Конфуций

192

Латинизированная форма кит. Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни. (552)551, Цзоу в царстве Лу (совр. Г. Цюйфу пров. Шаньдун),- 479 до н.э., там же.Первый кит. Философ, личность к-рого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Отцом К. Был луский аристократ Шулянхэ, известный своим ратным мужеством и физич. Силой. Его брак с юной Янь Чжи современники нарекли "союзом, не соответствующим правилам", ибо мужчине старше 63 лет не полагалось заново заводить семью. Шулянхэ исполнилось 66, а Янь Чжи не было и двадцати. Шулянхэ мечтал о сыне - от первой жены у него было девять дочерей, вторая родила мальчика, но болезненного. Вместе с беременной третьей супругой он отправился просить о наследнике "правителя священного глиняного холма" недалеко от Цюйфу.

Там в пещере Янь Чжи родила сына, к-рого нарекли Цю - "холм" в честь священного холма и дали ему прозвище Чжунни ("Второй с глинозема"). Отец скончался, когда Конфуцию было три года. Его воспитывала мать, семья жила замкнуто и бедно. Чжунни пришлось в детстве и юности заниматься тяжелым физич. Трудом - браться за самые низкие, презираемые аристократами работы. Мать скончалась, когда ему не было 17 лет.Обладая природным умом и крепким здоровьем, он с 15 лет увлеченно занялся самообразованием в надежде, что со временем знания смогут прокормить его и помогут в служебной карьере. В древнем Китае ее условием было владение "шестью искусствами" (лю и), включавшими умение выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать.

Ему удалось поступить управляющим складами в семью луского аристократа Цзи Ши, затем он стал надсмотрщиком над стадами и лишь в 27 лет поступил на службу в гл. Кумирню царства Лу помощником при совершении жертвоприношений. В 30 лет Конфуций открыл частную школу и впоследствии не расставался с учениками.Т.о. К. Уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества ученых-интеллектуалов (имел более трех тыс. Учеников). Его педагогич. Доктрина строилась на эгалитарно-демократич. Принципе равных возможностей - "обучения вне зависимости от рода" обучаемого и предполагала минимальную плату- "связку сушеного мяса". В 50 лет, "познав небесное предопределение", К. Попытался сделать карьеру гос.

Деятеля для практич. Реализации своей социально-политич. Теории. В 496 он достиг поста первого советника в Лу, но вскоре был вынужден покинуть родину и, 13 лет путешествуя с ближайшими учениками по др. Царствам Китая, безуспешно внушал их правителям свои идеи. Последние годы жизни он провел в Лу, занимаясь развитием своего учения, преподаванием и текстологич. Работой над канонич. Произведениями древности. Собств. Историч. Миссию К. Видел в сохранении и передаче потомкам древней культуры (вэнь), поэтому не занимался сочинительством, а редактировал и комментировал письменное наследие прошлого, основу к-рого составляли историко-дидактич. И художеств, произведения, прежде всего "Ту цзин" и "Ши цзин". Эта исходная ориентация определила такие фундаментальные особенности конфуцианства, как нормативность, опирающуюся на историч.

Прецедент, и беллетризированность. Творцами культуры К. Считал "святых совершенномудрых" (шэн (1)) правителей полуреальной, полумифич. "древности" (гу (2)), что позволило ему трактовать "культурность" (вэнь) и правильное обществ, устройство как две стороны одной медали - разные проявления единого "Пути" (дао) человека. В условиях как торжества, так и неосуществленности в Поднебесной этот "Путь" поддерживается учеными (в идеале - чиновниками), чье наименование - жу стало обозначением конфуцианцев. При дин. Хань во 2 в. До н.э. Подобный подход к культуре был высоко оценен гос. Властью, конфуцианство получило статус офиц. Идеологии, а К.- титулатуру, приравнивавшую его к "совершенномудрым" правителям древности.Взгляды К.

