Учение о сокровенном

162

СЮАНЬ СЮЭ "Учение о сокровенном".Филос. Школа, получившая распространение в Китае раннего средневековья (3 - 4 вв.). В совр. Синологии С.с. Часто называют "неодасизмом" (neo-taoism(e)), что обусловлено вниманием философов этого направления к даос, филос. Классике. Вместе с тем С.с. Нельзя рассматривать как простое возрождение раннедаос. Философии, поскольку, с одной стороны, она продолжала развиваться представителями собственно даосизма, а с другой - для мыслителей С.с. Характерны не только даос., но и конф. Терминология и проблематика. Последнее обстоятельство позволяет характеризовать С.с. Как реакцию на бюрократизированное конфуцианство эпохи Хань (3 в. До н.э.- нач. 3 в. Н.э.), лишившееся идеологич. Монополии и интеллектуальной привлекательности после падения единой империи, в условиях политич.

Нестабильности.Осн. Соч. Представителей С.с. Написаны в форме коммент. К классич. Конф. ("Чжоу и") и даос. ("Дао дэ цзин", "Чжуан-цзы") текстам. Философии С.с. Свойственно особое внимание к онтология, проблематике, к-рая в значит, степени обособляется от космологич. Представлений. Важнейшие проблемы С.с. - соотношение "небытия/отсутствия" (у (1)) и "бытия/наличия" (ю, см. Ю - у), субстанции ("телесной основы" -ти (1), см. Ти - юн) и ее функциональных "проявлений" (юн (2)), "Единого" (и (2)) и "многого" (до). В С.с. Традиционно выделяют два направления - философию "отсутствия" (чун у, "упор на отсутствие") и философию "наличия" (чун ю, "упор на наличие"). Первое из них представлено прежде всего именами Ван Би (3 в.) и Хэ Яня (кон.

2 - Зв.), второе - Сян Сю (3 в.) и Го Сяна (3 - нач. 4 в.).Согласно философии "отсутствия", субстанциальной первоосновой мира является некое неоформленное и чувственно не воспринимаемое потенциальное бытие - "небытие/отсутствие". Оно характеризуется как абс. Простая и единая субстанция, первичная по отношению к множественному миру "тьмы вещей" (вань у). Последний в качестве "бытия/наличия" рассматривается как функциональное и акцидентальное "проявление" "отсутствия", вторичное и производное от нее бытие. "Совершенный мудрец" (см. Шэн (1)) стремится к интуитивному постижению субстанциальной основы мира и единению с ней, что квалифицируется как "возвращение к основе" (фань бэнь), обретение "естественности" (цзы жанъ), "недеяние" (у вэй (1), см.

Вэй (1)) и "просветления" (мин (3)). "Совершенный мудрец" "воплощает в себе отсутствие" (ти у), что делает его способным к управлению Поднебесной на основе истинного знания.Философия "наличия", напротив, признает существование только конкр. Множества оформленных "вещей" (у (3)), "бытия/наличия". Тезис о порождении "наличия" из "отсутствия" (ю шэн юй у) трактуется в том смысле, что "вещи" порождаются из самих "вещей", а не из какой-либо иной, внешней для них сущности. Соответственно "вещи" рассматриваются в качестве окончательных и неизменных по своей природе самостоятельных сущностей (цзы син, цзы дэ). Все закономерности функционирования и изменения "вещей" имманентны самим "вещам". Из данного положения следует отрицание существования какой-либо субстанции, отличной от "вещей".

Вместе с тем мир рассматривается в качестве не простой их совокупности, а упорядоченного, структурированного множества, т.е. Как целое, конкр. Единство сущего. "Совершенный мудрец" способен к постижению сущности "вещей", к следованию своей собств. Природе,согласованному с природой др. "вещей", что делает его способным к управлению на основе "естественности", "недеяния" и "безустановочности" (у синь).Мыслители С.с. Принадлежали большей частью к аристократич. Элите, что отразилось на социальном аспекте их философии. В целом они признавали сакральный статус монарха, в качестве идеального прообраза к-рого в духе конф. Доктрин рассматривали "совершенного мудреца". Элементы социального протеста в их учениях объясняются идейной и социальной оппозицией по отношению к служилой конф.

