Устои и постоянства

164

"Три устоя и пять постоянств" (сокр. Ган чан - "устои и постоянства").Традиц. Для конфуцианства обозначение нормативных отношений между гл. Социальными ролевыми позициями и нормативных этич. Качеств. Словосочетание "сань ган" ("три устоя", "тройственная норма") впервые прозвучало в соч. Реформатора древнего конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. До н.э.) "Чунь цю фань лу" ("Обильные росы "Весен и осеней"). "Три устоя" - нормы отношений между государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой - определялись как атрибуты "пути правителя" (ван дао) и требования, исходящие от Неба (тянь). Истоки этого определения прослеживаются в конф. Каноне "Ли цзи" (гл. "Юэ цзи"- "Записки о музыке", 5 - 2 вв. До н.э.), где говорится, что "устой", или "норма" (ган, букв.- осн.

Канат рыболовной сети), о к-рой заповедали помнить "совершенномудрые" (шэн (1)) правители древности, - отношения между отцом и сыном, правителем и сановником. Кун Инда (кон. 6 - нач. 7 в.) в соч. "Ли вэй" ("Апокриф о правилах благопристойности") объявил "устоем" (ган) высший член каждой из иерархич. Пар, связанных отношениями почитания и подчинения. Государь является "устоем" для сановника, отец - для сына, муж - для жены.Словосочетание "у чан" ("пять постоянств") у Дун Чжуншу обозначило качества "пути (дао) мужа", над совершенствованием к-рых должен трудиться правитель (ван |1J). "гуманность" (жэнь (2)), "должная справедливость" (и (1)), этико-ритуальная "благопристойность" (ли (2)), "разумность" (чжи (1)), "благонадежность" (синь (2)).

Если сочетание "сань ган" восходило к троичной матрице (ср. Триграммы "Чжоу и", триаду Небо - человек - Земля и т.п.), то у чан - к пятеричной ("пять элементов"- у син (!)). Термин "у чан" предположительно апеллирует к неким "пяти классич. Образцам" (у дянь), "послушания" к-рым требовал конф. Канон "Шу цзин" (гл. "Шунь дянь"- "Образцы Шуня"). В "Предисловии" ("Сюй") к "Шу цзину" эти "образцы", передающие суть "постоянного дао" (чан дао), относились на счет содержания пяти книг, якобы оставленных пятью древними правителями и мудрецами, жившими до эпохи Ся (до 23 в. До н.э.). Кун Аньго (1 в. До н.э.) определил "пять образцов" как "почитание пяти постоянств" (у чан чжи цзяо). Оно реализуется в том, что "отец (руководствуется) должной справедливостью, мать - милосердием, старший брат - дружбой, младший брат - почтительностью, сын - сыновним благочестием".

В "Цзо чжуани" (5 - 2 вв. До н.э.) аналогичная система принципов поведения определена как проявление дао в человеч. Чувствах и основание для классификации видов человеч. "природы" (син (1)) по названиям позиций системы у син ( 1 ) ("металл", "дерево" и т.д.).Гл. Основоположник неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.) первым применил словосочетание С.г.у ч. Как единое понятие - предвечно существующие и неуничтожимые "устои и постоянства", гань чан ("Чжу-цзы юй лэй"- "Высказывания Чжу-цзы, классифицированные по родам", цз. 24), тождественные неизменному "небесному принципу"- тянь ли, см. Ли (1) ("Чжу Вэнь-гун вэнь цзи" - "Собр. Произв. Чжу - князя Культуры", гл. "Ду да цзи"- "Читая великие записки")..

Значения в других словарях
Учение белого лотоса

БАЙЛЯНЬ ЦЗЯОСобирательное назв. Целого ряда кит. Сект и их доктрин, проповедующих идею спасения посредством перерождения в "Зап. Раю" (или "Чистой земле"- Цзин ту).Др. Назв.- Байлянь шэ ("Об-во Белого лотоса"), Байлянь цзун ("Секта Белого лотоса"). Б.ц. Не было единой орг-цией с четкой иерархич. Структурой, традиция Б.ц. Скорее представляла собой совокупность ряда сотериологич. Постулатов, космогонич. И гносеологич. Идей. Черты единой орг-ции и даже движения Б.ц. Приписывала в основном нар. Молв..

Дополнительный поиск Устои и постоянства Устои и постоянства

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Устои и постоянства" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Устои и постоянства, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 19 символа