Имен исправление

175

ЧЖЭН МИН "Выправление имен", "исправление имен".Социально-гносеологич. Концепция, предложенная Конфуцием (6 - 5 вв. До н.э.). Суть Ч.м. - необходимое для политико-администр. Управления требование адекватности реального номинальному. У Конфуция идея Ч.м. Подразумевала необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу в интересах упорядочения об-ва. "Правитель (должен быть) правителем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". "Когда имена неправильны, суждения несоответственны. Когда суждения несоответственны, дела не исполняются" ("Лунь юй", гл. "Цзы Лу"). Эти тезисы стали результатом рефлексии на изменение социально-экономим. И политич. Ситуации, когда, с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в части., теряла влияние наследств.

Знать), с другой - эти наименования (титулы и проч.) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с т.зр. Обычного права и традиц. Этико-ритуальных норм. Представитель школы мин цзя Гунсунь Лун (4 - 3 вв. До н.э.) интерпретировал проблему Ч.м. В логико-семантич. Русле, в свете проблемы соотношения "имен" (мин (2)) и "реалий" (ши (2)). Самостоятельность "имени" и в то же время связь каждого имени с единичной конкр. "реалией" обусловливает неизбежное изменение как "имени" при изменении "реалии", так и "реалии" в связи с переменой "имени" ("Гунсунь Лун-цзы", гл. "Мин ши лунь" - "Об именах и реалиях"). В "Мо-цзы" (разд. "Цзин шо", ч. 2) эта зависимость прямо постулирована определением Ч.м. Как "обоюдности" (би цы). В "эклектич." трактате "Гуань-цзы" (4 - 3 вв.

До н.э.), гл. "Синь шу шан" ("Искусство сердца", ч. 1), Ч.м. Подразумевает своеобразно служебную роль "телесной формы" (син (2)) по отношению к "имени". Первая - основание для присвоения второго, причем под понятие "телесная форма" подпадают поступки и обществ. Положение подданных, а "имя" означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском трактате "Хань Фэй-цзы" (3 в. До н.э.), где в заслугу "совершенномудрым" (шэн жэнь, см. Шэн (1)) ставится "предопределяющая" (мин (1)) роль "имен" (в т.ч. Званий, титулов и т.п.) по отношению к вещам и делам, а Ч.м. Отождествляется с правлением на основе закона (фа (1)). В "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), где представлены начальные формы синтеза конф.

И легистских доктрин, в гл. "Ч.м." автор настаивает на применении единых "имен", к-рые определяли бы нормы социально-политич. Жизни. Пригодность этих "имен" для адекватного выражения "реалий" зависит не только от самой "реалии", но и от "договоренности" людей между собой относительно применения "имени". В то же время решающая роль в создании "имен", согласно "Сюнь-цзы", принадлежит упорядочивающей инициативе правителя. В последующей конф. Традиции соответствие филос. И этико-политич. Построений идее Ч.м. Служило одним из важнейших критериев ортодоксальности. См. Лит-ру к ст. Конфуцианство, Мин (2)..

Значения в других словарях
Изменение

См. Преобразование. ..

Изящная словесность

См. Стиль. ..

Импульс

ЦЗИ (1)"Пружина" ("движущая сила", "механизм", "механический", "организм", "начало", "импульс", "хитроумный", "махинаторский").Одна из самых специфич. Категорий кит. Философии. Конкр. Значения Ц.- крючок арбалета, западня, спускать стрелу с крючка. В семантике иероглифа Ц. (элементы "дерево" и "зародыш" ("исток", "край")) традиционно противопоставляемые на Западе понятия "механизм" и "организм" объединяются через общий признак самодвижения, двигательного импульса, исходящего изнутри.В конф. Текс..

Дополнительный поиск Имен исправление Имен исправление

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Имен исправление" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Имен исправление, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 16 символа