Блез Паскаль - Мысли

577

«Пусть же человек знает, чего он стоит. Пусть любит себя, ибо он способенк добру», «пусть презирает себя, ибо способность к добру остается в немвтуне»…«Ум сугубо математический будет правильно работать, только если емузаранее известны все определения и начала, в противном случае он сбивается с толкуи становится невыносимым». «Ум, познающий непосредственно, не способен терпеливодоискиваться первичных начал, лежащих в основе чисто спекулятивных, отвлеченных понятий,с которыми он не сталкивается в обыденной жизни и ему «непривычных». «Бываеттaк, что человек, здраво рассуждающий о явлениях определенного порядка, несет вздор, когдавопрос касается явлений другого порядка». «Кто привык судить и оценивать по подсказкечувств, тот ничего не смыслит в логических умозаключениях, потому что стремится проникнутьв предмет исследования с первого взгляда и не желает исследовать начала, на которыхон зиждется.

Напротив, кто привык изучать начала, тот ничего не смыслит в доводах чувства,потому что ищет, на чем же они основываются, и не способен охватить предмет единымвзглядом». «Чувство так же легко развратить, как ум». «Чем умнее человек, тем большесвоеобычности он находит во всяком, с кем сообщается. Для человека заурядного все людина одно лицо».«Красноречие — это искусство говорить так, чтобы те, к комумы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием». «Надосохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшатьзначительного». «Форма должна быть изящна», «соответствовать содержаниюи заключать в себе все необходимое». «Иначе расставленные слова обретают другой смысл,иначе расставленные мысли производят другое впечатление».«Отвлекатьум от начатого труда следует, только чтобы дать ему отдых, да и то не когдавздумается, а когда нужно».

«отдых не вовремя утомляет, а утомление отвлекаетот труда».«Когда читаешь произведение, написанное простым, натуральным слогом,невольно радуешься».«Хорошо, когда кого-нибудь называют» «просто порядочнымчеловеком».«Мы не способны ни к всеобъемлющему познанию, ни к полномуневедению». «Середина, данная нам в удел, одинаково удалена от обеих крайностей, такимеет ли значение — знает человек немного больше илименьше?»«Воображение» — «людская способность, вводящая в обман, сеющаяошибки и заблуждения». «Поставьте мудрейшего философа на широкую доску над пропастью;сколько бы разум ни твердил ему, что он в безопасности, все равно воображение возьметверх». «Воображение распоряжается всем — красотой, справедливостью, счастьем, всем, чтоценится в этом мире».«Когда человек здоров, ему непонятно, как это живут больные люди,а когда расхварывается», «у него другие страсти и желания».

«По самой своейнатуре мы несчастны всегда и при всех обстоятельствах». «Человек до того несчастен,что томится тоской даже без всякой причины, просто в силу особого своего положенияв мире». «Состояние человека. Непостоянство, тоска, тревога». «Суть человеческогоестества — в движении. Полный покой означает смерть». «Нас утешает любой пустяк,потому что любой пустяк приводит нас в уныние». «Мы поймем смысл всех людских занятий,если вникнем в суть развлечения».«Из всех положений» «положение монарханаизавиднейшее». «Он ублаготворен во всех своих желаниях, но попробуйте лишить егоразвлечений, предоставить думам и размышлениям о том, что он такое», — «и этосчастье рухнет», «он невольно погрузится в мысли об угрозах судьбы, о возможныхмятежах», «о смерти и неизбежных недугах».

«И окажется, что лишенныйразвлечений монарх» «несчастнее, чем самый жалкий его подданный, который предается играми другим развлечениям». «Вот почему люди так ценят игры и болтовню с женщинами, такстремятся попасть на войну или занять высокую должность. Не в том дело, что онирассчитывают найти в этом счастье». «мы ищем» «треволнений, развлекающих наси уводящих прочь от мучительных раздумий». «Преимущество монарха в том и состоит,что его наперебой стараются развлечь и доставить ему все существующие на светеудовольствия».«Развлечение — единственная наша утеха в горе». «Человекас самого детства» «обременяют занятиями, изучением языков, телесными упражнениями,неустанно внушая, что не быть ему счастливым, если он» не сумеет сохранить «здоровье,доброе имя, имущество», и «малейшая нужда в чем-нибудь сделает егонесчастным».

«И на него обрушивается столько дел и обязанностей, что от заридо зари он в суете и заботах». «Отнимите у него эти заботы, и он качнетдумать, что он такое, откуда пришел, куда идет, — вот почему его необходимо с головойокунуть в дела, отвратив от мыслей».«Как пусто человеческое сердце и скольконечистот в этой пустыне!»«Люди живут в таком полном непонимании суетности всейчеловеческой жизни, что приходят в полное недоумение, когда им говорят о бессмысленностипогони за почестями. Ну, не поразительно ли это!»«Мы так жалки, что сперварадуемся удаче», а потом «терзаемся, когда она изменяет нам». «Кто научилсябы радоваться удаче и не горевать из-за неудачи, тот сделал бы удивительноеоткрытие, — все равно что изобрел бы вечный двигатель».«Мы беспечноустремляемся к пропасти, заслонив глаза чем попало, чтобы не видеть, куда бежим».Но даже осознавая «всю горестность нашего бытия, несущего нам беды»,мы «все-таки не утрачиваем некоего инстинкта, неистребимого и насвозвышающего».«Нехорошо быть слишком свободным.

