Учитель с горы цзишань

153

ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ Лю Цидун, Лю-цзы, прозв. Няньтай, Цзишань сяныиэн ("учитель с горы Цзишань"). 1578, Шаньинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 1645.Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши. Дослужился до поста начальника контрольного ведомства в Нанкине, ставшем после сдачи Пекина в 1644 и воцарения маньчж. Дин. Цин резиденцией импер. Двора дин. Мин. Учредил высшую школу, студентами к-рой были Хуан Цзунси, Чэнь Цюэ и др. Известные ученые. После падения т.н. Дин. Южная Мин покончил с собой, отказываясь от еды. Осн. Соч. Сведены в сб. "Лю-цзы цюань шу" ("Поли. Собр. Книг Лю-цзы"), "Лю-цзы цюань шу и пянь" ("Сохранившиеся главы из поли. Собр. Книг Лю-цзы").Филос. Построения Л.Ц. В целом укладываются в русло учения Ван Янмина (кон. 15 - нач.

16 в.). Вместе с тем отрицал тезис о том, что "принцип (ли (1)) предшествует пневме (ци (1))", обосновывая имманентность "принципа" "пневме". Доказывал исконную "единотелесность" (и ти) человека "Небу (тянь). Земле и десяти тыс. Вещей", соединяющимся посредством органов чувств в человеч. "сердце" (синь (1))-сознании и психике. Последнее отождествлял с "(индивид.) природой" (син (1)) человека. Его "сердце" составляет единство с вселенским "сердцем дао" - общеприродным разумно-чувственным началом, к-рое одновременно является "исконным сердцем" (бэнь синь)- сущностной основой "сердца" человека. Подобным же образом человеч. "природа" представляет собой единство двух компонентов - т.н. "природы сущности пневмы" (ци чжи чжи син), определяемой совокупностью свойств "пневмы", образующей конкр.

Личность-организм, и "природы долженствующего принципа" (и ли чжи син, см. И (1)), к-рая является сутью вселенской и конкр. Человеч. "природы". Тождество "двукомпонентных" "сердца" и "природы" субстанциально обеспечивается пронизывающей их единой вселенской "пневмой". Но это тождество осуществляется не автоматически, а посредством медитативной "работы/подвига" (гунфу) - "размышления в одиночестве", или "размышления об одиночном" (шэнь ду). "Одиночное" у Л.Ц.- "исконное сердце", универсальная суть человеч. Сознания и психики, для актуализации к-рой необходимо постоянное сосредоточение на ней. Совершение этого "подвига" требует воспитания в себе "искренности" ("он (1)) и "почтительной осторожности" (цзин (4))", к-рые достигаются посредством "самопреодоления" (кэ цзи), "взыскания добра" (цзэ шань) и необходимы для обучения вообще.Ма ЧжэньдоЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ Лю Цзыхоу, прозв.

Лю Хэдун ("Лю из Хэдуна"). 773, уезд Цзесянь обл. Хэдун (совр. Цзеч-жоучжэнь уезда Юньчэн пров. Шаньси),- 819.Литератор, философ. Имел высшую ученую степень цзиньши. Состоял на гос. Службе по ведомству ритуалов. Вместе с Лю Юйси входил в дворцовую реформаторскую группировку Ван Шувэня, после ее поражения сослан в провинцию, где занимал различные чиновничьи должности. Осн. Соч. - "Тянь дуй" ("Обращение к Небу"), "Тянь шо" ("Слово о Небе"), "Да Лю Юйси тянь лунь шу" ("Книга ответов на вопросы Лю Юйси о Небе"), "Фэй Го юй" ("Против "Речей царств") и др. Вошли в сб. "Хэдун сяньшэн цзи" ("Собр. Соч. Г-на (Лю из) Хэдуна").В обл. Натурфилософии исходил из существования предвечной мировой субстанции - "изнач. Пневмы" (юань ци (1), см.

