Сознания восемь видов

136

БА ШИ (санскр. Астаявиджняна) - одно из важнейших понятий буд. Школ йогачары и виджнянавады (см. Вэйши школа).БА ШИОдна из пяти скандх (см. У юнь)- "сознание" (ши (1)) - в зависимости от источника знания подразделяется на восемь видов, представляющих дхармы (см. Фа (1), п. 2), относящиеся к сознанию. Пять первых видов сознания соотносятся с миром феноменов бытия. Зрительное (кит. Янь, санскр. Капсур), слуховое (эр, шрота), обонятельное (би (1), гхрана), вкусовое (шэ, джихва), тактильное, или телесное (шэнь (2), ка). Эти виды сознания связаны с чувственным восприятием и образуют пары с видами отражений явлений внешн. Мира. Зрительное - "цвет" (сэ), слуховое - "звук" (шэн |3)), обонятельное- "запах" (сян (4)), вкусовое - "вкус" (вэй 151), тактильное - "осязание" (чу).

Шестой вид сознания - рассудочное (и (3), мано) воспринимает дхармы и представляет собой комплексное ощущение, сформированное посредством пяти первых видов сознания. Вместе они образуют представление о чувственно познаваемых объектах (цзин (5), вишая). Седьмой вид (клистамана) есть активное обобщающее сознание, источник рассудочного и соотносится с категорией "мысленной оценки" (кит. И лянь). Клистамана, взятое отдельно от др. Видов сознания, рассматривалось как причина эгоизма и индивидуализма, источник возникновения иллюзий из-за кажущегося постижения реальности. Поэтому седьмой вид сознания иногда наз. Атана (санскр. Адана), т.е. Привязанность сознания к чему-либо. Восьмой вид сознания - алайя - является высшим видом сознания и психич.

Источником всего сущего, причиной возникновения, изменения и сохранения всех явлений, поэтому наз. "сознанием-сокровищницей". Существование алайи предусматривает три аспекта. 1. Причина всего сущего, "семя всех вещей". 2. Плод и результат всех изменений, на основе предыдущей кармы (е) дающий соответствующее воздаяние. Данный аспект алайи соотносится с категорией "и шу" (санскр. Випака), означающей соответствие следствия причине или соответствующее воздаяние. 3. "Сознание-сокровищница" (чжи-цан), к-рое содержит не только все вещи и явления как психич., так и феноменального мира, но и саму алайю, т.о. Заключая в себе причину и следствие одновременно. На стадии овладения сознанием-алайей преодолевается двойственное видение мира, к-рый предстает в нерасторжимом единстве внеш.

И внутр., временного и пространственного.Учение хинаяны предполагает, что первые шесть видов сознания не имеют самостоятельной сущности и находят единство лишь при постижении седьмого и восьмого видов. Положение о том, что "восемь видов сознания представляют собой единое тело" (ба ши ти и), противостояло доктрине их разделенности - "восемь видов сознания разделены" (ба ши ти бе). Учение о Б.ш. Представляло собой гносеологич. Концепцию хинаяны, а также конкретное указание пути вхождения в нирвану (см. Непань) посредством последовательного постижения мира от материальных объектов к психич. Началу в человеке.*Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987. Вань Литянь. Фоцзяо чжэсюэ (Филос. Учение буддизма).

Пекин, 1986.А.А. Мослов.

Значения в других словарях
Сознания школа только

См. Школа только сознания. ..

Дополнительный поиск Сознания восемь видов Сознания восемь видов

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Сознания восемь видов" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сознания восемь видов, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "С". Общая длина 21 символа