Нашли аутентичное выражение в составленном в 5 - 4 вв. До н.э. И обретшем совр. Форму на р-же н.э. Сб. "Лунь юй" ("Суждения и беседы"), содержащем разнотемные высказывания самого К., его учеников и их учеников. К. Также приписывается авторство на филос. Коммент., входящие в "Чжоу и", и первой летописи "Чунь цю" ("Весны и осени"). К. Воздерживался от суждений о сверхестеств., полагая высшей мироуправляющей силой божественно-натуралистич. "безмолвное" Небо (тянь). Ниспосылаемое им "предопределение" (мин (1)) может и должно быть познано человеком, к-рый только в таком случае способен стать "благородным мужем" (цзюнь цзы), т.е. Нормативной личностью, сочетающей в себе идеальные духовно-моральные качества с правом на высокий социальный статус.

Антагонист "благородного мужа" - "маленький (ничтожный) человек" (сяо жэнь), руководствующийся "выгодой" (ли (3)), а не "должной справедливостью" (и П1), низкопоставленный и привязанный к конкр. Делу. В сфере "благодати/добродетели" (дэ (1)) "благородный муж" господствует над "маленьким человеком", как ветер - над травой. В центре учения К.- человек, осмысляемый в единой социально-этич. Плоскости, к к-рой сводятся проблемы и экзистенциальные ("еще не зная, что такое жизнь, как узнать, что такое смерть?"), и религ. ("еще не умея служить людям, как суметь служить навям?"), и гносеологич. (знание - это "знание людей"). Человеч. "природу" (син (1)) К., видимо, считал этически нейтральной ("по природе люди близки друг другу, а по привычкам - далеки", ср.

"Мэн-цзы", "Сюнь-цзы"). Поэтому для формирования личности необходимо "преодоление себя и возвращение к благопристойности (ли (2))", результатом чего становится торжество "гуманности" (жэнь (2)) в Поднебесной. "Благопристойность" - "внешняя", ритуализованная этико-социальная норма и "гуманность" - "внутр." морально-психологич. Установка на "любовь к людям" составляют двуединую ось конфуцианства, вокруг к-рой концентрируются его основополагающие категории - "благодать-добродетель", "должная справедливость", "сыновняя почтительность" (сяо (1), см. Сяо ти), "верность" (чжун (2), см. Чжун шу) и др. Этика К. Подчинена принципам "срединности" (чжун юн - "золотая середина", см. "Чжун юн"), и "взаимности" (шу (3) - "золотое правило морали", см.

Чжун шу). Заложенная в последнем идея эквивалентного взаимосоответствия обусловила социально-гносеологич. Концепцию "выправления имен" (чжэн мин), выдвигающую необходимое для политико-администр. Управления требование адекватности между номинальным и реальным - "словом и делом" (мин - ши, ср. Учение мин цзя), В целом социально-политич. Доктрина К. Зиждется на приоритете моральных ценностей и норм - этики-ритуала (ли (2)) и церемониальной музыки (юэ) над любыми иными видами регуляции обществ, жизни. Административно-правовым, утилитарно-экономич., естественно-природным, к-рые выдвигались на первый план критиковавшими конфуцианство философскими школами - соответственно легизмом, мо цзя, даосизмом. Идейная и социальная победа конфуцианства над всеми конкурировавшими учениями обеспечила его создателю особый, сопряженный с религ.

Культом статус культурного героя, духовного вождя нации, "некоронованного правителя" и святого мудреца, сохранившийся за ним в Китае до нач. 20 в.В 1985 в КНР создан НИИ К. (Кун-цзы яньцзюсо). С 1986 Кит. Фондом Конфуция (Чжунго Кун-цзы цзиц-зиньхуэй), учрежденным в 1984, начал издаваться ежеквартальник "Исследования Конфуция" ("Кун-цзы яньцзю", Цзинань).А.И. Кобзев, Л.С. Переломов*Ян Шуда (сост.). Лунь юй шу чжэн ("Суждения и беседы" с истолковывающими свидетельствами). Пекин, 1955. Попов П.С. Изречения К., учеников его и др. Лиц. СПб., 1910. Древнекит. Философия. Т. 1 - 2. М., 1972 - 3. Кобзев А.И. "Великое учение" - конф. Катехизис // Историко-филос. Ежегодник. 1986. М., 1986. Un Yutang. The Wisdom of Confucius. N.Y., 1943. Legge J. The Chinese Classics.