Бюрократии и конкретной обществ.-политич. Ситуацией, связанной с выдвижением враждебных им аристократич. "сильных домов". Развернутое обоснование социального компромисса принадлежит Го Сяну, считавшему необходимым совмещать гос. Службу с даос, идеалом созерцательной жизни. Философия С.с. Сыграла роль посредника между традиц. Кит. Культурой и буддизмом, предоставляя переводчикам буд. Текстов как терминологич. Инструментарий, так и концепции, в рамках к-рых буд. Учение осмыслялось в Китае на первом этапе своего распространения. Воздействие С.с. Во многом обусловило интерпретацию ряда буд. Понятий, а также содержание и характер таких явлений духовной жизни интеллектуальной и артистич. Элиты Китая 3 - 5 вв., как мировоззрение "ветра и потока" (фэн лю), "чистые беседы" (цин тань) и др.

Влияние С.с. Прослеживается в творчестве крупных поэтов и художников, напр. Се Линъюня и Гу Кайчжи (4 -5 вв.).Ряд интерпретаций философами С.с. Категорий классич. Кит. Философии сыграл заметную роль в ее дальнейшем развитии.**Малявин В.В. Горизонты даосизма. Философия, психология, поэзия // 6-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1975. Его же. Жуань Цзи. М., 1978. Бежин Л.Е. Се Линъюнь. М., 1980. Его же. Под знаком "ветра и потока". М., 1983. Тан Юнтун. Вэй Цзинь С.с. Луньгао (Очерк С.с. Пер. Вэй и Цзинь). Пекин, 1957, 1962. Mother R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during the Six Dynasties // HR. 1969 - 70. Vol. 9. №2 - 3. См. Также лит-ру к ст. Ван Би, Го Сян.Е.А. ТорчиновСЮАНЬЦЗАНЧэнь И, прозв. Саньцзан фаши ("наставник Трипитаки"), Тансэн ("Танский монах").600 (или 602), Гоуши окр.

Лочжоу (совр. Гоушичжэнь окр. Яньши пров. Хэнань),- 664.Буд. Наставник высшего ранга, проповедник, переводчик буд. Текстов на кит. Яз., один из основоположников Вэйши школы. В возрасте 15 (или 13) лет стал послушником монастыря Цзинтусы в Чанъане, в 23(21 )-летнем возрасте принял постриг в Чэнду. Был странствующим монахом, учился у разных наставников. В 629 (627) начал паломничество в Индию через Синьцзян, Ср. Азию и Гиндукуш, добрался до известного буд. Центра в Сев. Индии - монастыря Наланда, где изучал санскрит и буд. Лит-ру. Совершил путешествие в Южн. Индию, Непал и Ассам, посещая знаменитых буд. Наставников, четырежды участвовал в крупных дискуссиях между инд. И зарубеж. Приверженцами различных направлений буддизма, оспаривая положения хинаяны.

В 645 вернулся в Чанъань, привезя значительное число (по одной из версий - 657) буд. Соч. Перевел вместе с учениками на кит. Яз. 75 крупных буд. Трактатов общим объемом 1335 цзюаней ("свитков"), в т.ч. "Да божо цзин" ("Махапраджня (парамита) сутра" - "Сутра о великой праджня (парамите)")-свод из 16 соч. "Юйцзя ши ди лунь" ("Йога да-шабхумика шастра" - "Шастра о ступенях (просветления) учителей йогачары")- соч. Из 100 свитков, приписываемое полулегендарному монаху Матрейе (3 - 4 вв.), но, возможно, написанное его учеником Асангхой. "Цзе шэнь ми цзин" ("Сандхи нирмокана сутра" - "Сутра о понимании глубокой тайны"). "Цзюйшэ лунь" ("Рассуждения о Коше")- перевод трактата инд. Мыслителя Васубандху (5 в.) "Абхидхарма-коша" ("Вместилище Абхидхармы") и др.

