Генри Дэвид Торо - Уолден, Или Жизнь В Лесу

180

В этой книге Торо описывает свою собственную жизнь, тот её период, когда он в течениедвух лет один жил на берегу Уолденского пруда в Конкорде, штате Массачусетс, а кроме того,делится своими соображениями о смысле бытия и о наиболее рациональном способе совмещениядуховной деятельности с обеспечением необходимых материальных условий жизни.Хижина, которую он выстроил собственными руками, стоит в лесу на расстоянии милиот всякого жилья. Пропитание он добывает исключительно трудом своих рук. Пользуетсяпредметами первой необходимости, к которым относит пищу, жилье и одежду. По мнению Торо,современный человек выходит за рамки своих потребностей, вынуждает себя тратить времяи силы, чтобы заработать деньги и приобрести на них то, что, сделай он собственноручно,обошлось бы ему гораздо дешевле и потребовало бы меньших усилий.

Еду любой может добывать,работая на небольшом участке исключительно на себя, дом построить своими руками, как делалэто Торо, носить простую, домотканую одежду. Тогда человек смог бы перестать быть рабомцивилизации и своим собственным, получил бы больше свободного времени на то, чтобыразвиваться духовно. Общество отвлекает его от серьезных дум. К тому же, по мнению Торо,люди общаются друг с другом слишком часто и не успевают приобрести друг для друга новойценности. Однако при всей своей любви к одиночеству, Торо не является отшельником. Иногдак нему приходит до тридцати человек. Правда, наиболее полноценное и интересное общениепроисходит при небольшом скоплении народа. Если гость приходит один, он разделяет с хозяиномскромную трапезу, если гостей оказывается больше, то все ограничивается пищей духовной,то есть беседами.

Пока он живет в лесу, к нему приходит больше людей, чем в любуюдругую пору его жизни. Для него это — прекрасная возможность понаблюдать за ними.Проезжающие мимо часто застают его за работой на земле, в частности, за возделываниембобов. Работая без лошади, вола и батраков, он успевает с ними сдружиться, они привязываютего к земле, в них он черпает силу. Он не прибегает к помощи сельскохозяйственныхпособий, поскольку для него не имеет значения объем урожая. Одновременно с бобамион «сажает» зерна духовных ценностей. Искренности, правды, простоты, веры, невинности. Это длянего важнее. Он превращает земледелие в истинно священное занятие, каким оно и былокогда-то, и готов принести в жертву не только первые, но и последние материальныеплоды своего надела.После работы он не реже чем раз в два дня идет в ближайший поселок за новостями.

Там,побывав в гостях у кого-нибудь из знакомых, выслушав новости, он ночью возвращаетсядомой, и при этом никогда не сбивается с пути. Хотя заблудиться в лесу, на еговзгляд, — незабываемое и поучительное ощущение. Пока человек не сбивается с дороги,он не постигает всей «огромности и необычности Природы». Уходя из дома, он никогдане запирает дверей. Однако его ни разу не обокрали. Он убежден, что, если бы все жилитак же просто, как он, грабежи были бы неизвестны, поскольку они происходят там, где у однихесть излишки, а у других нет и необходимого.В радиусе нескольких миль от его хижины, помимо Уолдэна, есть ещё несколько прудов.Он описывает их жизнь, как жизнь живых существ. Прибрежные деревья ему кажутся ресницами,опушившими озера-глаза, утесы — это брови, берега — губы, которые пруд облизывает.

Вместотого чтобы ходить к ученым людям, он, как друзей, навещает некоторые редкие в тех краяхдеревья — черную березу, бук или какую-нибудь особенно высокую сосну. Однажды во времядальней прогулки он заходит в дом очень бедного многодетного ирландца, советует емупоследовать его собственному примеру, отказаться от работы на хозяина, жить беззаботнойжизнью и идти навстречу приключениям. Тогда, по мнению Торо, ирландец сможет справитьсясо своей нуждой.Иногда, помимо стремления к духовной жизни, в нем просыпаются дикие начала, и он идетловить рыбу, охотиться. Однако если человек носит в себе семена духовности, то взрослея,он отказывается от подобных занятий. Так со временем поступает и Торо и почтиполностью отказывается от животной пищи.

Ему кажется, что в ней есть нечто крайне нечистое.Она мешает сохранению духовных сил и поэтического чувства. Если от нее отказаться полностью,разумеется, может произойти некоторое физическое ослабление тела, но не стоит об этомсожалеть, поскольку такая жизнь находится в согласии «с высшими принципами». Он не пьетвина, а только чистую воду из пруда, так как хочет всегда быть трезвым. Если уж опьяняться,то только воздухом, считает Торо. Рядом с ним обитает множество животных. Совсемприручившаяся дикая мышь, которая ест у него с ладони, куропатка со своими птенцами, чьиспокойные и мудрые глаза Торо кажутся столь же древними, как и само небо, которое в нихотражается. Он становится свидетелем драки муравьев, рыжих и черных, и чувствует при этомтакое же волнение, как если бы перед ним находились люди.

