Основа - второстепенное

172

Терминологич. Словосочетание, в кит. Философии имеющее три осн. Значения.1. "(Оформленная) сущность/реальность и (ее) функция/атрибут". Первый член терминологич. Пары относится ко второму как целое к части. Впервые в указ, значениях понятия ти (1) ("тело/основа") и юн (2) ("применение") фигурируют, видимо, в "Сюнъ-цзы" (4 - 3 вв. До н.э.). "Множество вещей соединены в пространстве, но различаются своей (оформленной) сущностью (ти (1)), (даже утилитарно) негодное имеет свою функцию (юн (1)) по отношению к человеку" (гл. "Фу го"- "Обогащение гос-ва"). У Ван Чуаньшаня (17 в.) ти (1) - это "реальное наличие" (ши ю), о существовании к-рого можно судить по его атрибутам (юн (2)) ("Чжоу и вай чжуань" - "Внеш. Коммент. К "Чжоуским переменам", цз.

2). Сунь Ятсен интерпретировал проблему Т.- ю. Как соотношение материи и духа (цзиншэнь), к-рый является неотъемлемым свойством материи ("Цзюньжэнь цзиншэнь цзяоюй" - "Воспитание духа военных"). В совр. Философии знак ти (1) используется .для передачи понятий "бытие" (бэнь ти, букв, "изнач. Тело") и "субстанция" (ши ти, букв, "реальное тело"). Сюн Шили (20 в.) в развитие рассматриваемой здесь традиц. Концепции предложил тезис о "недвойственности ти (1) и юн (2)" (ти юн бу эр).2. "Основа/субстанция - проявление / акциденция" (более узкое значение. "ноумен - феномен"). Здесь соотношение ти (1) и юн (2) более дихотомично. В этом аспекте проблему Т.- ю. Начал разрабатывать Ван Би (3 в.), у к-рого в качестве вселенской "основы" ти ( 1 ) фигурировало "отсутствие/небытие" (у (1), см.

Ю - у). Пэй Вэй (3 в.), напротив, объявил "основой" "наличие/бытие" - ю ("Чун ю лунь" - "О почитании наличия/бытия"). Ван Аньши (11 в.) в качестве единой "основы/субстанции" рассматривал "изнач. Пневму" (юань ци (1), см. Ци (1)), пребывающую в состоянии "покоя" (цзин (2), см. Дун - цзин), тогда как ее циркуляция "между Небом и Землей" создает все множество "акциденций/феноменов" ("Лао-цзы чжу"- "Коммент. К "Лао-цзы"). У главных основоположников неоконфуцианства Чэн И (11 -12 вв.) и Чжу Си (12 в.) в роли "основы" фигурируют структурообразующие "принципы" -ли (1), а в качестве "проявления" - "образы" (сян (1), см. Сян шу чжи сюэ) мироздания. Чжу Си перенес дихотомию Т.- ю. Также на соотношение "(индивид.) природы" (син |1)) и "чувств" (цин (2)) ("Чжу-цзы юй лэй" - "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз.

5). Принцип Т.- ю. Как обозначение дихотомии "основа - проявление" использовался в "нумерологич." медицинских расчетах (иероглиф "ти (1)" обозначал пораженную систему организма - орган и т.п., а иероглиф "юн (2)"-другую систему, функционально связанную с пораженной и потому выбранную для оказания на нее лечебного воздействия).3. Дихотомия "принцип (основа) - применение (второстепенное)". Введена теоретиком политики "самоусиления" Чжан Чжи-дуном (19 - нач. 20 в.), предложившим использовать "кит. Науку в качестве основы, зап. Науку для (утилитарного) применения" (чжун сюэ вэй ти, си сюэ вэй юн), Чжан Чжидун исходил из положения о том, что "кит. Наука упорядочивает тело/личность (шэнь (2)) и сердце (синь |1)), зап.

Наука нужна для мирских дел" ("Цюань сюэ пянь"- "Советы (по поводу) наук"). Под "кит. Наукой" понимались духовно-культурные и идеологич. Принципы, под "зап. Наукой" - естественнонауч. Дисциплины и технич. Достижения. Этот тезис о соотношении кит. И зап. "наук" в сокращенной формулировке ("китайское в качестве основы, западное для применения") впоследствии толковался весьма широко, в целом подразумевая преемственность духовной и культурной традиции при дозированном заимствовании зап. Опыта..

Значения в других словарях
Объект

У (3) "Вещь", "объект"Категория кит. Философии, сочетающая два осн. Значения. 1) обыденное. Вещь, существо в самом широком смысле - одушевленное и неодушевленное. 2) филос. Объект в противоположность мыслящему субъекту. Исходные значения иероглифа У.- "бык", "жертвенное животное", "род (вид, класс)", "обозначение (символ, значок)". Ключевой знак - "бык" - несет идею живого существа. Идея "рода" объединяет вещи и дела, к-рые м.б. Классифицированы в единых схемах, а идея "обозначения" связана с на..

Одухотворенность

См. Чудесное. ..

Дополнительный поиск Основа - второстепенное Основа - второстепенное

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Основа - второстепенное" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Основа - второстепенное, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 23 символа