,Vol. 1. Hong Kong, 1960. "Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М., 1982. С. 3 - 45. Семененко И.И. Афоризмы К. М., 1987. Малявин В.В. Конфуций. М., 1992. Переломов Л.С. Слово К. М., 1992. Его же. К. Жизнь, учение и судьба. М., 1993. Цай Шансы. Кун-цзы сысян тиси (Система идей К.). Шанхай, 1982. Куан Я мин. Кун-цзы пин чжуань (Критич. Биография К.). Цзинань, 1985. Кун сюэ чжиши цыдянь (Словарь знаний о К.). Шэньян, 1990. Wilhelm R. Confucius and Confucianism. L., 1931. Creel H.C. Confucius, the Man and the Myth. N.Y., 1949. FingaretteH. Confucius - the Secular as Sacred. N.Y., 1972. DawsonR. Confucius. Oxf., 1981..

Значения в других словарях
Конфуций

Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. Э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства (См. Конфуцианство). Происходил из обедневшего знатного рода и большую часть жизни провёл в царстве Лу. В молодости был мелким чиновником, а затем основал первую в Китае частную школу. Основные взгляды К. Изложены в книге «Беседы и суждения» («Лунь юй»), которая представляет собой запись изречений и бесед К. С его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политическо..

Конфуций

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (ок. 551-479 до н. Э.) - древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Основные взгляды Конфуция изложены в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения").КОНФУЦИЙ (латинизированная форма от кит. Кун Фу-цзы - учитель Кун), Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжун-ни КОНФЬЯН (Confiant) Рафаэль (р. 1951) - мартиникский писатель. Пишет на французском языке. Автор романов "Негр и Адмирал" (1988), "Аллея Вздохов" (1994), "Богоматерь великого возвращения" (1996).. ..

Конфуций

И Конфуцианство — см. Кун-фу-цзы.. ..

Конфуций

Латинизированная форма китайского Кун Фу-цзы - "Учитель Кун", Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни (552/551-479 до н.э). Первый китайский философ, личность которого исторически достоверна, создатель конфуцианства. Родился в Цзоу в царстве Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун). Происходил из родовитой, но обедневшей семьи, генеалогически восходившей к свергнутой в 11 в. До н.э. Династии Инь.КОНФУЦИЙКонфуций уже в молодости стал первым в истории Китая профессиональным преподавателем и организатором сообщества..

Конфуций

(Кун-Цзы) (ок. 551-479 гг. До н.э.) мыслитель, основатель этико-политического учения Тот, кто красиво говорит и обладает привлекательной наружностью, редко бывает истинно человечен.Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит толь..

Конфуций

Религиозный и нравственный учитель, почитаемый до сих пор в Китае, где в честь его выстроен храм. Жил около 500 лет до Р. Х.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865)китайский философ, родоначальник конфуцианской религии.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Конфуций

Сущ., кол-во синонимов. (2). ..

Конфуций

Конфуций (Кун-фу-цзы, род. В 552 г. До нашей эры) - китайский моралист, учивший, что нравственное самоусовершенствование есть необходимое условие для сохранения и укрепления семьи и государства. Современный ему политический строй феодально-императорского Китая Конфуций считал единственной идеальной формой государственной организации. В XI в., в связи с проникновением в Китай иноземных влияний, учение Конфуция было дополнено натур-философскими умозрениями. С этого времени оно приобрело исключител..

Конфуций

(Кун-фу-цзы, род. В 552 г. До нашей эры) - китайский моралист, учивший, что нравственное самоусовершенствование есть необходимое условие для сохранения и укрепления семьи и государства. Современный ему политический строй феодально-императорского Китая Конфуций считал единственной идеальной формой государственной организации. В XI в., в связи с проникновением в Китай иноземных влияний, учение Конфуция было дополнено натур-философскими умозрениями. С этого времени оно приобрело исключительное знач..

