Доброта

205

ЖЭНЬ (2). "Гуманность", "человечность", "милосердие", "доброта".Одна из основополагающих категорий кит. Философии и традиц. Духовной культуры, совмещающая три гл. Смысловых аспекта. 1) морально-психологич. - "(родств.) любовь/жалость к людям" - ай жэнь, стоящая в одном ряду с "долгом/справедливостью" (и (1)), ритуальной "благопристойностью" (ли (2)), "разумностью" (чжи (1)), "мужеством" (юн (1)). 2) социально-этич. - совокупность всех видов правильного отношения человека к др. Человеку и об-ву. 3) этико-метафизич. - симпатически-интегративная взаимосвязь отд. Личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы. Этимологич. Значение Ж.- "человек и человек" или "человек среди людей". Хотя иероглиф Ж. В значении "доброта правителя к подданным" присутствует в совр.

Текстах канонизированной конфуцианцами доконф. Классики ("Шу цзин", "Ши цзин"), возможно, он был не только терминологизирован, но и искусственно создан Конфуцием (6 - 5 вв.), а затем включен в указ, тексты.В конфуцианстве понятие Ж. Сразу стало центр, категорией, определявшейся, с одной стороны, как спокойно-самодостаточная "любовь к людям", рождающая правильный баланс любви и ненависти ("Лунь юй", XII, 22, IV, 2, 3, VI, 21. "Мэн-цзы", IV Б, 28), с др. - как "преодоление себя и возвращение к ритуальной благопристойности" (кэ цзи фу ли), реализующее "золотое правило" морали. "не навязывать другим того, чего не желаешь себе", "упрочивать других в том, в чем желаешь упрочиться сам, и подвигать их на то, на что желаешь подвигнуться сам" ("Лунь юй", XII, 1, 2, VI, 28).

У Конфуция Ж. Представлялось специфич. Атрибутом "благородного мужа" (цзюнь цзы), не присущим "ничтожному человеку" (сяо жэнь) ("Лунь юй", IV, 5, XIV, 7, 30), но уже у его ближайших последователей стало универсальным началом, образующим человеч. Личность ("Чжун юн", 20. "Мэн-цзы", III А, 4, VII Б, 16. "Ли цзи", гл. 7). Мэн-цзы (Мэн Кэ, 4 - 3 вв. До н.э.), усмотрев источник Ж. В реагирующем с чувственной непосредственностью соболезнующем и сострадающем "сердце" (синь (1)), без к-рого человек перестает быть человеком ("Мэн-цзы", II А, 6, VI Б, 2, VII Б, 3D, следствием "гуманного (отношения к) людям" (Ж. Минь) считал "любовь (к миру) вещей" (т.е. Всему сущему)- ай у. Он также обобщил мысли "Лунь юя" о социально-полит. Значимости Ж.

В понятии Ж. Чжэн- "гуманное правление" (см. Ван дао), ставшем впоследствии идеологич. Штампом конф. Ортодоксии. В раннем даосизме Ж. Подверглось критике как искусств, образование, не свойственное природе ("Небу и Земле") и явившееся результатом деградации дао и дэ (1) ("благодати/добродетели"). В "Дао дэ цзине" ( § 8) Ж. Признано благотворной основой общения людей, а в "Чжуан-цзы" (гл. 12) распространено и на неживую природу в качестве "принесения пользы вещам". Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) сделал шаг к онтологизации Ж., объявив его воплощением "воли Неба" (тянь чжи, см. Тянь) в человеч. Теле и результатом "трансформации" (хуа) "пневмы" (ци (1)) крови. В позднем даосизме, философии сюанъ сюэ и буддизме Ж. Стало играть роль одной из важнейших добродетелей - милосердия, преодолевающего барьер между "я" и "не-я" (см.

