Цзин вэй
Понятие кит. Философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин (1)) и поперечно-горизонтальных (вэй (3)) линий. Узкое значение Ц.в. - "каноны и апокрифы" (см. Цзин сюэ)- связано с понятием "письменности/культуры" (вэнь) как начала, посредством к-рого на человеч. Об-во переносится упорядочивающая общекосмич. Структура. "Представление Поднебесной в линиях основы и утки называется вэнь" ("Цзо чжуань", 5 - 2 вв. До н.э.).Первый исходный смысл словосочетания Ц.в. - ткацкоделательный. Цзин (1) означает нити основы ткани, на к-рые накладываются, пересекая ее, нити утки (вэй (3)). Производство ткани (сети) в кит. Культуре, как и во многих др., ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср.
Лат. Textus - "сплетение", "ткань"). Напр., кит. Традиция возводила возникновение иероглифич. Письменности к т.н. Узелковому письму. В ассоциативной символике традиц. Кит. Философии и науки направление цзин (1) соотносится с Небом (тянь) и с последовательностью нечетных ("небесных") чисел, а вэй (3)- с Землей и последовательностью четных ("земных") чисел. Как и у пифагорейцев в антич. Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным - 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары Ц.в. Первый член (цзин (1)). Он стал обозначением гл. Форманта культуросозидающей деятельности - писаного "канона", а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности "канона", к-рая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат.
С помощью категории "канон" (цзин (1)) описывалась и общекосмич. Девятеричность. "Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни. Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей" ("Люй-ши чунь цю", 3 в. До н.э.).Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопич. Концепции "колодезных полей" (цзин тянь). "колодцем" (цзин (6)) называлась некая идеальная администр. Единица, территориальной основой к-рой якобы была система из девяти квадратных полей. "Колодец" рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и администр. Структуры ("Мэн-цзы", 4 - 3 вв. До н.э. "Чжоу ли", 5 - 2 вв. До н.э.). Возможно, пути семантич. Эволюции иероглифов цзин (1) ("основа", "канон") и цзин (6) ("колодец") были параллельны.
От обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая "колодезно-канонич." структура лежит в основе универсальной общеметодологич. Классификационной схемы - системы триграмм и гексаграмм (см. Гуа). Схематич. Моделью триграмм является девятиклеточный квадрат.Представление о Ц.в. Как упорядочивающей "сети" косвенно отразилось в теории кит. Медицины. Термин "цзин" (1) имеет там значение "меридиан", "гл. Канал" и относится к 12 осн. Парафизиологич. "руслам", по к-рым осуществляется суточная циркуляция "пневмы" (ци |11) в организме. Аналогия с Ц.в. Просматривается в назв. Системы гл. И второстепенных "каналов" - "энергетич. Каркаса" организма. Цзин ло ("меридианы и коллатерали").*Кобзев А.И.
Понятийно-теоретич. Основы конф. Социальной утопии // Кит. Социальные утопии. М., 1987. Его же. Учение о символах и числах в кит. Классич. Философии. М., 1994.А.И. Кобзев.
Дополнительный поиск Цзин вэй
На нашем сайте Вы найдете значение "Цзин вэй" в словаре Китайская философия. Энциклопедический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цзин вэй, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ц". Общая длина 8 символа