Народность
МИНЬ БЭНЬ "Народоосновие", "народность".Есть мнение о целесообразности передачи понятия М.б. Посредством понятия "народность" (Ю.М. Гарущянц) из известной формулы "православие, самодержавие, народность". Сформировавшийся до эпохи Цинь (кон. 3 в. До н.э.) идеал социального устройства. Понимание народа как "корня-основы" (бэнь) восходит к тексту "Шу цзина" (гл. "У цзы чжи гэ"). "Народ есть корень-основа гос-ва, если корень крепок, то гос-во в спокойствии" (минь вэй бан бэнь, бэнь гу бан нин). Этот тезис не содержал идеи непосредств. Влияния народа на политику, посредующим звеном выступало высшее начало - Небо (тянь), "слушающее ушами народа и видящее глазами народа". Если правление не будет гуманным и справедливым, Небо лишит государя его сакрального "небесного мандата" (тянь мин, см.
Мин (1)) на царствование. Идеи М.б. Были развиты Мэн Кэ (4 - 3 вв. До н.э.). "Народ есть главное, за ним следуют духи земли и зерна, государь на последнем месте" ("Мэн-цзы", гл. 7 Б). Он также ввел в оборот положение о том, что свержение правителя, утратившего гуманность и справедливость, ничем не отличается от устранения простолюдина. Правителю предписывается заботиться о материальной жизни подданных, с тем чтобы завоевать "сердце народа" (минь синь) и обеспечить в гос-ве стабильность и гармонию. Этич. Основой М.б. Выступало проведение монархом "гуманной политики" (жэнь чжи, см. Жэнь (2)), практич. Формой осуществления - "выдвижение мудрых" (шан сянь), проблема, обсуждавшаяся не только конфуцианцами, но и представителями моизма.
Хотя М.б. В первую очередь было предписанием верхам, положение о нем также брали на вооружение мыслители, настаивавшие на ограничении абс. Власти монарха (см. Хуан Цзунси, Гу Яньу). В новое время доктрина М.б. Зачастую не только сопоставлялась, но и отождествлялась с зап. Пониманием демократии. Однако совр. Развитие стран конф. Ареала Азиатско-тихоокеанского региона демонстрирует связь авторитарной с зап. Т. Зр. Политич. Практики в этих странах с идеями М.б. Представители постконфуцианства обычно трактуют идеи М.б. Как неразвернувшуюся в реальности и превосходящую зап. Демократию систему, где дополнением к конф. Учению о равенстве людей по природе, "срединности" и "гармонии" (см. Син (1), "Чжун юн", Хэ (1)) служили даос, нонконформистские идеи нерастворения личности в офиц.
Учении и гос. Деятельности. При этом постконфуци-анцы, как правило, ссылаются на учение об одинаково доброй человеч. Природе, благодаря к-рой "каждый может стать Яо и Шунем" (см. Шэн (1)), как на признак этич. "неполитич. Демократизма" кит. Цивилизации. К сфере М.б. Относится конф. Утопич. Традиция (см. Да тун (1)).*Гарушянц Ю,М. Демократия и права человека в Китае (исходные данные) // 24-я НК ОГК. Ч. 2. М., 1993. Мэн-цзы сысян яньцзю (Исслед. Идей Мэн-цзы). Цзинань, 1986. С. 83 - 184.А. В. Ломаное.
Дополнительный поиск Народность
На нашем сайте Вы найдете значение "Народность" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Народность, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Н". Общая длина 10 символа