Имен исправление
ЧЖЭН МИН "Выправление имен", "исправление имен".Социально-гносеологич. Концепция, предложенная Конфуцием (6 - 5 вв. До н.э.). Суть Ч.м. - необходимое для политико-администр. Управления требование адекватности реального номинальному. У Конфуция идея Ч.м. Подразумевала необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу в интересах упорядочения об-ва. "Правитель (должен быть) правителем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном". "Когда имена неправильны, суждения несоответственны. Когда суждения несоответственны, дела не исполняются" ("Лунь юй", гл. "Цзы Лу"). Эти тезисы стали результатом рефлексии на изменение социально-экономим. И политич. Ситуации, когда, с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в части., теряла влияние наследств.
Знать), с другой - эти наименования (титулы и проч.) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с т.зр. Обычного права и традиц. Этико-ритуальных норм. Представитель школы мин цзя Гунсунь Лун (4 - 3 вв. До н.э.) интерпретировал проблему Ч.м. В логико-семантич. Русле, в свете проблемы соотношения "имен" (мин (2)) и "реалий" (ши (2)). Самостоятельность "имени" и в то же время связь каждого имени с единичной конкр. "реалией" обусловливает неизбежное изменение как "имени" при изменении "реалии", так и "реалии" в связи с переменой "имени" ("Гунсунь Лун-цзы", гл. "Мин ши лунь" - "Об именах и реалиях"). В "Мо-цзы" (разд. "Цзин шо", ч. 2) эта зависимость прямо постулирована определением Ч.м. Как "обоюдности" (би цы). В "эклектич." трактате "Гуань-цзы" (4 - 3 вв.
До н.э.), гл. "Синь шу шан" ("Искусство сердца", ч. 1), Ч.м. Подразумевает своеобразно служебную роль "телесной формы" (син (2)) по отношению к "имени". Первая - основание для присвоения второго, причем под понятие "телесная форма" подпадают поступки и обществ. Положение подданных, а "имя" означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском трактате "Хань Фэй-цзы" (3 в. До н.э.), где в заслугу "совершенномудрым" (шэн жэнь, см. Шэн (1)) ставится "предопределяющая" (мин (1)) роль "имен" (в т.ч. Званий, титулов и т.п.) по отношению к вещам и делам, а Ч.м. Отождествляется с правлением на основе закона (фа (1)). В "Сюнь-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.), где представлены начальные формы синтеза конф.
И легистских доктрин, в гл. "Ч.м." автор настаивает на применении единых "имен", к-рые определяли бы нормы социально-политич. Жизни. Пригодность этих "имен" для адекватного выражения "реалий" зависит не только от самой "реалии", но и от "договоренности" людей между собой относительно применения "имени". В то же время решающая роль в создании "имен", согласно "Сюнь-цзы", принадлежит упорядочивающей инициативе правителя. В последующей конф. Традиции соответствие филос. И этико-политич. Построений идее Ч.м. Служило одним из важнейших критериев ортодоксальности. См. Лит-ру к ст. Конфуцианство, Мин (2)..
Дополнительный поиск Имен исправление
На нашем сайте Вы найдете значение "Имен исправление" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Имен исправление, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 16 символа