Нехорошо ни в чем не знатьнужды».«Человек не ангел и не животное», несчастье же его в том, «чточем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное».«Человек так устроен, что не может всегда идти вперед, — он то идет,то возвращается». «Величие человека — в его способности мыслить».«Человек — всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он — тростникмыслящий».«Сила разума в том, что он признает существование множества явлений».«Ничто так не согласно с разумом, как его недоверие к себе». «Мы должныповиноваться разуму беспрекословней, чем любому владыке, ибо кто перечит разуму, тот несчастен,а кто перечит владыке — только глуп». «Разум всегда и во всем прибегаетк помощи памяти».

«Душа не удерживается на высотах, которых в едином порыве поройдостигает разум. Она поднимается туда не как на престол, не навечно, а лишьна короткое мгновение».«Мы постигаем существование и природу конечного, ибосами конечны и протяженны, как оно. Мы постигаем существование бесконечного,но не ведаем его природы, ибо оно протяженно, как мы, но не имеет границ.Но мы не постигаем ни существования, ни природы Бога, ибо он не имеетни протяженности, ни границ. Только вера открывает нам его существование, толькоблагодать — его природу». «Вера говорит иное, чем наши чувства, но никогдане противоречит их свидетельствам. Она выше чувств, но не противостоитим».«Справедливо подчиняться справедливости, нельзя не подчиняться силе.Справедливость, не поддержанная силой, немощна, сила, не поддержанная справедливостью,тиранична.

Бессильной справедливости всегда будут противоборствовать, потому что дурные людине переводятся, несправедливой силой всегда будут возмущаться. Значит, надо объединить силусо справедливостью». Однако «понятие справедливости так же подвержено моде, какженские украшения».«Почему люди следуют за большинством. Потому ли, что оно право?Нет, потому что сильно». «Почему следуют стародавним законам и взглядам. Потому что ониздравы. Нет, потому что общеприняты и не дают прорасти семенам раздора». «Умеющиеизобретать новое малочисленны, а большинство хочет следовать лишь общепринятому».«Не хвалитесь же своей способностью к нововведениям, довольствуйтесь сознанием, чтоона у вас есть».«Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под предлогом,что она оспорима, что большинство её отрицает.

Значит, его заблуждение сознательное, онопроистекает из нелюбви к истине и добру, и этому человеку нетпрощения».«Людям не наскучивает каждый день есть и спать, потому что желание естьи спать каждый день возобновляется, а не будь этого, без сомнения, наскучило бы. Поэтомутяготится духовной пищей тот, кто не испытывает голода, Алкание правды. Высшее блаженство».«Я утруждаю себя ради него» — в этом суть уважения к другому человеку, и это«глубоко справедливо».«Человеческая слабость — источник многих прекрасныхвещей».«Величие человека так несомненно, что подтверждается даже его ничтожеством. Ибоничтожеством мы именуем в человеке то, что в животных считается естеством, тем самымподтверждая, что если теперь его натура мало чем отличается от животной, то некогда, покаон не спал, она была непорочна».«Своекорыстие и сила — источник всех нашихпоступков.

Своекорыстие — источник поступков сознательных, сила — бессознательных».«Человек велик даже в своем своекорыстии, ибо это свойство научило его соблюдать образцовыйпорядок в делах».«Величие человека тем и велико, что он сознает своеничтожество. Дерево своего ничтожества не сознает».«Люди безумны, и это стольобщее правило, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием».«Могуществомух. Они выигрывают сражения, отупляют наши души, терзают тела»..

Значения в других словарях
Бестужев-марлинскийа.а. - Фрегат "надежда"

Капитан-лейтенант Илья Петрович Правин был влюблен впервые и со всей возможной страстностью. Напрасны беспокойство и предостережения друзей, и более всех товарища по морскому корпусу, а ныне первого лейтенанта его фрегата Нила Павловича Какорина. Напрасны замысловатые медицинские советы корабельного врача. Каждый день капитан на балу или приеме, каждый день ищет увидеть княгиню Веру **. Неосторожное замечание незнакомца в её присутствии — и вот уже дуэль, в которой Правин благородством и храброс..

Бичер-стоуг. - Хижина Дяди Тома

Действие романа происходит в начале 1850-х гг. В США. Открывается он разговором «доброго» плантатора Шелби с работорговцем Гейли, которому он хочет продать своего лучшего негра дядю Тома в уплату долгов. Разглагольствуя о гуманизме, понимаемом весьма своеобразно, Гейли выражает точку зрения многих работорговцев. Не следует, полагает он, продавать ребенка на глазах у матери, чтобы не было лишних слез и, таким образом, не портился товар. Не стоит также сильно их пороть, но и носиться особо не стои..

Блез Паскаль - Письма К Провинциалу

Настоящие письма являют собой полемику автора с иезуитами, яростными гонителями сторонниковучения голландского теолога Янсения, противопоставлявшего истинно верующих остальной массеформально приемлющих церковное учение. Во Франции оплотом янсенизма стало парижское аббатствоПор-Рояль, в стенах которого Паскаль провел несколько лет.Полемизируя с иезуитами, автор прежде всего исходит из здравого смысла. Первой темой дискуссиистановится учение о благодати, вернее, трактовка этого учения отцами-иезуи..

Бо Синцзянь - Повесть О Красавице Ли

В стародавние времена подрастал в семье знатного сановника сын, юноша необычайныхдарований. Отец гордился им.Пришла пора отправляться на государственные экзамены в столицу. Юноша въехал в Чанъаньчерез ворота квартала увеселений и тотчас заприметил возле одного из домов красавицу.Похоже, и та отметила молодца. От людей наш герой узнал, что девица Ли жадна и коварна,но все-таки свел с ней знакомство. И она его прямо околдовала. Поселились они вместе. Юношазабросил друзей, занятия, знай по театраль..

Дополнительный поиск Блез Паскаль - Мысли Блез Паскаль - Мысли

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Блез Паскаль - Мысли" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Блез Паскаль - Мысли, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 20 символа