Г. Э. Лессинг - Натан Мудрый

478

Во время крестовых походов в конце XII в. Крестоносцы терпят поражение в своем третьемпоходе и вынуждены заключить перемирие с арабским султаном Саладином, правящим Иерусалимом.В город доставили двадцать пленных рыцарей, и все, за исключением одного, казненыпо приказу Саладина. Оставшийся в живых молодой рыцарь-храмовник свободно гуляетпо городу в белом плаще. Во время пожара, случившегося в доме богатого еврея Натана,юноша с риском для собственной жизни спасает его дочь Рэху.Натан возвращается из делового путешествия и привозит из Вавилона на двадцативерблюдах богатый груз. Единоверцы чтят его, «словно князя», и прозвали«Натаном-мудрецом», не «Натаном-богачом», как замечают многие. Натана встречаетподруга его дочери, христианка Дайя, которая давно живет в доме.

Она рассказывает хозяинуо случившемся, и он сразу же хочет видеть благородного юношу-спасителя, чтобы щедровознаградить его. Дайя объясняет, что храмовник не желает общаться с ним и на сделанноеею приглашение посетить их дом отвечает горькими насмешками.Скромная Рэха считает, что бог «сотворил чудо» и послал ей во спасение«настоящего ангела» с белыми крыльями. Натан поучает дочь, что набожно мечтать гораздолегче, нежели поступать по совести и долгу, преданность богу следует выражать делами.Их общая задача — найти храмовника и помочь христианину, одинокому, без друзейи денег в чужом городе. Натан считает чудом, что дочь осталась жива благодаря человеку,который сам спасся «немалым чудом». Никогда прежде Саладин не проявлял пощадык пленным рыцарям.

Ходят слухи, что в этом храмовнике султан находит большое сходствос любимым братом, умершим двадцать лет тому назад. За время отсутствия Натана его други партнер по шахматам дервиш Аль-Гафи становится казначеем султана. Это очень удивляетНатана, знающего своего друга как «дервиша сердцем». Аль-Гафи сообщает Натану, что казнаСаладина оскудела, перемирие из-за крестоносцев подходит к концу, и султану нужно многоденег для войны. Если Натан «откроет свой сундук» для Саладина, то этим он поможетвыполнить служебный долг Аль-Гафи. Натан готов дать деньги Аль-Гафи как своему другу, но отнюдьне как казначею султана. Аль-Гафи признает, что Натан добр так же, как и умен, он хочетуступить Натану свою должность казначея, чтобы снова стать свободным дервишем.К гуляющему вблизи султанского дворца храмовнику подходит послушник из монастыря,посланный патриархом, который хочет выведать причину милости Саладина.

Храмовник не знаетничего, кроме слухов, и послушник передает ему мнение патриарха. Всевышний, должно быть,сохранил храмовника для «великих дел». Храмовник с иронией замечает, что спасениеиз огня еврейки, безусловно, одно из таких дел. Однако у патриарха имеется важноепоручение для него — передать в лагерь противника султана — крестоносцам военныерасчеты Саладина. Юноша отказывается, ведь он обязан жизнью Саладину, а его долг храмовникаордена — сражаться, а не служить «в лазутчиках». Послушник одобряет решениехрамовника не становиться «неблагодарным негодяем».Саладин играет в шахматы с сестрой Зиттой. Оба понимают, что война, которой они не хотят,неизбежна. Зитта возмущается христианами, которые превозносят свою христианскую гордость вместотого, чтобы почитать и следовать общим человеческим добродетелям.

Саладин защищает христиан,он полагает, что все зло — в ордене храмовников,, то есть в организации, а не в вере. В интересах рыцарства онипревратили себя в «тупых монахов» и в слепом расчете на удачу срываютперемирие.Приходит Аль-Гафи, и Саладин напоминает ему о деньгах. Он предлагает казначею обратитьсяк другу Натану, о котором слышал, что тот мудр и богат. Но Аль-Гафи лукавит и уверяет,что Натан никого и ни разу деньгами не ссудил, а подает, как и сам Саладин, тольконищим, будь то еврей, христианин или мусульманин. В денежных делах Натан ведет себя как«обыкновенный жид». Позже Аль-Гафи объясняет Натану свою ложь сочувствием другу, нежеланиемвидеть его казначеем у султана, который «снимет с него последнюю рубашку».Даия уговаривает Натана самому обратиться к храмовнику, который первым «не пойдетк еврею».

