Генрик Сенкевич - Камо Грядеши?

142

Рим времен императора Нерона, погрязший в преступлениях и разврате. К Петронию — писателю,эстету, ценителю роскоши и наслаждений, «арбитру изящества», приближенному Нерона — являетсяплемянник, молодой и прекрасный воин, патриций Марк Виниций. Юноша рассказывает, что, возвращаясьв Рим с войны против парфян, он повредил руку и его, раненого, взял к себе в дом седовласыйполководец Авл Плавтий. Там Виниций пленился юной Лигией, похожей на хрупкую темноволосуюголубоглазую нимфу. Она — дочь царя лигийцев, которые живут в далеких северных лесах, и звали её народине Каллиной. Ребенком попала она в Рим как заложница и выросла в доме благородного Авла и еговерной, добродетельной жены Помпонии. Относясь к Лигии, как к родной дочери, они воспитали еёчистой, целомудренной и ничуть не похожей на распутных римлянок.

Говорят, сама моложавая,красивая, спокойная и печальная Помпония — христианка, но Петроний, например, в это не верит. Всемизвестно, что христиане — страшные злодеи, Помпония же, лицо которой словно излучает свет,злодейкой быть никак не может.В доме у Авла Виниций наговорил Лигии много пылких слов, и в сердце девушки вспыхнуло ответноечувство. Но она почему-то нарисовала на песке рыбу… Потерявший голову Виниций готов жениться наЛигии. Но Петроний рассказывает Нерону, что Виниций влюбился в худосочную заложницу-лигийку.Слова эти сразу отвращают самого императора от девушки — и он обещает Петронию забрать её водворец и отдать Виницию.Во дворец Лигию сопровождает великан и силач Урс, лигиец, попавший в Рим вместе с маленькойцаревной и, как и она, ставший здесь христианином.

Вечером трепещущую от страха девушку ведут напир. К радости Лигии место рядом с ней занимает Виниций. Вскоре, опьяненный страстью и вином, онначинает пылко целовать красавицу, шепча, что завтра Нерон отдаст её ему. Подоспевший Урсотшвыривает Виниция и уносит испуганную девушку из пиршественной залы.Лигия рыдает. Она не желает становиться наложницей Виниция. Лучше нищета, чем роскошь ибесчестье. Лигия решает бежать.Узнав об исчезновении Лигии, Виниций в бешенстве убивает старого раба, вынянчившего его. Впервыев жизни кто-то посмел воспротивиться желаниям юного патриция. Обезумев от любви и отчаяния,Виниций разыскивает Лигию. Петроний, сочувствуя племяннику, готов подарить ему свою прекраснуюрабыню, золотоволосую гречанку Эвнику.

Но та столь страстно молит не отсылать её из дома, чтоизумленный Петроний понимает. Девушка влюблена в него самого. И преданность Эвники трогает егосердце. Эвника приводит хитрого грека Хилона — пьяницу и краснобая, мошенника, соглядатая идоносчика, который берется найти Лигию. Узнав, что девушка рисовала на песке рыбу, человек этот,похожий на обезьяну и лису одновременно, отправляется на поиски.Вскоре он выясняет, что рыба — тайный знак христиан. Прикинувшись христианином, Хилон проникаетв их среду и встречает лекаря Главка, семью которого в свое время выдал разбойникам, а самогооставил умирать на дороге. Теперь Хилон боится, что Главк опознает его, и пытается натравить налекаря другого христианина, простодушного силача Урбана, которому говорит, будто Главк — шпионимператора.

По тому, как вздрагивает гигант, когда Хилон случайно упоминает имя Лигии, хитрый грекпонимает. Урбан — это Урс!В Рим пребывает апостол Петр. На его ночную проповедь собираются все христиане города. Хилонведет туда Виниция, который надеется встретить там Лигию. Апостол Петр поражает юношу простотой ивеличием. Лицо старца светится такой силой убеждения, какая присуща одной лишь истине. Нопроповедь Петра — это отрицание всей привычной Виницию жизни. Однако рассказ о распятии ивоскресении Христа потрясает молодого патриция. И он вдруг понимает, что христианка Лигия никогдане станет его наложницей. Увидев Лигию в толпе, Виниций любуется одухотворенной красотой девушкии осознает, что против её веры вся его сила и отвага — ничто.Отправившись после проповеди вслед за Лигией, Виниций врывается в её жилище и пытается унестидевушку, но Урс обрушивает на голову патриция свой могучий кулак.В бедной каморке Лигии лекарь Главк врачует Виниция.

