Гу яньу
Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь.15.7.1613, Куньшань пров. Цзянсу, - 15.2.1682, Цюйво пров. Шаньси.Философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критич. Направлению - пу сюэ ("учение о естестве", "конкр. Учение") в идеологии пер. Правления дин. Цин (1644 - 1911). Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчж. Завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу - "Пламенный воитель". Отказывался от карьеры при маньчж. Владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Идейное наследие Г.Я. Заключено гл. Обр. В двух сб-ках разнотемных произведений. "Собр. Прозы (Гу) Тинлиня" ("Тинлинь вэнь цзи") и "Записях ежедневных познаний" ("Жи чжи лу").Неспособность Китая противостоять иноземцам Г.Я.
Объяснял порочностью господствовавшей идеологии - неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ (1)), к-рое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Г.Я. Выступал за изучение и восстановление "подлинного" конфуцианства ("учения совершенномудрых" - шэн сюэ) в древнейшем ортодокс, истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э.- 220 н.э.). Поэтому порожденное Г.Я. Идейное направление стало наз. Также "ханьским учением" (хань сюэ). Для его возникновения осн. Значение имело введение Г.Я. Новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирич. Обоснованности и практич. Применимости знания в общем онтологич.
Плане Г.Я. Выводил из того, что "для дао нет места вне орудий (ци (2))", т.е. Вне конкр. Явлений действительности. "Путь-учение (дао) совершенномудрых" он определял двумя формулами Конфуция. "расширение познаний в культуре (вэнь)" и "сохранение чувства стыда в своих поступках" ("Лунь юй", VI, 25, XII, 15, XIII, 20), объединяя т.о. Гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме "законы или люди" Г.Я. Упорядочивающим считал человеч. Фактор. Обилие юридич. Норм пагубно, ибо заслоняет мораль. "Выправления людских сердец и улучшения нравов" можно достичь посредством свободного выражения обществ, мнения -"чистосердечных обсуждений" (цин и). Полагал, что в пер. С 8 в. До н.э. По 17 в. Наилучшим состояние нравов было в эпоху Вост.
Хань (25 - 220), особенно в пер. Правления ее основателя Гуаньу-ди (25 - 57).Вместо традиц. Концепции политич. Власти, соотносящей императора и чиновников как "тело и члены", Г.Я. Предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей. Чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба ("Жи чжи лу", цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Основой всей социально-политич. Структуры считал межличностные, прежде всего кровнородств. Отношения. Приблизился к различению об-ва (Поднебесная) и гос-ва. Гибель гос-ва - смена династии, гибель Поднебесной - утрата моральных норм до такой степени, что "люди готовы пожирать друг друга" (слова из "Мэн-цзы"). Ревизуя формулу "Да сюэ", умение сохранить Поднебесную считал гарантом умения упорядочить гос-во.В социально-экономич.
Сфере выступал с позиций конф. Антимеркантилизма. Обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных - "мнимых" -денег. Гл. Целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. Считал не экономич. Благосостояние, а социально-политич. Стабильность.*Жи чжи лу цзи ши ("Записи ежедневных познаний" с собр. Коммент.). Сост. Хуан Жучэн (1834). Пекин, 1957. Тинлинь ши вэнь цзи (Собр. Поэзии и прозы (Гу) Тиклиня). Тайбэй, 1970. **Малявин В.В. Кровнородств. Объединения - цзунцзу в конф. Историографии позднесредневек. Китая // 3-я НК ОГК. Вып. 1. М., 1972. Власов B.C. К характеристике "хо хао"- термина экономич. Мысли Китая (по материалам "Цянь лян лунь" Г.Я., XVII в.) // Вопросы истории Китая.
М., 1981. Кобзев А.И. Китай // История политич. И правовых учений. XVII -XVIII вв. М., 1989. Чжан Шунь-хуэй. Гу Тинлинь сюэ цзи (Жизнеописание и учение Гу Тинлиня). Ухань, 1957. Се Гочжэнь. Гу Тинлинь сюэ пу (Биография и учение Гу Тинлиня). Шанхай, 1957. Ван Цзян. Г.Я. Пекин, 1960. Chang С. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. P. 216 - 35.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Гу яньу
На нашем сайте Вы найдете значение "Гу яньу" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гу яньу, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 7 символа