Ашвагхоша - Жизнь Будды

277

Поэма в 28 песнях, от санскритского оригинала которой сохранились лишь первые тринадцатьс половиной, а остальные дошли в тибетском и китайском переложенияхУ царя Шуддходаны из рода шакьев, живущего в городе Капилавасту в предгорье Гималаев,рождается сын Сиддхартха. Рождение его необыкновенно. Дабы не доставлять мучения своей материМайе, он появляется из её правого бока, и тело его украшено счастливыми знаками,по которым мудрецы предсказывают, что он станет спасителем мира и учредителем новогозакона жизни и смерти. Безмятежно, в ничем не омраченном благополучии, протекаютв царском дворце детство и юность Сиддхартхи. В положенное время он женитсяна красавице Яшодхаре, от которой имеет любимого сына Рахулу.

Но однажды Сиддхартхавыезжает из дворца на колеснице и встречает сначала дряхлого старика, затем раздутогоот водянки больного и, наконец, мертвеца, которого несут на кладбище. Зрелище смертии страданий переворачивает все мировосприятие царевича. Окружающая его красота кажется емубезобразием, власть, сила, богатство представляются тленом. Он задумывается над смыслом жизни,и поиск конечной истины существования становится его единственной целью. Сиддхартха покидаетКапилавасту и отправляется в долгое странствование. Он встречается с брахманами,излагающими ему свою веру и учения. Шесть лет проводит в лесу с подвижниками, изнуряющимисебя аскезой. Царь Магадхи Бимбисара предлагает ему свое царство, чтобы он смог воплотитьна земле идеал справедливости, — но ни традиционные мудрствования, ни умерщвлениеплоти, ни безграничная власть не кажутся ему способными разрешить загадку бессмысленностижизни.

В окрестностях города Гайя под деревом Бодхи Сиддхартха погружается в глубокоеразмышление. Демон-искуситель Мара безуспешно пытается смутить его плотскими искушениями,воинство Мары швыряет в него камни, копья, дротики, стрелы, но Сиддхартха даже не замечаетих, оставаясь недвижным и бесстрастным в своем созерцании. И здесь, под деревом Бодхи,на него нисходит просветление. Из Бодхисаттвы, человека, которому суждено быть Буддой,он становится таковым — Буддой, или Пробужденным, Просветленным.Будда направляется в Бенарес и там произносит свою первую проповедь, в которой учит, чтоесть страдание, есть причина страдания — жизнь и есть путь к прекращениюстрадания — отказ от хотения, избавление от желаний и страстей, освобождениеот мирских уз — путь отрешенности и духовного равновесия.

Странствуя по городами весям Индии, Будда вновь и вновь повторяет это учение, привлекая к себе множествоучеников, объединяя тысячи людей в своей общине. Враг Будды Девадатта пытается его погубить:он сбрасывает на него с горы огромный камень, но тот раскалывается и не касаетсяего тела. Натравливает на него дикого разъяренного слона, но тот смиренно и преданноприпадает к стопам Будды. Будда поднимается на небо и обращает в свою веру даже богов,а затем, завершив свою миссию, устанавливает предел своей жизни — три месяца.Он приходит в город Кушинагару на крайнем севере Индии, произносит там свое последнеенаставление и, навсегда прерывая для себя бесконечную цепь рождений и смертей, погружаетсяв нирвану — состояние полного покоя, бестелесного созерцательно бытия.

Кости Будды,оставшиеся после погребального костра, его ученики делят на восемь частей. Семь уносят цари,явившиеся из дальних пределов земли, а восьмая в золотом кувшине вечно хранитсяв Кушинагаре в воздвигнутом в честь Будды храме..

Значения в других словарях
Ахматова Анна Андреевна - Стихотворение "слава Тебе, Безысходная Боль…"

Слава тебе, безысходная боль!Умер вчера сероглазый король.Вечер осенний был душен и ал,Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:«Знаешь, с охоты его принесли,Тело у старого дуба нашли.Жаль королеву. Такой молодой!..За ночь одну она стала седой».Трубку свою на камине нашелИ на работу ночную ушел.Дочку мою я сейчас разбужу,В серые глазки ее погляжу.А за окном шелестят тополя:«Нет на земле твоего короля...»1910. ..

Ахматова Анна Андреевна - Ты Знаешь, Я Томлюсь В Неволе

Ты знаешь, я томлюсь в неволе,О смерти господа моля,Но все мне памятна до болиТверская скудная земля.Журавль у ветхого колодца,Над ним, как кипень, облака,В полях скрипучие воротца,И запах хлеба, и тоска.И те неяркие просторы,Где даже голос ветра слаб,И осуждающие взорыСпокойных загорелых баб.. ..

Багрицкийэ.г. - Арбуз

Свежак надрывается. Прет на рожонАзовского моря корыто.Арбуз на арбузе - и трюм нагружен,Арбузами пристань покрыта.Не пить первача в дорассветную стыдь,На скучном зевать карауле,Три дня и три ночи придется проплыть И мы паруса развернули...В густой бородач ударяет бурун,Чтоб брызгами вдрызг разлететься;Я выберу звонкий, как бубен, кавун И ножиком вырежу сердце...Пустынное солнце садится в рассол,И выпихнут месяц волнами...Свежак задувает!Наотмашь!Пошел!Дубок, шевели парусами!Густыми барашками мо..

Бажов П. П. - Каменный Цветок

Не одни мраморски на славе были по каменному-то делу. Тоже и в наших заводах, сказывают, это мастерство имели. Та только различка, что наши больше с малахитом вожгались, как его было довольно, и сорт - выше нет. Вот из этого малахиту и выделывали подходяще. Такие, слышь-ко, штучки, что диву дашься. Как ему помогло.Был в ту пору мастер Прокопьич. По этим делам первый. Лучше его никто не мог. В пожилых годах был.Вот барин и велел приказчику поставить к этому Прокопьичу парнишек на выучку.- Пущай-д..

Дополнительный поиск Ашвагхоша - Жизнь Будды Ашвагхоша - Жизнь Будды

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ашвагхоша - Жизнь Будды" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ашвагхоша - Жизнь Будды, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 23 символа