Сама Лигия нежно ухаживает за юношей. Тотсчастлив. Не желая покидать любимую, он решает остаться у христиан и посылает за Хилоном —единственным, кому известно, где сейчас Виниций. Увидев Хилона, Главк узнает в нем негодяя,погубившего всю его семью, а Урс — старца, который натравливал его на Главка. Хилон завывает отужаса, но появившийся апостол Петр отпускает грека с миром. Главк и Урс прощают врага своего…Потрясенный Виниций размышляет о доброте и милосердии христиан. Потом он впадает в забытье, ичудится ему, что Лигия ведет его туда, где сияет солнце.Через несколько дней Виниций чувствует, что страсть его сменяется глубокой истинной любовью. Ноистерзавшаяся Лигия, не смея любить язычника с волчьим римским сердцем, решает расстаться сюношей.Виниций возвращается в свой дом, но все вокруг кажется юноше пустым и ничтожным.

Он тоскует поЛигии — и часто вспоминает об удивительном человеке, с которым познакомился у христиан, — о Павлеиз Тарса. «Каждое слово его превращает в прах все основы нашего мира», — думает юноша. Душа егоменяется. Ему теперь отвратительно распутство римской знати, и на роскошном пиршестве онотвергает домогательства императрицы Поппеи. Та исчезает, зловеще смеясь. Виниций же мечтает оЛигии. Неожиданно к нему приходит оборванный Хилон и заявляет, что из горячей любви к христианамвновь выследил их всех. Разгневанный подлостью грека, Виниций велит его высечь. Потом стонущийХилон ведет юношу к новому жилищу апостолов. Там Виниций просит у Петра и Павла руки Лигии иобещает, что постарается понять и принять учение Христа.

Обрадованный Петр благословляетвлюбленных.А обезумевший Нерон грезит о великом пожаре — и вскоре приспешники императора поджигают Рим.Ища Лигию, Виниций в отчаянии мечется по объятому пламенем городу. С трудом выбравшись в тлеющейтунике из моря огня, юноша натыкается на Хилона, который советует ему искать Лигию и Петра в однойиз подземных молелен христиан. Виниций спешит туда и видит множество отчаявшихся людей, которыхуспокаивает ласковым словом апостол Петр. Заметив ослабевшего от пережитых ужасов Виниция, Петрведет его к Лигии. Упав на колени, юноша горячо благодарит Господа, и Петр, которого полюбилВиниций всем необузданным сердцем своим, крестит молодого патриция в бедной хижине землекопа.Народ клокочет от гнева.

Чтобы спасти императора и себя, патриции пускают слух, будто городподожгли христиане. Карая «злодеев», Нерон собирается устроить для черни зрелище, которое будутвспоминать в веках. Поппея тайно приводит к императору Хилона. Тот готов выдать всех христиан — ипрежде всего Виниция с Лигией. О, Хилон страшно отомстит Виницию за порку!Петроний предупреждает племянника о том, что готовятся гонения на христиан. С какимудовольствием расстроит «арбитр изящества» планы этой обезьяны-Нерона. Но Виниций не успеваетспасти Лигию. Девушку уводят в тюрьму. Петроний понимает. Это месть Поппеи, которую Виниций отвергради Лигии. Юношу же не схватили потому, что хотят насладиться его страданиями, истязая Лигию унего на глазах.Чернь охвачена жаждой крови, брошенные в темницу христиане — жаждой мученичества.

СтраданияВиниция превышают силы человеческие. А святой Петр получает откровение. В сем граде сатаны хочетХристос основать столицу Свою!С просветленными лицами идут христиане на смерть — ив страшных муках гибнут на арене. Хилон,сидящий в роскошных одеждах рядом с Нероном, шепчет. «Видят они воскресение свое!» — и падает безчувств. Казни продолжаются. Виниций, переодевшись могильщиком, проникает в страшную темницу и тридня проводит с больной Лигией. Души их уже очистились от всего земного. Виниций твердо решаетпосле смерти Лигии признаться в том, что он христианин, и последовать за любимой.Христиан сжигают на столбах, освещая сотнями живых факелов сады императора. С одного из столбовна поседевшего Хилона смотрит объятый пламенем Главк и хрипит.

«Прощаю!» И потрясенный Хилон,превратившись из жалкого человечка в величественного старца, кричит. «Христиане невинны!Поджигатель — Нерон!» Слова эти мгновенно разносятся по всему Риму, а раскаявшегося в грехахсвоих Хилона крестит в темной аллее апостол Павел. Вскоре Хилона хватают, но никакие пытки немогут теперь заставить его отречься от своих слов. Ему вырывают язык и отдают на арене нарастерзание медведю. Но зверь не трогает несчастного. С просветленным лицом замученный Хилониспускает дух.А император решает устроить Виницию «веселую свадьбу». И вот белый как мел юноша видит, что наарену выталкивают Урса, а потом выпускают огромного тура, к рогам которого привязана обнаженнаяЛигия. Урс хватает тура за рога и сворачивает ему шею.