У во). Неоконфуцианцы (см. Неоконфуцианство) под влиянием Хань Юя (8 - 9 вв.) расширили онтологич. Содержание понятия Ж. Чэн Хао, Чжан Цзай (11 в.), Ван Янмин (15- 16 вв.) и др. Трактовали его как атрибут Неба (тянь), органическую единосущность индивида со всем мирозданием, уподобляя отсутствие Ж. Физич. Параличу (медиц. Смысл выражения бу жэнь, "негуманность"). Ван Янмин утверждал, что Ж. "образует единое тело (ти (1), см. Ти -юн) с камнем и черепицей". В трактовках Ж. Мыслителями 19 - нач. 20 в. Отразились особенности восприятия ими зап. Науч. Мысли. Тань Сытун идентифицировал Ж. С общеприродной "силой любви" (ай ли), константным и всеобъемлющим проявлением мировой субстанции - эфира (итай). Кан Ювэй, разделяя эту т. Зр., связывал Ж.

С электромагнитным притяжением. Философы 20 в., интерпретирующие классич. Кит. Доктрины, толкуют Ж. В изнач. Конфуцианстве как сознательное следование этич. Нормам (Ху Ши) или спонтанную нравств. Интуицию (Лян Шумин), a в неоконфуцианстве - как принцип "моральной метафизики" (даодэ дэ синэршансюэ, см. Син (2)), выражающий самосозидающее личностное начало (Фэн Юлань, Моу Цзунсань, Ду Вэймин).**Карапетьящ А.М. Первонач. Смысл осн. Конф. Категорий // Конфуцианство в Китае. М., 1982. Цверианшивили А.Г. Категория "жэнь" в трактовке Лян Шумина и Ху Ши // 16-я НК ОГК. Ч. 3. М., 1985. Chan Wing-tsit. The Evolution of the Confucian Concept Jen // PEW. 1955. Vol. 4. №4. Tu Wei-ming. The Creative Tension between Jen and Li // Ibid. 1968. Vol.18. №1 - 2. Lin Yu-sheng.

The Evolution of the Pre-Confucian Meaning of Jen and the Confucian Concept of Moral Autonomy // Monumenta Setica. 1974 - 5. Vol. 31.А.И. Кобзев.

Значения в других словарях
Доброта

Добродушие, доброжелательность, наклонность к добру, как высшее качество православного человека. Доброта как деятельная способность делать добро — высшее совершенство человека. «Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное — легким, мрачное — радостным. Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л. Толстой).См. Также. Добро, Добротолюбие.Источник. Энциклопедия "Русская цивилизация". ..

Доброта

1) добро́та. ..

Доброта

• безграничная доброта. ..

Доброта

Добросердечие, (добро)сердечность, душевность. Благость, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, благодушие, добротолюбие, человечность, человеколюбие, участливость, добродушность, добросердечность, добродушие, отзывчивость, благодушность, добротность, кротость, гуманность, ласка, мягкость. ..

Доброта

Ж.Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Добрый (1,2).. ..

Доброта

-ы, ж. 1. См. Добрый. 2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-н.. ..

Доброта

Доброты, мн. Нет, ж. Отвлеч. Сущ. К добрый. Доброта характера.. ..

Добродетель

См. Моральная сила. ..

Добропорядочность

См. Честность. ..

Доверие

СИНЬ (1). "Сердце" ("психика", "сердцевина", "субъективное", "дух", "сознание"). Категория традиц. Кит. Философии. Имеет четыре осн. Смысла. 1) функциональный орган - средоточие сознания и психич. Возможностей, в т.ч. Чувств и воли. 2) "сердцевина", квинтэссенция возможностей любой "вещи", живой и неживой, в т.ч. Человека. 3) функции сознания, психики и познания. 4) обозначение субъективно идеального (стандартная оппозиция - у (3), "вещь". Ср. Вэйсиньчжуи - идеализм, вэйучжуи - материализм). Гра..

Довольство

См. Удовлетворение. ..

Доброта

Качество человека, выражающее его способность и стремление делать людям добро. Противоположность Д. — злобность. В обыденном сознании под Д. Подразумеваются такие качества личности, как мягкость, предупредительность, заботливость, способность к сочувствию, без к-рых Д. Немыслима. Однако такое понимание Д. Является ограниченным, поскольку включает и любые конформистские (см. Конформизм), соглашательские, попустительские действия. Подлинная Д. Является принципиальной и вдохновляется заботой не тол..

Дополнительный поиск Доброта Доброта

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Доброта" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Доброта, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 7 символа