Кантемир Антиох Дмитриевич
Князь, дипломат, поэт, переводчик. Род. 21.09.1709, Стамбул, ум. 11.04.1744, Париж.Мл. Сын молдавского князя Д.К. Кантемира (с 1710 — молдавского господаря, заключившего в апр. 1711 договор с Петром I о вхождении в состав России и о совместной борьбе против Турции), К. Жил и воспитывался в России, получил блестящее домашнее образование, продолженное в школе капуцинов в Астрахани, где К. В ожидании отца, участвовавшего в Персидском походе, учился с 4.07.1722 по 14.01.1723 (здесь, вероятно, произошло знакомство К. С В.К. Тредиаковским). После отъезда семейства К. Из Астрахани вместе с ними в Москву и С.-Петербург последовали капуцины Антонио Мария д’Амелия Луалда и Октавио Мария, ставшие домашними учителями К. В 1726–27 К.
Учился в С.-Петербурге в Академическом ун-те, с 1727 служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Воен. Службу сочетал с лит. Занятиями, писал стихи, переводил соч. Н. Буало, Разговоры о множестве миров Б. Фонтенеля (изд. 1740, С.-Петербург. В 1765 книга была запрещена по требованию Синода как «противная вере и нравственности»). В 1729 К. Написал 1-ю сатиру в поддержку просветительских начинаний архиеп. Феофана Прокоповича (в ней содержались выпады против обскурантизма рус. Духовенства и против Камня веры Стефана Яворского). В 1730 К. Посвятил Феофану 3-ю сатиру О различии страстей человеческих (последняя, 8-я сатира была написана в Париже в 1739. На рус. Языке Сатиры опубл. В 1762). Оригинальные соч. К., прежде всего Сатиры, быстро распространялись в списках, высоко ценились современниками и вызывали подражания.
Благодаря своим поэтическим произведениям К. По праву считается одним из основоположников рус. Классицизма, наряду с В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым. При этом К. Был приверженцем силлабического стиха и не принял силлабо-тонической системы Тредиаковского.После прибытия в Россию в 1728 духовника княгини И.П. Долгорукой аббата Ж. Жюбе де ла Кура, влиятельного янсениста (янсенизм), К. Попал в сферу его внимания. По предложению Жюбе де ла Кура К. Выполнил переводы ряда катол. Сочинений, предназначавшихся для распространения в России. С этих пор и до конца жизни К. Сохранял дружеские отношения с И.П. Долгорукой и ее детьми, воспитанниками Жюбе де ла Кура.Назначенный российским представителем в Англии, К. 1.03.1732 прибыл в Лондон, где способствовал восстановлению русско-англ.
Дип. Отношений. 18.04.1738 К. Был пожалован в камергеры и назначен рос. Послом во Франции. С 1741 он — тайный советник. В годы дип. Службы К. Переводил Анакреона, Эпиктета, Горация, Вольтера, Монтескье, в 1742–43 на основании Доказательства бытия Бога Ф. Фенелона составил трактат, известный под названием Письма о природе и человеке.В Париже К. Возобновил общение с Жюбе де ла Куром и до конца жизни поддерживал тесные связи с янсенистами, в частности, со своим другом и биографом, издателем Сатир на франц. Языке, аббатом Октавианом де Гуаско. При этом К. Оставался православным, что засвидетельствовано в его завещании. В 1740-х, будучи уже тяжело больным, К. Добился, чтобы из России к нему прислали правосл. Священника, который и напутствовал его перед смертью.
Похоронен К. В Москве, в Никольском монастыре (могила не сохранилась).Соч. Сочинения, письма и избранные переводы. СПб., 1867–68. 2 т. Реляции. Из Лондона / С введением и прим. В.Н. Александренко. М., 1892–1903. 2 т. Собрание стихотворений / Подготовка текста и прим. З.И. Гершковича. Л., 1956..
Дополнительный поиск Кантемир Антиох Дмитриевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Кантемир Антиох Дмитриевич" в словаре Католическая энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Кантемир Антиох Дмитриевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 26 символа