С. Принадлежит также один из основополагающих трактатов школы Вэйши "Чэн вэй ши лунь" ("Рассуждения о достижении (понимания) только сознания"), компиляция десяти инд. Комментариев на трактат Васубандху "Тримишка виджняпти карика" ("Тридцать стихов-рассуждений о только сознании"). Его переводы на санскрит "Лао-цзы" ("Дао дэ цзин") и "Да чэн ци синь лунь" (санскр. Оригинал тогда уже был утерян) имели хождение в Индии. Составил описание 128 гос-в и владений, по к-рым проходило его путешествие, - "Дай Тан си юй цзи" ("Записки о крае к западу от Великой Тан"), ставшее ценным источником по историч. Географии и собственно истории Индии, Непала, Пакистана и Бангладеш. Развивая традицию инд. Мыслителя Дхармапалы (1 в.), выделял алайя-виджняну ("сознание-сокровищницу") из др.

Видов сознания. Она продуцирует феноменальный мир, к-рый воспринимается остальными шестью видами сознания (см. Вэйши школа). Предложил учение об алайя-виджняне как о хранилище "семян" - причинных факторов возникновения т.н. "дхарм, подверженных бытию" (см. Фа (1), п. 2). Подразделял "семена" на универсальные, присутствующие в сознании всех живых существ, обусловливающие одинаковые проявления и восприятия (благодаря им, напр., люди более или менее одинаково воспринимают горы, леса, реки и т.п.), и индивидуальные, присущие алайя-виджняне отд. Живого существа и обусловливающие индивид, восприятия и оценки. Наиболее известным учеником С. Был Куйцзи. Для обучения у С. Специально присылали буд. Монахов правители Японии и гос-в Корейского п-ова.

Широкая известность сделала С. Героем фольклора и лит. Персонажем. Напр., ему посвящены известная пьеса У Чаплина (14 в.) "Тан Саньцзан Си тянь цюй цзин" ("Танский "наставник Трипитаки" добывает сутры на Западе"), роман У Чэнъэня (16 в.) "Си ю цзи" ("Путешествие на Запад"). "Самозванцева Н.В. Древнеинд. Легенда в передаче С. // История и культура Вост. И Юго-Вост. Азии. Ч. 1. М., 1986. Розенбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991.Хэ Чэнсюань.

Значения в других словарях
Учение о середине

"ЧЖУН ЮН" "(Учение) о срединном и неизменном (пути)","Срединное и неизменное", "Учение о середине".Конф. Филос. Трактат, традицией приписываемый Цзы Сы (5 в. До н.э.), но, видимо, созданный ок. 3 в. До н.э. (по разным версиям 5 - 3, 4 - 3, 3 - 2 вв. До н.э.). Первоначально - часть трактата "Ли цзи", с 4 - 6 вв. Рассматривалась как самост. Произв. Отличается тематич. Разнообразием и сложной композицией.Назв., восходящее к терминологич. Сочетанию из "Лунь юя" (5 в. До н.э.), где оно представлено к..

Учение о символах и числах

См. Нумерология. ..

Учение хуан-ди - лао-цзы

ХУАН(-ДИ) - ЛАО(-ЦЗЫ) УЧЕНИЕ Хуан - Лао сюэ пайОдно из ранних направлений даосизма, делавшее выводы политич. Характера из учения об управлении на основе "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)), представленного в "Дао дэ цзине" (4 в. До н.э.). Оформилось в 3 в. До н.э. В "академии" Цзися. К его представителям в "Ши цзи" (2 - 1 вв. До н.э.) причисляются Шэнь Дао, Тянь Лянь, Цзе-цзы и Хуань Юань. Происхождение учения Хуан - Лао связано с магами-фанши из царства Ци, а сама доктрина соприкасалась с учени..

Учитель из соломенной хижины

У ЧЭНУ Хуаньцин, прозв. Цаолу сяньшэн ("учитель из Соломенной хижины")1243, Чунжэнь обл. Фуч-жоу (совр. Пров. Цзянси),- 1313.Мыслитель, ученый. Занимал высокие посты в Гос. Академии (Гоцзы) и Ханьлинь академии. Был популярен у современников наравне с Сюй Хэном. Соч. "У цзин цзуань янь" ("Компиляции в "Пяти канонах"), "Цаолу цзинъ юй" ("Лучшие высказывания (учителя из) Соломенной хижины"), "Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. К "Канону дао и дэ") и др. Вошли в сб. "Цаолу У Вэньчжэн-гун цюань..

Дополнительный поиск Учение о сокровенном Учение о сокровенном

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Учение о сокровенном" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Учение о сокровенном, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 20 символа