Ли ао

166

(1). Ли Сичжи. 772, Чэнцзи обл. Лунси (к востоку от совр. Циньаня пров. Ганьсу) или обл. Чжао,- 841.Философ, литератор. Имел высшую ученую степень цзиньши, был чл. ("д-ром"- боши) импер. Гос. Академии (Гоцзы), дослужился до поста правителя области. Испытал сильное влияние буддизма. Осн. Соч.- "Фу син шу" ("Кн. О возрождении (индивид.) природы"), "Ли Вэнь-гун цзи" (Собр. Произв. Ли - князя Культуры). Стремился к синтезу конф. И буд. Концепций на основе идей "Чжун юна". Пытался применять буд. Понятийный аппарат для анализа конф. Учения о соотношении "сердца" (синь (1)-сознания и психики) и человеч. "(индивид.) природы" (син (1)). Считал "коренную природу" (бэнь син) - исконное природное начало у всех людей в равной степени "добрым" (шань). Соприкосновение ее с вещами внеш.

Мира рождает чувства (цин (2)) и неизбежные чувственные заблуждения. Лишь отбросив их, можно восстановить "дао (индивид.) природы", выражающееся в подчинении зрения, слуха, речи и действий правилам этико-ритуальной "благопристойности" (ли (2)). Тот, кто способен т.о. "довести до предела собств. Природу", может "довести до предела" и "природу" др. Людей, а также вещей, т.е. Привести мир к абсолютной гармонии "срединности и постоянства". "Возрождение" и "доведение до предела собств. Природы" требует поэтапного совершенствования сознания и психики. Прежде всего следует исключить "рождение чувств", "освящая размышления и помыслы", т.е. Сосредоточиваясь на высоких духовных ценностях. Следующий этап "возрождения природы" - познание такого состояния, при к-ром "мысль отсутствует и присутствует" одновременно и к-рое "отделено от движения и покоя" (см.

Дун - цзин). Завершает этот процесс "достижение искренности" (чжи чэн, см. Чэн (1)), некоей границы "совершенной мудрости" (см. Шэн (1)), дающей возможность, внутренне пребывая в "тишине и бездвижности", "обозреть Небо и Землю", "ощущением пронизать всю Поднебесную", в к-рой не остается ничего невидимого и непостижимого. Отрицал возможность познания мира за счет изучения внеш. Вещей и их свойств. Политич. Учение Л.А. Представляет собой интерпретацию положений Конфуция (6 - 5 вв. До н.э.) и Мэн Кэ (4 - 3 вв. До н.э.) о незыблемости социальных ролей (см. Чжэн мин). Основой обществ, порядка считал учение "Шести канонов" ("Лю цзин"). Был активным сторонником идеи "возрождения древности" (фу гу) и развития лит. Стиля гувэнь (см.

Хань Юй).*Ли Вэнь-гун цзи. Л.А. Чжуань (Собр. Произв. Ли - князя Культуры. (С приложением) биографии Л.А.). Цз. 1 - 18. Шанхай. Б.г. // СБЦК. П. 134. Т. 1525 - 26..

Значения в других словарях
Легизм

(legisme, legalism)Принятое в зап. Науке обозначение школы фа цзя - "законников",одного из осн. Направлений древнекит. Этико-политич. Мысли(от лат. Lex, род. Падеж legis - закон)Основоположниками теории и практики Л. Считаются Гуань Чжун (кон. 8 - 7 в. До н.э.), Цзы Чань (6 в. До н.э.), а также Ли Куй, Ли Кэ (возможно, это одно лицо), У Ци (4 в. До н.э.). Крупнейшими теоретиками Л. Признаны Шан Ян, Шэнь Дао, Шэнь Бухай (4 в. До н.э.) и Хань Фэй (3 в. До н.э.).В основе доктрины Л. Лежит учение о ..

Ли гоу

Ли Тайбо. 1009, Наньчэн уезда Наньцзян обл. Цзяньчан (юг совр. Пров. Цзянси), - 1059.Философ, политич. Мыслитель. Родился в бедной неродовитой семье (называл себя "простолюдином из Наньчэна"). Потерпев неудачу на столичных (г. Кайфын) экзаменах на высшую ученую степень цзиньши, основал академию на родине, в окр. Ганьцзян, добился известности как эрудит и талантливый педагог. По рекомендации Фань Чжунъяня получил в 1049 преподавательскую должность при дворе, в конце жизни занимал высокий пост в ..

Дополнительный поиск Ли ао Ли ао

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ли ао" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ли ао, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 5 символа