Конфуций
Латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. (552)551, Цзоу в царстве Лу (совр. Г. Цюйфу пров. Шаньдун),- 479 до н.э., там же.Первый кит. Философ, личность к-рого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Отцом К. Был луский аристократ Шулянхэ, известный своим ратным мужеством и физич. Силой. Его брак с юной Янь Чжи современники нарекли "союзом, не соответствующим правилам", ибо мужчине старше 63 лет не полагалось заново заводить семью. Шулянхэ исполнилось 66, а Янь Чжи не было и двадцати. Шулянхэ мечтал о сыне - от первой жены у него было девять дочерей, вторая родила мальчика, но болезненного. Вместе с беременной третьей супругой он отправился просить о наследнике "правителя священного глиняного холма" недалеко от Цюйфу.
Там в пещере Янь Чжи родила сына, к-рого нарекли Цю - "холм" в честь священного холма и дали ему прозвище Чжунни ("Второй с глинозема"). Отец скончался, когда Конфуцию было три года. Его воспитывала мать, семья жила замкнуто и бедно. Чжунни пришлось в детстве и юности заниматься тяжелым физич. Трудом - браться за самые низкие, презираемые аристократами работы. Мать скончалась, когда ему не было 17 лет.Обладая природным умом и крепким здоровьем, он с 15 лет увлеченно занялся самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере. В древнем Китае ее условием было владение "шестью искусствами" (лю и), включавшими умение выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать.
Ему удалось поступить управляющим складами в семью луского аристократа Цзи Ши, затем он стал надсмотрщиком над стадами и лишь в 27 лет поступил на службу в гл. Кумирню царства Лу помощником при совершении жертвоприношений. В 30 лет Конфуций открыл частную школу и впоследствии не расставался с учениками.Т.о. К. Уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тыс. Учеников). Его педагогич. Доктрина строилась на эгалитарно-демократич. Принципе равных возможностей - "обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату- "связку сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", К. Попытался сделать карьеру гос.
Деятеля для практич. Реализации своей социально-политич. Теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по др. Царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологич. Работой над канонич. Произведениями древности. Собств. Историч. Миссию К. Видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу к-рого составляли историко-дидактич. И художеств, произведения, прежде всего "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на историч.
Прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры К. Считал "святых совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полуреальной, полумифич. "древности" (гу (2)), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное обществ, устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными (в идеале - чиновниками), чье наименование - жу стало обозначением конфуцианцев. При дин. Хань во 2 в. До н.э. Подобный подход к культуре был высоко оценен гос. Властью, конфуцианство получило статус офиц. Идеологии, а К.- титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности.Взгляды К.
Нашли аутентичное выражение в составленном в 5 - 4 вв. До н.э. И обретшем совр. Форму на р-же н.э. Сб. "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащем разнотемные высказывания самого К., его учеников и их учеников. К. Также приписывается авторство на филос. Коммент., входящие в "Чжоу и", и первой летописи "Чунь цю" ("Весны и осени"). К. Воздерживался от суждений о сверхестеств., полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистич. "безмолвное" Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин (1)) может и должно быть познано человеком, к-рый только в таком случае способен стать "благородным мужем" (цзюнь цзы), т.е. Нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.
Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой" (ли (3)), а не "должной справедливостью" (и П1), низкопоставленный и привязанный к конкр. Делу. В сфере "благодати/добродетели" (дэ (1)) "благородный муж" господствует над "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения К.- человек, осмысляемый в единой социально-этич. Плоскости, к к-рой сводятся проблемы и экзистенциальные ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?"), и религ. ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям?"), и гносеологич. (знание - это "знание людей"). Человеч. "природу" (син (1)) К., видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки", ср.
"Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"). Поэтому для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли (2))", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь (2)) в Поднебесной. "Благопристойность" - "внешняя", ритуализованная этико-социальная норма и "гуманность" - "внутр." морально-психологич. Установка на "любовь к людям" составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг к-рой концентрируются его основополагающие категории - "благодать-добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо (1), см. Сяо ти), "верность" (чжун (2), см. Чжун шу) и др. Этика К. Подчинена принципам "срединности" (чжун юн - "золотая середина", см. "Чжун юн"), и "взаимности" (шу (3) - "золотое правило морали", см.
Чжун шу). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологич. Концепцию "выправления имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-администр. Управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. Учение мин цзя), В целом социально-политич. Доктрина К. Зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этики-ритуала (ли (2)) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции обществ, жизни. Административно-правовым, утилитарно-экономич., естественно-природным, к-рые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом, мо цзя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религ.
Культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного правителя" и святого мудреца, сохранившийся за ним в Китае до нач. 20 в.В 1985 в КНР создан НИИ К. (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Кит. Фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзиц-зиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю", Цзинань).А.И. Кобзев, Л.С. Переломов*Ян Шуда (сост.). Лунь юй шу чжэн ("Суждения и беседы" с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955. Попов П.С. Изречения К., учеников его и др. Лиц. СПб., 1910. Древнекит. Философия. Т. 1 - 2. М., 1972 - 3. Кобзев А.И. "Великое учение" - конф. Катехизис // Историко-филос. Ежегодник. 1986. М., 1986. Un Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943. Legge J. The Chinese Classics.
,Vol. 1. Hong Kong, 1960. "Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982. С. 3 - 45. Семененко И.И. Афоризмы К. М., 1987. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992. Переломов Л.С. Слово К. М., 1992. Его же. К. Жизнь, учение и судьба. М., 1993. Цай Шансы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей К.). Шанхай, 1982. Куан Я мин. Кун-цзы пин чжуань (Критич. Биография К.). Цзинань, 1985. Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о К.). Шэньян, 1990. Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931. Creel H.C. Confucius, the Man and the Myth. N.Y., 1949. FingaretteH. Confucius - the Secular as Sacred. N.Y., 1972. DawsonR. Confucius. Oxf., 1981..
Дополнительный поиск Конфуций
На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуций" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуций, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа