Бертольт Брехт - Жизнь Галилея

264

Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, будущему ученику, на простых примерахкоперниканскую модель солнечной системы. Галилей говорит о том, что наступает время новогознания, время пересмотра всех прежних истин и рождения новых. Птолемеевская система рассматривала землю неподвижной, надежной опорой. Сейчас всё не так,оказывается, что нет никаких опор — всё подвижно.Мальчик не сразу верит Галилею, поскольку придерживается наивной картины мира (ведь земля-топлоская, а не круглая). Тем не менее, Андреа ради шутки повторяет «ересь» в школе.Этим недовольна его мать, экономка Галилея — госпожа Сарти. Она удивилась, когда узнала, чтоГалилей действительно разделяет эти идеи (она считала это выдумками сына).

Но её большеинтересует то, что Галилей не платит молочнику, что у них долги. Галилей доказывает Андреа, что его взгляд наивен. Земля может быть подвижна, и мы можем приэтом оставаться на ногах (втыкает в яблоко щепку, крутит его и говорит, что верх щепкивсегда выше её низа, как ни поворачивай яблоко). Галилей рассуждает о новом в науке.Он сравнивает исследователей с мореплавателями. Раньше они ходили только вдоль побережий,теперь направляют корабли в открытое море. Андреа говорит, что к Галилею хочет прийти учиться молодой богатый Людовико Марсили. Галилейвидит, что для Людовико наука — лишь модное увлечение. Людовико говорит, что наука предлагаетмного диковинок. Он видел в Голландии некое устройство, в котором 2 линзы:двояковогнутая и двояковыпуклая.

К удивлению Людовико, это устройство увеличивает предметы.Галилей отсылает Людовико, а сам о чём-то задумывается.Приходит Куратор Приули из университета. Галилео хочет надбавки в жаловании. Но Кураторговорит, что математика, которую преподаёт Галилео, — это лишь забава для тех, ктоеё финансирует. Надо радовать тому, что есть. Куратор и Галилей спорят. Куратор говорито том, что в Венеции науку не преследует инквизиция (Джордано Бруно выдали какне венецианца), есть возможность свободно творить, а во Флоренции и вообще по всейЕвропе платят больше, но преследуют. Галилео говорит, что без денег наука тоже не можетразвиваться, и что мало хорошего в такой свободе. Куратор говорит, что если бы Галилейизобрел что-нибудь, то наверняка получил бы надбавку.

Он вспоминает разные полезные вещи,которые Галилей придумывал. Галилей работает над подзорной трубой. Он говорит с Андреа. Тот уже в восторгеот открытия Галилея, но ученый предостерегает мальчика. Это лишь гипотеза, проверить никтопока не может. Галилей показывает трубу мальчику, и говорит. «Это принесет нам пятьсотскуди».Проходит презентация подзорной трубы. Все в восторге. Галилей получает прибавкув жаловании. Но он погружен в свои мысли.Любое научное открытие имеет «двойной» смысл. Для непосвященных это лишь подзорная труба,практическая польза. Людовико уже начал понимать, что Галилей просто надул всех. Такие трубы ужепродаются по всей Европе. Но только сам Галилей осознал, что он придумал совершенно новоеприменение этой трубе.

А на своей афере просто заработал денег на исследование.Действительно, практическая польза — но не та, которой радуются правители городаи военные.10 января 1610 года Галилей и Сагредо наблюдают Луну. Они видят рельеф, видят, что Лунане излучает свет. Галилей говорит, что Луна для Земли — то же, что Земля для Луны. Этопротиворечит стройной иерархичной системе небесных сфер Аристотеля. «Сегодня человечествозаносит в летописи. Небо отменено». Сагредо страшно. Джордано Бруно сожгли за это.Приходит Куратор, ругается, что Галилей опозорил его в истории с трубой. Галилей говорит,что выиграл время и деньги на новые исследования. Цель оправдывает средства — главныйдевиз Галилея. Его открытие новой небесной механики поможет составить навигационные картызвездного неба для моряков, а это очень поможет Венеции.

Куратор не хочет больше ничегослушать.Галилео и Сагредо наблюдают спутники Юпитера. Они убеждаются, что вокруг Юпитера движутся4 спутника и делают вывод, что кристаллической сферы, к которой прикреплен Юпитер,не существует. Всё это подтверждает гипотезу Коперника. Галилей в восторге. Он хочетрассказать о новой истине людям. Сагредо предостерегает его. Люди не поймут. Но Галилейсчитает, что свойство истины — простота и понятность. Утром приходит Вирджиния. Галилей уже составил письмо герцогу Флоренции — Козимо Медичи.Он называет спутники Юпитера именами Медичи. Галилей и Андреа Сарти переезжают в Флоренцию и поселяются во дворце Медичи. ГерцогКозимо такого же возраста, как и Андреа. Андреа показывает Козимо коперниканскую модельсолнечной системы, Козимо предпочитает птолемеевскую.

Они дерутся, птолемеевская модельломается. В этот момент входят Галилей, Математик, Философ и свита Козимо. Математики Философ не хотят вести наблюдения, прежде чем не обсудят, возможны ли в принципете явления, о которых говорит Галилей. Они противоречат Аристотелю. Брехт ироничнопоказывает шаблонность схоластического мышления профессоров через их речь. Математики Философ остаются на своём. Галилей не достиг своей цели. Его наблюдения отправляютна проверку самому главному астроному Ватикана — Кристоферу Клавиусу.Во Флоренции чума, но Галилей продолжает свои исследования. Галилей не хочет покидатьсвои записи и книги, он остаётся. С ним остаётся госпожа Сарти.Кварталы оцепляют. Еду и воду подают Галилею на шестах. Госпожа Сарти заболевает,её забирают.

Позже она умрет. Возвращается Андреа — он спрыгнул с кареты, чтобыостаться с Галилеем. Галилей сочувствует мальчику, его даже мучает совесть (если быон уехал, то и мать Андреа осталась бы в живых). Галилей продолжает работать.1616 год. «Коллегиум Романум» — исследовательский институт Ватикана —подтверждает открытие Галилея.Пока ждут решения Клавиуса, монахи обсуждают ужасные последствия, в случае есликоперниканская система окажется доказанной. Один их них говорит. «А теперь, по-ихнему,и Земля — это звезда. Нет ничего, кроме звезд. Мы еще доживем до того, что они скажут:нет различия между человеком и животным, человек тоже только животное. Нет ничего, кромеживотных!»Кардинал говорит, что человек — венец творения, центр вселенной, и поэтому Земля —тоже центр.

Клавиус тем временем подтверждает правоту Галилея. Об этом шепотом сообщает одиниз монахов.5 марта 1616 года инквизиция налагает запрет на учение Коперника.Кардиналы Барберини и Беллармин пытаются убедить Галилея отказаться от своей теории. Онинамекают на социальное значение его открытий. Церковь, Писание — всё это вносит смыслв жизни людей, особенно простонародья, а Галилей подвергает сомнению прочную картину мира.Кардиналы предлагают Галилею оставаться в рамках математики и использовать свои наблюдениялишь для вычислений, лишь как математическую гипотезу, модель. Никто не запрещает вестиисследовать, но познать до конца — нельзя. Галилея это не устраивает.Кардинал-инквизитор говорит с Вирджинией, намекая ей на двусмысленность положенияотца.Дворец флорентийского посла в Риме.

Галилей беседует с маленьким монахом, тем самым,который после заседания «Коллегиума» шепотом сообщил ему мнение папского астронома.Маленький монах говорит о своих родителях в Кампаньи. Они трудятся из последних сил,страдают в нищете. И что будет с такими людьми, когда выяснится, что тот смысл, который онивидели в своих страданиях, — всего лишь игра богословов, а не истина. Маленький монахпредостерегает Галилея. Но Галилей не хочет соглашаться с этим. Наука откроет глаза всемлюдям. Прикладные изобретения, которые улучшат жизнь, упростят труд — бессмысленны, когдапростой человек невежествен. Галилей всё более наполняет свою риторику социальным смыслом:освобождение от рабства, угнетателей. Маленький монах явно симпатизирует Галилею, ведущемупочти революционную проповедь, и в конце концов отвлекается на его книги, просит пояснитьчто-то.

Галилей иронично восклицает. «Яблоко с древа познания. Он уже вгрызаетсяв него». Монах становится учеником.Галилей 8 лет не мог вести исследования в любимой сфере. Он и все его ученики занятымеханикой. Но вот он узнаёт, что учёный-кардинал Барберини стал папой Урбаном VIII. Галилейснова возвращается к астрономии. Ему пишут со всей Европы, спрашивая о солнечных пятнах.Он не мог заниматься ими, поскольку это была очередная «запретная тема». Именнов этот момент появляется Людовико. Он так и не женился на Вирджинии из-занеблагонадежности будущего тестя. Он льстит Галилею, говорит о том, что Галилей наконец-товернулся в лоно благоразумных исследований. Он-то и сообщает о новом Папе. Как разв этот момент Галилей заявляет, что возвращается к своим исследованиям.

Причем будет вестиих на родном языке, а не на латыни, чтобы их поняли все. Галилей не может понять,как связана наука с его дочерью, но Людовико аристократ и не может жениться на дочериеретика. Галилею всё равно.В течение последующего десятилетия учение Галилея широко распространяется в народе.Памфлетисты и уличные певцы подхватывают новые идеи. В карнавальную ночь 1632 годаво многих городах в оформлении карнавальных шествий многих гильдий используютсяастрономические темы.Люди поют частушки, в которых осмеивают церковь, старые порядки, в том числеи социальные. Галилей провозглашается разрушителем католицизма, героем. Нарастаетнапряженность. 1633 год. Галилей и его дочь ожидают приема у великого герцога. Из-за напряжённой работыГалилей теряет зрение.

Вирджиния предостерегает отца от происков инквизиции. ПриходитВанни — крупный делец. Он говорит о том, что в Европе уже давно другие порядки, что всёкупечество на стороне Галилея и против церкви. Он предостерегает Галилея. Герцогне друг ему. Ванни предлагает Галилею скрыться. Но Галилей против. Он слишком любиткомфорт.Козимо действительно не помогает Галилею. Галилей говорит дочери, что уже подготовил побег.Но как раз в этот момент их приглашают в карету и увозят в Рим.Папа и кардинал-инквизитор обсуждают участь Галилея. Кардинал требует самых жестких мер.Он говорит о социальной напряженности. Папа категорически против, он защищает Галилея.Тем не менее, Папа не понимает, как можно пользоваться навигационными картами Галилея, еслиони составлены на основе ереси.

Но кардинал сообщает, что всё больше моряков требуютзвёздные карты Галилея. Папа наконец соглашается с кардиналом, но приказывает толькоприпугнуть Галилея.Процесс против Галилея окончен. Он почти до неузнаваемости изменился за время процесса.Ученики отступают от него. Галилей болен, он совсем плохо видит.22 июня 1633 года Галилео Галилей отрекается от своего учения о вращении Землипо требованию инквизиции. Андреа возмущён отступничеством своего учителя.За сценой читают фрагмент из книги Галилея «Dicorsi». В аллегорической формеговорится о том, что велика цена за великие открытия. «Разве не ясно, что лошадь, упавс высоты в три или четыре локтя, может сломать себе ноги, тогда как для собаки это совершеннобезвредно, а кошка без всякого ущерба падает с высоты в восемь или десять локтей,стрекоза — с верхушки башни, а муравей мог бы даже с Луны».С 1633 по1642 год Галилео Галилей живет в загородном доме вблизи Флоренции, вплоть до своейсмерти оставаясь пленником инквизиции.Вирджиния, убежденная кардиналами, считает участь Галилея счастливой.

Она ухаживает за отцом,который почти ослеп. Галилей разбирает какие-то цитаты из священного писания, которыеприсылают ему из Церкви. Вирджния записывает, не замечая иронии в ответах отца. Они поднаблюдением.Приходит Андреа. Он уезжает в Голландию. Он пришел только потому, что другие учёныепопросили его узнать, как здоровье Галилея. Но Галилей ненавязчиво открывает Андреа глаза.Галилей спас себя для науки. Всё это время по ночам он писал свои «Discorsi». Андреа каетсяв своём отношении к учителю. Галилей отдаёт ему свитки и напутствует Андреа, а вместес ним — всю науку. Галилей говорит, что он недоволен собой. Он предал науку тем, что отдалил знаниеот человечества. Наука ради науки — пуста и даже опасна. Цель не оправдываетсредства, как он раньше считал.

На первом месте — человек, а знания, цивилизация,культура — вторичны. «Я полагаю, что единственная цель науки — облегчить трудное человеческоесуществование. И если ученые, запуганные своекорыстными властителями, будут довольствоватьсятем, что накопляют знания ради самих знаний, то наука может стать калекой и ваши новые машиныпринесут только новые тяготы. Со временем вам, вероятно, удастся открыть все, что может бытьоткрыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества. И пропастьмежду вами и человечеством может оказаться настолько огромной, что в один прекрасный деньваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса».В 1537 году Андреа покидает Италию. На границе его досматривают, но невнимательно:пограничникам лень пересматривать все книги.

Во время досмотра мальчики, играющие неподалеку,обсуждают какую-то местную ведьму. Они спрашивают у Андреа, можно ли летать по воздуху. Онивидят сундучок Андреа, который не заметили пограничники, и сообщают им. Там ещё книги,но пограничники пропускают его. Уже из-за границы Андреа кричит мальчикам. «На палкенельзя летать по воздуху. Для этого к ней нужно было бы по меньшей мере приделатьмашину. Но такой машины пока не существует. Может быть, ее никогда и не будет, ведьчеловек слишком тяжел. Но, разумеется, этого знать нельзя. И мы вообще еще очень мало знаем.У нас все впереди!».

Значения в других словарях
Бернс Р. - Джон Ячменное Зерно

Три короля из трех сторонРешили заодно:- Ты должен сгинуть, юный ДжонЯчменное Зерно!Погибни, Джон,- в дыму, в пыли,Твоя судьба темна!..И вот взрывают королиМогилу для зерна...Весенний дождь стучит в окноВ апрельском гуле гроз,И Джон Ячменное ЗерноСквозь перегной пророс...Весенним солнцем обожженНабухший перегной,И по ветру мотает ДжонУсатой головой...Но душной осени даноСвой выполнить урок,и Джон Ячменное ЗерноОт груза занемог...Он ржавчиной покрыт сухой,Он - в полевой пыли. ..- Теперь мы справи..

Бертольт Брехт - Добрый Человек Из Сычуани

Главный город провинции Сычуань, в котором обобщены все места на земном шаре и любоевремя, в которое человек эксплуатирует человека, — вот место и время действияпьесы.Пролог. Вот уже два тысячелетия не прекращается вопль. Так дальше продолжатьсяне может. Никто в этом мире не в состоянии быть добрым. И обеспокоенные богипостановили. Мир может оставаться таким, как есть, если найдется достаточно людей, способных житьдостойной человека жизнью. А чтобы проверить это, три виднейших бога спускаются на..

Бертольт Брехт - Мамаша Кураж И Её Дети

Весна 1624 г. Армия шведского короля собирает солдат для похода на Польшу.Фельдфебель и вербовщик признают только войну учредителем общественного порядкаи цивилизации. Где нет войны, какая там мораль. Каждый бредет куда хочет, говорит что хочет, естчто хочет — ни приказа, ни пайка, ни учета!Два парня вкатывают фургон матушкиКураж, маркитантки Второго Финляндского полка. Вот что она поет. «Эй, командир, дай знакпривала, / Своих солдат побереги. / Успеешь в бой, пускай сначала / Пехота сменит сапо..

Бертольт Брехт - Трехгрошовая Опера

Пролог. Лондон. Сохо. Ярмарка. Балладу о Мэкки-ноже поет уличный певец. «У акулы зубы-клинья / Всеторчат как напоказ. / А у Мэкки только ножик, / Да и тот укрыт от глаз. / Если кровь прольет акула, / Всявода кругом красна. / Носит Мэкки-нож перчатки, / На перчатках ни пятна. / Вот над Темзой в переулках /Люди гибнут ни за грош. / Ни при чем чума и оспа — / Там гуляет Мэкки-нож. / Если вечером на Стренде /Тело мертвое найдешь, / Значит, ходит где-то рядом / Легким шагом Мэкки-нож. / Мейер Шмуль к..

Дополнительный поиск Бертольт Брехт - Жизнь Галилея Бертольт Брехт - Жизнь Галилея

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бертольт Брехт - Жизнь Галилея" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бертольт Брехт - Жизнь Галилея, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 30 символа