Путь, пронзающий единым
ИГУАНЬ ДАО "Путь, пронзающий Единым" - крупнейшее в Китае и, вероятно, в мире сектантское объединение новейшего времени.Широко распространено в ряде стран Дальнего Востока и Юго-Вост. Азии. Известно также под назв. Чжунхуа даодэ цзышаньхуэй ("Кит. Об-во морали, добродетели и милосердия"). Назв., восходящее к фразе Конфуция "Мой путь - пронзать Единым", подразумевает непрерывную передачу мистич. Духовного учения первомудрецов через каналы И.д. На Тайване известно как Тянь дао - "Небесный путь" и Я дань цзяо - "Учение утиных яиц", что связано с отказом последователей И.д. От мясной пищи.И.д. Многое взяло из доктрины Белого Лотоса (см. Байлянь цзяо) и вышло из секты Дунчжэньтан ("Зал раскатов грома с Востока"), к-рой в нач.
20 в. Руководил Лу Чжунъи, называвший себя "спустившимся с небес буддой Майтреей". Он и ввел в оборот назв. И.д. Власти считали об-во "еретич.", проповедовавшим "поклонение злым духам". Лу не приобрел большого числа последователей. Собственно история И.д. Начинается с деятельности преемника Лу Чжунъи - Чжан Гуанби (Чжан Тяньжань - "Чжан - Небесная Естественность"), к-рый назвал себя пер-вопатриархом (шицзун). В 30-е гг. Он сумел привлечь к себе немало последователей в Центр., Сев. И Южн. Китае.Гоминьдановские власти официально И.д. Не признали, но активно не преследовали. В нач. 40-х гг., увидев в И.д. Немалую социальную силу, к нему обратился глава прояпонского марионеточного прав-ва Ван Цзинвэй. Чжан Гуанби занял пост советника по иностр.
Связям в прав-ве. Благодаря поддержке прав-ва Ван Цзинвэя и япон. Оккупац. Властей И.д. Стремительно распространилось на Севере и Севере-Востоке Китая, приняв назв. "Кит. Об-во морали, добродетели и милосердия". После смерти Чжан Гуанби (1947) об-во разделилось на несколько направлений и сект.Основа доктрины И.д.- идея религ. Синкретизма, выраженная в формуле. "Поклоняясь Небу, объединяем пять учений воедино". "Пять учений"- конфуцианство, буддизм, даосизм, христианство и ислам, причем предписывается поклонение всем их богам и духам одновременно. Однако в большинстве орг-ций И.д. Превалирует буд. Литургика.Единство "пяти учений" обосновывается в концепции "преемственности Пути", или "передачи дао" (дао тун). Согласно ей, духовное учение И.д.
"передавалось древними мудрецами" еще в эру Синего солнца (о "трех эпохах", или "трех эрах", см. Се цзяо). Первыми носителями мудрости "Небесного пути" на земле стали "три императора и пять правителей". Мифич. Герои Фуси, Шэньнун и Хуан-ди, а затем "совершенномудрые" (см. Шэн (1)) Яо, Шунь, Юй, Тан, Вэнь-ван. В нач. Следующей эры Красного солнца первым носителем Пути стал Лао-цзы, затем Конфуций, его ученик Янь Юань (1), Цзы Сы и, наконец, Мэн-цзы.После него "Путь" перекочевал в Индию к Будде и вернулся в Китай вместе с 28-м патриархом буддизма Бодхидхармой. Он открыл чань-буд. Этап передачи "Пути", унаследованного чаньскими учителями Ху-эйкэ, Сэнсанем, Даосинем, Хунтяо, Хуэй-нэном. Патриархами в цепи передачи "Пути" считается Ван Цзюэи - основатель секты Дунчжэньтан, а также Чжан Гуанби.По учению И.д., "небесные формы" на Земле имеют свои эквиваленты.
Все во Вселенной состоит из трех компонентов. Ли (1) ("принципа"), ци (1) (первоэнергии -"пневмы") и сян (1) ("образов"). Для человека сян (1)-его физич. Тело, ци (1)-его дыхание, ли (1)-внутр. Природа. Развертывание мировых трансформаций проходит три стадии. Сначала активизируются "Небеса ли", затем "Небеса ци" и наконец "Небеса сян". "Принцип" объективируется как тело "природы будды" и "Нерожденной Праматери", являясь истоком всего сущего. Ци (1)-это проявление "Великого предела" (тай цзи) и взаимопереходов инь ян, "образы" - вещи обыденного мира. Верховным божеством И.д. Является "Нерожденная Праматерь" (Ушэн Лаому), к-рая может иногда персонифицироваться, но чаще определяется как символич. Сущность "Беспредельного" (у цзи, см.
Тай цзи). Так же широко почитаются богиня Гуаньинь, даос, святой Люй Дунбинь, Конфуций, Лао-цзы, божество Гуаньюй, полководец 10 в. Юэ Фэй, Иисус Христос, Мухаммед и Чжан Гуанби. "Нерожденная Праматерь" заботится о спасении людей, заплутавших в "мире желаний". Часть из них уже спасена, остальные смогут спастись, вступив в И.д.В И.д. Сохраняется жесткий отбор вступающих, существует сложная иерархич. Система. Инициация состоит в открытии неофиту "трех драгоценностей". Первая - особая позиция рук, символизирующая всеединство мира. Вторая - местоположение "сокровенной заставы", точки в середине лба, к-рую активизирует своим прикосновением учитель и откуда душа после смерти должна вознестись в чертог "Нерожденной Праматери".
Третья - звучание и мистич. Значение формулы У тай Милэфо - "Недостижимо Великий будда Майтрея". Последователи И.д. Должны соблюдать ряд предписаний, в части, "очищать свои речи", "соблюдать чистоту души", "дисциплинировать телесные желания" и т.п.Осн. Формой коллективной религ. Практики И.д. Является сложный комплекс общих собраний, каждое из к-рых соответствует определенной ступени. Здесь же адепты должны являть доказательства обретения сверхчеловеч. Способностей.И.д. Официально действует почти по всей Юго-Вост. Азии, располагает большими молитвенными домами, даже крупными промышленными и пищевыми производствами. На Тайване в 1987 И.д. Получило офиц. Признание и насчитывало к 1990 ок. 800 тыс. Членов. В КНР было объявлено об окончательной ликвидации И.д.
В сер. 50-х гг., однако и в нач. 90-х гг. Из зафиксированных случаев деятельности тайных об-в '/з приходилась на И.д.Доктрина И.д. Существенно повлияла на идеологию практически всех кит. Сектантских объединений новейшего времени. И.д. Также играет большую роль в процессе ассимиляции китайцев за р-жом и поддержании их связей с материковым Китаем.**Ли Шиюй. Сяньцзай Хуабэй мими цзунцзяо (Тайные религ. Учения на севере Китая). Чэнду, 1948. С. 1 - 8. Ли Итуань. Шэхуэй бяньхуа юй цзунцзяо гунъи (Социальные изменения и религ. Верования) // Чжукьян яньцзююань миньцзу яньцзюсо цзикан. Тайбэй, 1984. С. 19 - 22. Фаньдун хуэйдаомэнь цзяньцзе (Краткий обзор реакционных тайных сект). Пекин, 1985. С. 1 - 13. Groothers W. Une societe secrete modenie I-kuan-tao // Folklor Studies.
1946. №3.А. А. Маслов.
Дополнительный поиск Путь, пронзающий единым
На нашем сайте Вы найдете значение "Путь, пронзающий единым" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Путь, пронзающий единым, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "П". Общая длина 23 символа