Публика ревет от восторга, и Нерон,испугавшись толпы, дарует Урсу и Лигии жизнь и свободу.В доме Петрония Лигия и Виниций умоляют исстрадавшегося Петра покинуть Рим. «Надлежит мне идтивслед за стадом моим», — отвечает старец, но все же христианам удается убедить его, что должен онсеять семена истины в других городах и весях. И Петр уходит из Рима — но на Аппиевой дорогеявляется ему Христос. «Quo vadis, Domine?» («Куда идешь ты, Господи?» (лат.)) — вопрошает апостол и слышит вответ. «Раз оставляешь ты народ мой, иду я в Рим, на новое распятие».Потрясенный Петр возвращается в Рим. Вскоре апостолов бросают в темницу. Но когда ведут избитогоПетра на казнь, шествует он как победитель и, окидывая взглядом Рим, шепчет.

«Ты искуплен, тымой!»Столь же спокойно идет в тот же день на казнь и Павел. Он знает, что посеянное им уже никогда неразвеет вихрь злобы.Виниций и супруга его Лигия мирно живут на Сицилии. Они любят друг друга, веруют — и безмерносчастливы.А Петроний обречен. Нерон все глубже погружается в гнусное распутство, и «арбитр изящества»теперь лишь мешает императору. Он собирается послать Петронию смертный приговор, но тот решаетсыграть с Нероном последнюю шутку. На роскошном пиру, в окружении друзей, под чарующую музыку онвскрывает себе вены. Вместе с ним умирает и прекрасная Эвника, отказавшаяся жить без любимого.Перед смертью Петроний посылает Нерону насмешливое письмо, в котором пишет, что готов проститьимператору все преступления и убийства, но глубоко презирает его за скверные стихи.

Гости, глядяна прекрасные мраморно-белые тела бездыханных Петрония и Эвники, понимают. Погибло единственное,что еще оставалось у старого мира, — поэзия и красота.Нерон лицедействует и безумствует. Кажется, мир превращается в сплошную кровавую и шутовскуюоргию. Наконец взбунтовавшиеся легионы провозглашают императором Гальбу. Со словами. «Какойартист погибает!» Нерон приставляет себе к горлу нож, но трусит, и раб коротким ударом помогаетгосподину своему уйти из жизни.А из почвы, пропитанной кровью и слезами, тихо, но неуклонно подымаются всходы посеянных Петромсемян…Давно ушел в прошлое Нерон, а базилика Петра на Ватиканском холме доныне царит над Римом и миром.Близ же древних Капенских ворот стоит небольшая часовня с полустертой надписью.

«Quo vadis, Domine?».

Значения в других словарях
Генрик Ибсен - Пер Гюнт

Действие поэмы охватывает время от начала до 60-х гг. XIX в. И происходит в Норвегии(в Гудбраннской долине и окрестных горах), на марокканском побережье Средиземного моря,в пустыне Сахара, в сумасшедшем доме в Каире, на море и снова в Норвегии,на родине героя.Молодой деревенский парень Пер Гюнт дурачится, обманывая мать Осе. Он рассказываетей историю об охоте на прыткого оленя. Раненый олень взвивается с оседлавшим его Перомна вершину хребта, а потом прыгает с высоты в кристально чистое, как зер..

Генрик Ибсен - Привидения

Действие происходит в современной Ибсену Норвегии в усадьбе фру Альвинг на западном побережьестраны. Идет мелкий дождь. Гремя деревянными подошвами, в дом входит столяр Энгстранд. СлужанкаРегина приказывает ему не шуметь. Наверху спит только что приехавший из Парижа сын фру АльвингОсвальд. Столяр сообщает. Приют, который он строил, готов к завтрашнему открытию. Заодно будетоткрыт и памятник камергеру Альвингу, покойному мужу хозяйки, в честь которого назван приют.Энгстранд прилично на строительс..

Генрик Сенкевич - Крестоносцы

События, к которым обратился Сенкевич в романе «Крестоносцы», имели огромноезначение как для истории Польши, так и для соседних с нею славянских и балтийских народов,ставших объектом немецкой феодальной агрессии. Это решающий этап борьбы против Тевтонскогоордена, когда произошла знаменитая Грюнвальдская битва 1410 года, сломлено было могуществои приостановлена экспансия разбойничьего государства.Тевтонский орден, или Орденкрестоносцев, был немецким католическим духовно-рыцарским орденом. Возник ..

Генрик Сенкевич - Огнём И Мечом

1647 год. Украинские земли, входящие в состав Речи Посполитой. Ян Скшетуский — молодой красивыйофицер, рыцарь без страха и упрека, состоящий на службе у князя Иеремии Вишневецкого, хозяинабескрайних земель на Левобережье Днепра, спасает от ордынцев смуглого узкоглазого великана.Смелый и высокомерный человек сей называет свое имя. Богдан Зиновий Хмельницкий.Вскоре Скшетуский узнает, что Хмельницкий баламутит казаков против шляхты. Об этом толкуютстарые рубаки, среди которых выделяется грузный сед..

Дополнительный поиск Генрик Сенкевич - Камо Грядеши? Генрик Сенкевич - Камо Грядеши?

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Генрик Сенкевич - Камо Грядеши?" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Генрик Сенкевич - Камо Грядеши?, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 31 символа