Натан так и поступает и наталкивается на презрительное нежелание говорить«с жидом», даже с богатым. Но настойчивость и искреннее желание Натана выразитьблагодарность за дочь действуют на храмовника, и он вступает в разговор. СловаНатана о том, что еврей и христианин должны прежде всего проявить себя как люди и толькопотом — как представители своей веры, находят отклик в его сердце. Храмовник хочет статьдругом Натана и познакомиться с Рэхой. Натан приглашает его в свой дом и узнает имяюноши — оно немецкого происхождения. Натан вспоминает, что в здешних краях побывалимногие представители этого рода и кости многих из них гниют здесь в земле. Храмовникподтверждает это, и они расстаются. Натан думает о необыкновенном сходстве юноши с егодавним умершим другом, это наводит его на некоторые подозрения.Натана вызывают к Саладину, а храмовник, не зная об этом, приходит в дом к нему.Рэха хочет броситься к ногам своего спасителя, но храмовник удерживает ее и любуетсяпрекрасной девушкой.

Почти сразу же он, в смущении, убегает за Натаном. Рэха признаетсяДайе, что по неизвестной ей причине «находит свое спокойствие»в «беспокойстве» рыцаря, которое бросилось ей в глаза. Сердце девушки «сталобиться ровно».К удивлению Натана, ожидавшего от султана вопроса о деньгах, тот нетерпеливо требуетот мудрого еврея прямого и откровенного ответа на совсем иной вопрос — какая вералучше. Один из них — еврей, другой — мусульманин, храмовник — христианин.Саладин утверждает, что лишь одна вера может быть истинной. В ответ Натан рассказывает сказкуо трех кольцах. Один отец, у которого по наследству было кольцо, обладавшее чудесной силой,имел трех сыновей, которых одинаково любил. Он заказал еще два кольца, совершенно подобныхпервому, и перед смертью подарил каждому сыну по кольцу.

Потом никто из них не смогдоказать, что именно его кольцо — чудесное и делает обладателя им главой рода. Так жекaк невозможно было узнать, у кого настоящее кольцо, так же нельзя отдавать предпочтениеодной вере перед другой.Саладин признает правоту Натана, восхищается его мудростью и просит стать другом.Он не говорит о своих денежных затруднениях. Натан сам предлагает ему свою помощь.Храмовник подстерегает Натана, возвращающегося от Саладина в хорошем настроении,и просит у него руки Рэхи. Во время пожара он не рассмотрел девушку, а теперьвлюбился с первого взгляда. Юноша не сомневается в согласии отца Рэхи. Но Натану нужноразобраться в родословной храмовника, он не дает ему ответа, чем, сам того не желая,обижает юношу.

От Дайи храмовник узнает, что Рэха — приемная дочь Натана, она христианка.Храмовник разыскивает патриарха и, не называя имен, спрашивает, имеет ли право еврейвоспитывать христианку в еврейской вере. Патриарх сурово осуждает «жида» —он должен быть сожжен. Патриарх не верит, что вопрос храмовника носит отвлеченный характер,и велит послушнику найти реального «преступника».Храмовник доверчиво приходит к Саладину и рассказывает обо всем. Он уже сожалеето своем поступке и боится за Натана. Саладин успокаивает горячего характером юношуи приглашает жить у него во дворце — как христианин или кaк мусульманин, все равно.Храмовник с радостью принимает приглашение.Натан узнает от послушника, что именно тот восемнадцать лет назад передал емудевочку-младенца, оставшуюся без родителей.

