Сюй хэн
Сюй Чжунпин, Сюй Лучжай. 1209, Хэнэй (совр. Биян пров. Хэнань),- 1281.Философ-неоконфуцианец, последователь и пропагандист учения Чэн братьев - Чжу Си школы, учитель Яо Куана и Доу Мо. Служил по ведомству просвещения. Когда на престол взошел Хубилай (Ши-цзу)- первый император монг. Дин. Юань (13 - кон. 14 в.), С.Х. Вместе с Лю Бинчжуном участвовал в разработке дворцового этикета. Преподнес Хубилаю доклад "Своевременные речи о пяти делах", в к-ром заявил о "необходимости осуществления ханьских (т.е. Существовавших при дин. Хань, 3 в. До н.э.- 3 в. Н.э.) законов". В обл. Космологии придерживался трактовки дао как автономного источника всего сущего, а "Великого предела" (тай цзи)- как порождения дао. Содержащаяся в "Великом пределе" "единая пневма" (см.
Ци (1)) делится на качественно противоположные субстанции - "пневму" инь |1) и "пневму" ян (1), к-рые рождают "Небо, Землю и десять тыс. Вещей". "самой драгоценной вещью (у (3))" является человек. Отождествлял понятия Небо (тянь) и ли ( 1 ) ("принцип"), считал структурообразующий "принцип" онтологич. Предшественником "вещей" (у (3)). "имеется принцип и затем уже имеются вещи". "Принцип и человеч. Сердце (синь (1)-сознание и психика) пронизываются Единым (дао)", что позволяет человеку "распоряжаться десятью тыс. Вещей, контролировать десять тыс. Дел". Считал "(индивид.) природу" (син (1)) человека предопределенной Небом (тянь) и изначально "доброй". Вместе с тем "доброту" или "зло" человеч. Природы обусловливает чистота или загрязненность "пневмы".
Ее качество м.б. Изменено посредством обучения, "сохранения и вскармливания (внутр. Пневмы)" (т.е. Самовоспитания), самоконтроля (син ча - "исследования и проверки"), восстанавливающими т.о. Исконную "доброту" человеч. "природы", сберегающими в человеке "небесный принцип" (тянь ли, см. Ли (1)). В целом воспитание человека сводится к "подчинению пневмы принципу". Определяя соотношение "знания и действия" (чжи - син), С.Х. Делал акцент на приоритете "практического действия" (цзянь син). Признавал, что "истинное знание представляет собой действие", однако не отождествлял их полностью, полагая, что "знание и действие (существуют) вдвоем, дополняя и продвигая (друг друга)". Соч. С.Х. Сведены в сб. "Лучжай и шу" ("Наследие Лучжая").Сюй Юаньхз.
Дополнительный поиск Сюй хэн
На нашем сайте Вы найдете значение "Сюй хэн" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Сюй хэн, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "С". Общая длина 7 символа