиеп. Кентерберийский собирает в Ламбетском дворце всеангликанскую конференцию. Ламбетские конференции являются консультативным органом, решения которого не имеют обязательной силы до тех пор, пока Свящ. Синод А.Ц. Не примет их законодательным путем. А.Ц. — одна из гос.
Церквей Соединенного Королевства, наряду с Пресвитерианской Церковью Шотландии. А.Ц. Принадлежат крупные землевладения, недвижимость, капитал, которыми распоряжается правительственная комиссия.А.Ц. — член Англиканского сообщества (Anglican Communion), объединяющего 37 Церквей и 8 церк. Общин из 161 страны. Церковь Англии, Церковь в Уэльсе, Епископальную Церковь Шотландии, Церковь Ирландии, Епископальную Церковь в США, Лузитанскую Церковь в Португалии, Реформированную епископальную Церковь Испании, а также Сирийскую Церковь апостола Фомы, Филиппинскую независимую Церковь и др. Единство Церквей, входящих в Англиканское сообщество, основывается на признании Св. Писания ВЗ и НЗ как Богооткровенного слова, Никейского символа веры как достаточного исповедания христ.
Веры, двух таинств — крещения и Евхаристии, епископального устройства Церкви, а также 4 пунктов т.н. Chicago-Lambeth Quadrilateral (Четырехстороннего чикагско-ламбетского соглашения).А.Ц. Принимает активное участие в экумен. Движении, она внесла значительный вклад в организацию и деятельность Всемирного совета Церквей и др. Экумен. Организаций. Вплоть до кон. XIX в. Отношения А.Ц. С Католической Церковью оставались достаточно напряженными. С 1889 президент Английского Церковного Союза виконт Галифакс совместно с катол. Свящ. Ф. Порталем и Л. Дюшеном начал частные консультации по вопросу о признании действительности англиканского священства. В 1895 для рассмотрения этой проблемы Папа Лев XIII назначил особую комиссию, которая вынесла отрицательное решение.
13.09.1896 Папа Лев XIII опубликовал буллу Apostolicae curae, в которой признал все епископские поставления А.Ц. Незаконными и не имеющими правовой силы. Это вызвало встречную полемику в англиканской среде и повлекло за собой новое обострение отношений. В 1921 виконт Галифакс при поддержке кард. Мерсье и свящ. Ф. Порталя возобновил попытки установления диалога с Католической Церковью. Англикано-католические встречи, не имевшие офиц. Статуса и получившие название «Малинских бесед», были прекращены со смертью кард. Мерсье (1926). В 1932 было заключено соглашение о евхаристическом общении между старокатоликами и А.Ц., важном для англикан в силу полемики об апост. Преемстве англ. Епископата.Диалог А.Ц. С Римом возобновился со встречи архиеп.
Кентерберийского Г. Фишера и Папы Иоанна XXIII в Риме в 1960 и с последовавшим вслед за этим прибытием наблюдателей от А.Ц. На II Ватиканский собор. В марте 1966 архиеп. Кентерберийский М. Рамси встретился с Папой Павлом VI. Это событие считается началом офиц. Контактов. В 1968 был обнародован первый документ англикано-катол. Диалога — Мальтийский доклад. В 1970 Консультативный комитет Англиканского сообщества и Папский секретариат по содействию единству христиан создали совместную организацию — Англикано-Римско-Католическую международную комиссию (Anglican-Roman-Catholic International Commission, ARCIC I), принявшую ряд документов. После встречи архиеп. Кентерберийского Р. Ранси с Папой Иоанном Павлом II в Кентербери (1982) начала работу вторая комиссия (ARCIC II), развивающая диалог под общим названием Возрастание в общении.
В ходе рим. Встречи 1992 архиеп. Кентерберийского Г.Л. Кэри с Папой Иоанном Павлом II была подписана общая Декларация единства. Однако принятое в том же самом году решение Генерального синода А.Ц. О возможности женского священства и последовавшее рукоположение в свящ. 32 женщин в соборе Бристоля в 1994 создало новые препятствия в ходе двустороннего диалога.В 1997 в составе Англиканского сообщества насчитывалось ок. 400 епископов, из которых 110 — на терр. Соединенного Королевства, 11 тыс. Священнослужителей (в Великобритании), ок. 70 млн. Верующих (ок. 26 млн. — в Великобритании).Лит-ра. Anglicanism. L., 1935. The Oxford Dictionary of Christian Church. Ox., l977, p. 57–58, 290–293. Aveling J.C.H. Et al. Rome and the Anglicans. Historical and Doctrinal Aspects of Anglican-Roman-Catholic Relations.
B.–NY., 1982. The Study of Anglicanism. L.–Minneapolis, 1988. The Anglican Tradition. L., 1991. Church of England Year Book, 1999. L., 1999..
Дополнительный поиск Англиканская церковь
На нашем сайте Вы найдете значение "Англиканская церковь" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Англиканская церковь, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 20 символа