Быть
ВЭЙ (1). "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть"Термин кит. Философии, выражающий три осн. Понятия, производные от его трех грамматич. Функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).1. Как связка "делаться", "являться", "быть (чем-либо)" В. Означает процесс, результатами к-рого являются конкр. Состояния. В "Мо-цзы" (гл. 40, опр. 85) В. Определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение". Как служебное слово ("(деятельность) для, ради". Ср. Рус. "для, деля" - "дело", лат. Causa - "для") В. Образует этич. Понятие целевой ориентации, прямая дефиниция к-рого также содержится в "Мо-цзы" (гл.40, опр. 75). "В.- это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)".
По-видимому, монеты (см. Мо цзя) первыми придали В. Статус самост. Филос. Понятия, определив его с помощью трех фундамент, категорий. "знание" (чжи (2), см. Чжи - син), "воля" (чжи (3)) и "действие" (син (3)) ("Мо-цзы", гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления В. Была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. До н.э.?)- сам субъект ("Мэн-цзы", III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования "для себя", или "ради своего я" (В. Во) стало синонимом эгоизма. В совр. Лит-ре термин "В. Во" используется для передачи понятия "вещь – для нас" (Ding-ftlr-uns). "В. Во чжи у".2. В полном знаменательном значении "деяние, свершение, осуществление" В. Как свои подвиды охватывает. Син (3)- "действие", "поведение", связанное с этич.
Нормативом "должной справедливости" (и (1)) и ши (3)- "дело", "служение", связанное с прагматич. Реализацией "пользы-выгоды" (ли (3)) ("Сюнь-цзы", гл.22).3. В. С оптативным отрицанием у (1), выражая предписание "недеяния", или "отсутствия деятельности" (у В.), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естеств. Порядок вещей и ход событий ни с этич. (конфуцианство, моизм), ни с прагматич. (моизм, легизм) позиций. У В. Предполагает, однако, специфич. (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (В. У В.). "Осуществляй недеяние, но не предавайся (ему)" (В. Эр бу ши) ("Дао дэ цзин", 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, к-рый должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмич.
Импульсов в социальную сферу ("Лунь юй", XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в гос-ве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1-2 вв.). "Путь Неба - это осуществление (ши (8)), путь Земли - это превращение (хуа), путь человека - это В." ("Цянь фу лунь", 32).*Кобзев А.И. К проблеме знания и действия в традиц. Кит. Философии // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979. Его же. Учение Ван Янмина и классич. Кит. Философия. М., 1983. Гл. 8. Титаренко М.Л. Древ-некит. Философ Мо Ди, его школа и учение.
М., 1985. С. 149-53. Graham A.C. Later Mohist Logic, Ethics and Science. Hong Kong - L., 1978. §1.4.32.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Быть
На нашем сайте Вы найдете значение "Быть" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Быть, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 4 символа