Ее отец был другом Натана, не раз спасал егоот меча Незадолго до этого в тех местах, где жил Натан, христиане перебили всех евреев, приэтом Натан лишился жены и сыновей. Послушник дает Натану молитвенник, в котором рукойвладельца — отца девочки записана родословная ребенка и всех родных.Теперь Натану известно и происхождение храмовника, который раскаивается перед ним в своемневольном доносе патриарху. Натан, под покровительством Саладина, не боится патриарха.Храмовник снова просит у Натана руки Рэхи, но никак не может получить ответ.Во дворце султана Рэха, узнав, что она приемная дочь Натана, на коленях умоляет Саладинане разлучать ее с отцом. У Саладина нет этого и в мыслях, он шутливо предлагаетей себя как «третьего отца».

В это время приходят Натан и храмовник.Натан объявляет, что храмовник — брат Рэхи. Их отец, друг Натана, не был немцем,но был женат на немке и некоторое время жил в Германии. Отец Рэхи и храмовникане был европейцем и всем языкам предпочитал персидский. Тут Саладин догадывается, что речьидет о его любимом брате. Это подтверждает запись на молитвеннике, сделанная его рукой.Саладин и Зитта с восторгом принимают в объятия своих племянников, а растроганныйНатан надеется, что храмовник, как брат его приемной дочери, не. Откажется стать его сыном..

Значения в других словарях
Г. Х. Андерсен - Штопальная Игла

Гордую штопальную иглу вынули из шкатулки, чтобы зашить лопнувший башмак, но она сломаласьот грубой «черной работы». Пальцы хотели ее выбросить, но кухарка приделала к нейсургучную головку и заколола, как брошкой, платок. Обратившись с гордой речью к булавке,игла выпрямилась в упала в канаву с помоями. Тут она побеседовала с бутылочнымосколком — «бриллиантом» (оба радовались, что нашли компанию себе под стать),пожаловалась на невежество пальцев. Но осколок унесла вода, и игла осталась однаразмыш..

Г. Э. Лессинг - Минна Фон Барнхельм, Или Солдатское Счастье

Майор в отставке фон Телльхейм живет в берлинской гостинице со своим верным слугойЮстом, не имея средств к существованию. Хозяин гостиницы переселяет его из приличнойкомнаты в убогую комнатенку. Последние два месяца Телльхейм не оплачивал счетов,а комната нужна «приезжей особе», молодой и красивой даме со служанкой. Юст, обожающийсвоего майора, с возмущением замечает хозяину гостиницы, что во время войны «трактирщики»лебезили перед офицерами и солдатами, а в мирное время уже задирают носы. ФонТе..

Г. Э. Лессинг - Эмилия Галотти

Принц Гонзага, правитель итальянской провинции Гвастеллы, рассматривает портрет графиниОрсина, женщины, которую он любил ещё совсем недавно. Ему всегда было с ней легко, радостнои весело. Теперь он чувствует себя иначе. Принц смотрит на портрет и надеется снованайти в нем то, чего уже не замечает в оригинале. Принцу кажется, что художник Конти,выполнивший его давний заказ, слишком польстил графине.Конти размышляет о законахискусства, он доволен своим произведением, но раздосадован, что принц суд..

Г. Я. К. Фон Гриммельсгаузен - Симплициссимус

Затейливый Симплициус Симплициссимус. То есть. Пространное, невымышленное и весьмаприснопамятное жизнеописание некоего просто совестного, диковинного и редкостного бродягиили ваганта по имени Мельхиор Штернфельс фон ФуксхеймДействие происходит в Европе в годы Тридцатилетней войны. Повествование ведется от лицаглавного героя.В одной деревне, в Шпессерте, в крестьянской семье в полном невежестве живет мальчик.Однажды на их дом нападают солдаты, которые разоряют хозяйство, отбирают деньги, насилуют..

Дополнительный поиск Г. Э. Лессинг - Натан Мудрый Г. Э. Лессинг - Натан Мудрый

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Г. Э. Лессинг - Натан Мудрый" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Г. Э. Лессинг - Натан Мудрый, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 28 символа