На пруду он наблюдаетза гагарой, которая, пытаясь его перехитрить, целый день ныряет в пруд.Ближе к зиме Торо выкладывает в своем доме очаг. Огонь очага тоже становится его другом.Глядя на огонь по вечерам, он очищает свои мысли и душу от скверны, накопившейсяза день. Зимой мало кто из людей забредает в его хижину. Зато представляется отличнаявозможность наблюдать за животными. Около своего дома он разбрасывает недозрелыекукурузные початки, картофельные очистки, а Затем с интересом следит за повадкамипривлеченных лакомством кроликов, белок, соек, синиц. Однажды ему на плечо садится воробей,он воспринимает это как отличие «более высокое, чем любые эполеты».Зимой пруд засыпает и покрывается слоем голубого льда.

По утрам на него приходят людиловить окуней и щук. Деревенские жители и даже целые артели ледорубов запасаютсяна лето льдом.Об Уолденском пруде в народе ходит поверье, будто он не имеет дна. В начале 1846 г.,вооружившись компасом, цепью и лотом, Торо находит дно и измеряет глубину пруда.В конце марта — начале апреля пруд вскрывается. Под воздействием солнечных лучейпо утрам и ближе к вечеру он гудит, и тогда кажется, что это потягивается и зеваетпросыпающийся человек. Вся Земля для Торо — живое существо. Возвращаясь с юга, весной надпрудом пролетают гуси, утки, голуби, ласточки, появляются лягушки и черепахи. Начинает зеленетьтрава. Весеннее утро несет прощение всех грехов и призыв к духовному возрождению. Торосчитает, что люди должны жить в унисон с природой, прислушиваться к её заповедям.В жизни городов наступил бы застой, если бы дикая природа не соседствовала с ними,ибо для них она является источником бодрости.

Человек желает одновременно и все познать,и оставить тайну природы неразгаданной. Ему необходимо знать, что существуют силы,превосходящие его собственные.Так заканчивается первый год жизни Торо в лесу. Второй год очень на него похож, и авторего не описывает. 6 сентября 1847 г. Торо окончательно покидает Уолдэн.Он уходит из леса по столь же важным причинам, по которым в нем поселился. Емукажется, что он должен прожить ещё несколько жизней, а не идти по уже протореннойдороге. Если человек смело идет к своей мечте, то его ожидает успех, которого не данобудничному существованию. Его жизнь в таком случае начинает подчиняться высшим законам,и он обретает высшую свободу. Чем более он упрощает свою жизнь, тем проще кажутся емувсемирные законы.

Одиночество, бедность, слабость перестают для него существовать. Необязательнодаже понимание окружающих, поскольку в общей массе своей вокруг царят тупость и условности.Каждый должен постараться заняться своим делом, стать тем, кем он рожден быть. Если современноечеловечество и современный человек и могут показаться пигмеями, по сравнениюс древними народами, то, по мнению Торо, нужно постараться стать «величайшим из пигмеев»,заниматься изучением собственной души и её совершенствованием..

Значения в других словарях
Генри Джеймс - Женский Портрет

Мистер Тачит и его сын Ральф живут в своей усадьбе Гарденкорт милях в сорока от Лондона. МиссисТачит много путешествует и бывает в доме мужа всего месяц в году. Она провела зиму на родине, вАмерике, познакомилась там со своей племянницей и написала мужу и сыну, что пригласила молодуюдевушку погостить у них в Гарденкорте. Отец и сын Тачиты вместе с их другом лордом Уорбертономждут приезда миссис Тачит и гадают, какой окажется её племянница. Пока они перебрасываютсяостротами, появляется девушка ре..

Генри Джеймс - Письма Асперна

Исследователь творчества великого поэта Джеффри Асперна приезжает в Венецию, чтобыпознакомиться с его бывшей возлюбленной Джулианой Бордеро, которая живет с незамужнейплемянницей Тиной в большом доме и ни с кем не общается. У Джулианы есть письмаАсперна, которыми герой рассказа мечтает завладеть, но она прячет их от всехи пресекает всякие попытки биографов и почитателей Асперна завязать с ней знакомство.Зная, что она живет в бедности, герой решает снять у нее несколько комнат. Одержимый мысльюза..

Генри Лонгфелло - Песнь О Гайавате

Во вступлении автор вспоминает музыканта Навадагу, когда-то в старинные времена певшего песнь оГайавате. «О его рожденье дивном, / О его великой жизни. / Как постился и молился, / Как трудилсяГайавата, / Чтоб народ его был счастлив, / Чтоб он шел к добру и правде».Верховное божество индейцев, Гитчи Манито — Владыка Жизни, — «сотворивший все народы»,начертавший пальцем русла рек по долинам, слепил из глины трубку и закурил её. Увидевподнимавшийся к небу дым Трубки Мира, собрались вожди всех племе..

Генри Лоусон - Шапка По Кругу

Основными героями рассказов Генри Лоусона являются простые австралийцы, в основном людифизического труда. В рассказе «Шапка по кругу» автор повествует о стригале овец БобеБрасерсе по прозвищу Жираф. Это высоченный парень, ростом приблизительно шесть футов три дюйма.Сложен он нескладно, и лицо у него бурого цвета. Его часто видят обходящим людейсо своей старой шапкой в руках. Эту шапку, которую друзья прозвали «капустная пальма»,он использует, чтобы собирать деньги на то или иное доброе дело. Так..

Дополнительный поиск Генри Дэвид Торо - Уолден, Или Жизнь В Лесу Генри Дэвид Торо - Уолден, Или Жизнь В Лесу

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Генри Дэвид Торо - Уолден, Или Жизнь В Лесу" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Генри Дэвид Торо - Уолден, Или Жизнь В Лесу, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 43 символа