Камень
(древнеевр. 'eben, греч. Πέτρος, λιθος, лат. Lapis, saxum, petra).С доисторических времен у разных народов К. Благодаря его твердости, тяжести, неподвижности, неподвластности времени считался причастным к сверхъестественным силам. Участки земли, где расположены валуны и скалы, выделяющиеся из окружающего пейзажа, становились свящ. Местами, а сами эти К. — жертвенниками. Свящ. К. Нередко были связаны со свящ. Рощами и источниками. К. Обозначали границы между территориями племен и владениями отд. Семей. Т.о., эти границы носили свящ. Характер (их нерушимость защищали племенные и родовые боги). К. Играли роль надгробных памятников. Они защищали живых и мертвых от возможного взаимного вреда, примиряли тех и других. Важную рел. Функцию играли К., упавшие с неба (метеориты).В Библии осн.
Обрядовая функция К. — жертвенник (Исх 24, 4. Втор 27, 2–8. 1 Цар 14, 33. 3 Цар 1, 9. 18, 31–32). Он должен быть нетесаным (Исх 20, 25). Каменными были скрижали Завета (Исх 24, 12). При строительстве Иерус. Храма использовались дорогие обработанные камни (3 Цар 7, 9–11. 4 Цар 22, 6). Из К. Изготовлялись сосуды для воды, предназначенной для очищения (Ин 2, 6). К. Складывались на могилах (Быт 35, 20. 2 Цар 18, 17–18) или закрывали вход в гробницу (Мк 15, 46).В ранний период иуд. Истории К. Воздвигались как памятники в местах особых явлений Бога (Быт 28, 18. 35, 14), важных событий в истории Израиля (Ис Нав 4, 3.20), как знаки в память о союзе, свидетель которому — Бог (Быт 31, 44–54). Позже воздвижение культовых К. («столбов») запрещалось как связанное с идолопоклонством (Исх 23, 24.
34, 13. Лев 26, 1. Втор 7, 5. 12, 3. 16, 22). В ряде библ. Текстов К. Означает идола в противоположность Богу (Прем 13, 10. Иер 2, 27. Деян 17, 29).В Св. Писании К. Нередко имеет и др. Символику, олицетворяя мертвое, бесполезное, противопоставляется плоти (Иез 10, 19. 2 Кор 3, 3), хлебу (Мф 4, 3. 7, 9). Однако, согласно Лк 3, 8, Бог может из камней сделать новых сынов Авраама, т.е. Новый народ Божий, в посрамление старого, неверного Богу. Это аллюзия на Ис 51, 1–2, где рождение потомства Авраама уподобляется высечению из скалы. Этот же текст, возможно, имеет в виду Иисус, называя Петра (имя которого означает К. Или скалу) тем К., на котором Он воздвигнет Свою Церковь (Мф 16, 18) — новый народ Божий, новый Храм, состоящий из живых К.
(Еф 2, 20–21) — христиан. Христос — краеугольный К. Этого нового Храма (термин обозначал как общее основание, на которое опирались смежные стены, так и завершение свода — замковый К. В любом случае речь идет о К., держащем все здание). Образ надежного краеугольного К., полагаемого Богом, восходит к пророкам (Ис 28, 16. Зах 3, 9. 4, 7). С др. Стороны, согласно Пс 118, 22, главою угла стал К., прежде отвергнутый строителями. Мк 12, 10 и Деян 4, 11 применяют этот образ к Иисусу Христу, имея в виду Его смерть и воскресение. Этот образ соединяется и с образом К. Преткновения и соблазна (1 Петр 2, 4–8. Рим 9, 32–33), восходящим к Ис 8, 14. Согласно Лк 20, 17–18, тот, кто упадет на этот К., разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (эти слова намекают на К., который, согласно Дан 2, 31–45, окончательно сокрушит все царства).
Иисус — не только краеугольный К. Для спасенных Им, но и причина гибели всех тех, кто противодействует Богу.1 Кор 10, 4 говорит об Иисусе как о К. — источнике воды (ср. Ин 4, 10). Этот образ вызывает в памяти скалу, из которой вследствие удара Моисея забил источник (Исх 10, 4. Числ 20, 11).Отд. Группу свящ. К. Образуют драгоценные К. Благодаря игре света, как бы отражающей Божественное сияние, а также их редкости, труднодоступности, дорогой цене в них видели особые символы божества и украшали ими свящ. Предметы. Часто этим К. Приписывались магические свойства. 12 различных драгоценных К. Украшали наперсник первосвященника (Исх 17, 20. 39, 10–12. Иосиф Флавий, Иудейская война 5, 234, Иудейские древности 3, 168). В разных источниках состав и порядок этих К.
Неск. Отличаются. Перечень К., которыми украшены одежды царя Тирского (Иез 28, 13), включает 9 из 12 К. Наперсника. Еще один похожий список — К., которыми украшены 12 оснований нового Иерусалима (Откр 21, 19–20. Ср. Тов 13, 16–17. Ис 54, 11–12). Не только толкование символики, но и идентификация библ. К. — сложная проблема, т.к. Древние названия не совпадают с современными. В древности К. Классифицировались гл. Обр. По цвету, а не по твердости и химическим свойствам, как сейчас.Лит-ра. Evans J. The Magical Jewels of the Middle Ages. Ox., 1923. Cooper C.W. The Precious Stones of the Bible. L., 1924. Pazzini A. Le pietre preziose nella storia della medicina e nella legenda. R., 1939. Sciascia P. Lapis reprobatus. R., 1959. Eliade M. Histoire des croyances et des idОes religieuses.
P., 1976, vol. 1. Oss D.A. The Interpretation of the «Stone» Passages by Peter and Paul // Journal of the Evangelical Theological Society 32 (1989), 181–200. Sacred Sites, Sacred Places. L., 1994..
Дополнительный поиск Камень
На нашем сайте Вы найдете значение "Камень" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камень, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 6 символа