Ци (1)), из к-рой рождается все сущее. Отрицал существование какого-либо "суверена" (чжу цзай), господствующего над "изнач. Пневмой". Полемизируя с Хань Юем, доказывал, что Небо (тянь) - безграничный универсум, к-рый никого не наказывает и не награждает. Небо и Земля, "изнач. Пневма", силы инь ян суть природные начала, не обладающие волей. И достижениями, и неудачами человек обязан себе ("Тянь шо"). Небо представляет только природные процессы (рождение, рост, разрушение, гибель), тогда как человек - социальные (законодательное упорядочение и смуты) ("Да Лю Юйси..."). Л.Ц. Отрицал зависимость человеч. Судьбы ("предопределения" - мин (1)) от Неба и каких-либо высших существ. "Имеющий достаточно сил надеется на людей.

Не имеющий достаточно сил надеется на духов" ("Фэй Го юй").Утверждал, что развитие человеч. Об-ва не следовало "замыслам совершенномудрых" (шэн (1)), но шло в русле человеч. Потребностей, регулируемых "властью/силой" (ши (5)). Взгляды Л.Ц. На историч. Процесс подразумевали некое прогрессивное развитие социума. В глубокой древности для того, чтобы пища и вещи "собирались для (распределения) на всех" и не было столкновений между людьми, появились "войска и добродетель (дэ ( 1 ))", т.е. Аппарат насилия и моральные нормы, и Сын Неба (правитель) стал самолично раздавать уделы. Считая восстановление удельной системы нецелесообразным, Л.Ц. Вместе с тем полагал, что только "совершенномудрый" правитель может наладить обществ, порядок, соединив "канонич.

(управление)" (цзин (1)), "власть" (цюань) с "гуманностью" (жэнь (2)) и "мудростью" (чжи (1)). Активно поддерживая движение за "возрождение" древнего лит. Стиля (подражание ему), в отличие от зачинателя этого движения Хань Юя рассматривал "три учения" - конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу. Тезис Л.Ц. Об "объединении конфуцианства и буддизма" выглядел необычно для мыслителя его круга. В совр. Науч. Лит-ре высказываются преимущественно три т.зр. О соотношении идей Л.Ц. И буддизма. 1) буд. Идеи не оказали заметного влияния на материалистич. В целом взгляды Л. Ц. 2) его воззрения в принципе эклектичны. 3) Л. Ц. - адепт буддизма, а его философия носит идеалистич. Характер.*Л.Ц. Цзи (Собр. Соч. Л.Ц.). Пекин, 1979.

Хань Юй, Л.Ц. Избр. Пер. С кит. И. Соколовой. М., 1979. Федорук В.Ф. Трактовка Неба в лит. Творчестве Л.Ц. ("Слово о Небе") // Проблемы вост. Филологии. М., 1979. **Желоховцев А.Н. Лит. Взгляды Хань Юя и Л.Ц. // Историко-филологич. Исследования. М., 1974.По материалам Фу Юньлуна.

Значения в других словарях
Учитель из соломенной хижины

У ЧЭНУ Хуаньцин, прозв. Цаолу сяньшэн ("учитель из Соломенной хижины")1243, Чунжэнь обл. Фуч-жоу (совр. Пров. Цзянси),- 1313.Мыслитель, ученый. Занимал высокие посты в Гос. Академии (Гоцзы) и Ханьлинь академии. Был популярен у современников наравне с Сюй Хэном. Соч. "У цзин цзуань янь" ("Компиляции в "Пяти канонах"), "Цаолу цзинъ юй" ("Лучшие высказывания (учителя из) Соломенной хижины"), "Дао дэ цзин чжу" ("Резюмирующий коммент. К "Канону дао и дэ") и др. Вошли в сб. "Цаолу У Вэньчжэн-гун цюань..

Учитель с гор сишань

Цай Цзитун, Сишань сяньшэн ("учитель с гор Сишань")1135, Цзяньян (на территории совр. Пров. Фуцзянь),- 1198Ученый-нумеролог широкого профиля - астроном, географ, геомант, музыковед, фортификатор и т.д., философ Каотинской школы, объединявшей учеников и последователей Чжу Си. Сведения о жизни и творчестве содержатся в сб. Хуан Цзунси "Учения эпох Сун и Юань" ("Сун Юань сюэ ань"). Осн. Соч.- "Люй люй синь шу" ("Новые писания о звукоряде"), "Хуан цзи цзин ши тай сюань цянь сюй чжи яо" ("Сущность с..

Дополнительный поиск Учитель с горы цзишань Учитель с горы цзишань

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Учитель с горы цзишань" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Учитель с горы цзишань, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 22 символа