Конфуций

Кун-цзы (р. Прибл. 551 - ум. 479 до н. Э.), - др.-кит. Мыслитель, педагог и гос. Деятель, заложивший основы этико-политич. Учения - конфуцианства. Род. В обедневшей семье знатного происхождения в царстве Лу (на терр. Совр. Уезда Цюйфу, провинция Шаньдун). В молодости был мелким чиновником, а впоследствии организовал и возглавил первую в Китае частную школу, куда принимались все, независимо от происхождения. Тем самым впервые была нарушена монополия аристократии на образование. В школе у К. Изуча..

Комментарий привязанных слов

СИ ЦЫ ЧЖУАНЬ"Коммент. Привязанных слов". Разд. "Чжоу и" ("Чжоуских перемен"), наиболее философичный из комментариев ("Ши и"- "Десяти крыльев") к канонич. Части этой книги - "И цзину" ("Канону перемен"). Понятие "си цы" ("привязанные слова") подразумевает подписи к графич. Элементам - триграммам и гексаграммам (гуа цы, см. Гуа) и отд. Чертам - яо (яо цы). "С.ц.ч." создан предположительно ок. 4 в. До н.э., состоит из двух частей. Содержит пояснения относительно принципов построения структур "И цзи..

Конфуцианство

(Confucianism)Кит. Жу (цзя/цзяо) - "(учение) школы ученых-интеллектуалов".Древнейшая филос. Система и одно из трех главных этико-религ. Учений (наряду с даосизмом и буддизмом) Дальнего Востока, возникло в Китае на р-же 6 - 5 вв. До н.э. В ориг. Наименовании К. (жу) отсутствует указание на имя его создателя - Конфуция, что соответствует исходной установке последнего - "передавать, а не создавать, верить древности и любить ее". Свое качественно новое этико-филос. Учение Конфуций подчеркнуто иденти..

Кумараджива

Кит. Цзю-молошэнь, Лошэнь, Шэнь, прозе. Туншоу. 344 (или 350), гос-во Гуйсы (совр. Куча Синьцзян-Уйгурского авт. Р-на), - 413 (или 409).Буд. Монах, один из четырех крупнейших переводчиков буд. Лит-ры на кит. Яз. Наряду с Ань Шигао, Чжэньди и Сю-аньцзаном. По преданию, сын индийца и дочери царя гос-ва Гуйсы. На родине в юности изучал классику хинаяны (см. Буддизм), впоследствии посвятил себя изучению текстов махаяны. В 401 прибыл в Чанъань, столицу гос-ва Поздняя Цинь, где провел последние годы ..

Конфуций

КОНФУЦИЙ (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) - китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства - идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. Было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати - магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя ..

Конфуций

(Кун-цзы) (551-479 до н.э.) — китайский философ, создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства — идейного течения, просуществовавшего более двух тысячелетий. Учение К. Было ответом на кризис традиционной идеологии, центральной темой которой были отношения правителя-"вана" и Неба как источника благодати — магической силы "дэ", благодаря которой "ван" ("Сын Неба") упорядочивал "Поднебесную" (общество). У К. "дэ" перестает быть прерогативой правителя — каждый ..

Конфуций

(Кун Фуцзы, Кун-цзы, Кун Цю) (551—479 до н. Э.), кит. Мыслитель, моралист и педагог. Род. В разорившейся знатной семье в царствеЛу. Много путешествовал по др. Царствам Китая, занимал разл. Должности в царстве Лу. Главное в этич. Учении К. — принципы жэнь («человечность», «гуманность») и ли («правила», «нормы поведения»), лежащие в основе жизни человека и определяющие отношения между людьми в семье и обществе. Эти принципы предусматривали почитание родителей и старших по возрасту, преданность и п..

Дополнительный поиск Конфуций Конфуций

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Конфуций" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфуций, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа