М. Ю. Лермонтов - Маскарад

217

Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуреи по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу. Заключить «союзс добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вноситсущественную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямомурасчету, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется,и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с еготемпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вродебы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломаннымчелноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел,но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит,а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов».

Вот и сегодня. Праздники, Петербургразвлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина(по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй…Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенинделает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся. К тому же ЕвгенийАлександрович и сам нынче не без греха. Нарушил зарок — «за карты большене садиться». Сел. И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный. Надо же выручитьиз беды проигравшегося князя Звездича. Со Звездичем же из игорного дома едетон в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается:в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец,в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении.

Мечта сбывается.Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь проситна память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска,не рискуя отдать свое кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет. Золотой,с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей»Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему,некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье,и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь. Согласитесь, что после такогобурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену!Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась.

Ну что с того, что Нина любитиначе, чем он, — безотчетно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порывенежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет. Несколькочасов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич. И вот тебена! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носитих на обеих руках. Да нет, не может быть. «Где, Нина, твой второй браслет?» —«Потерян». Потерян. Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно,не находят, в процессе же поисков выясняется. Нина задержалась до двух часов ночине на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскарадеу Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно.

Пораженныйстранным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинаетподозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, еще не уверенность.Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку. Кудабольше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому«купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш. Уставдо полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа,расходятся по своим комнатам.На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин. Онанаивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченнойбезделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбениназаезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостинойЗвездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности.

Решив, что таинственная дамав маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобыпотерянный браслет — с намеком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвиванав пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется,а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь этоименно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет!Спасаясвою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нинуи тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо:дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержанииполовину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное посланиепопадает в руки Арбенина.

Теперь Евгений не только убежден, что жестоко обманут. Теперьон видит в случившемся еще и некий вещий знак. Дескать, не тому, кто испытал «всесладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности. Ну, какойиз него, игрока, муж. И тем более добродетельный отец семейства. Однако отомстить коварному«соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то естьзадушить Звездича словно кутенка, — спящим, Арбенин не может. «союзс добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом егосуществе.Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотряни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады,от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную,по её представлению, дуэль.

Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её,точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно. Поединокне входит в планы Евгения. Он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбыне жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее. Честьи уважение общества. Хитроумное предприятие удается вполне. Втянув бесхарактерного князькав карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве. «Вышулер и подлец», дает пощечину.Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной.Но Нина — это не безнравственный и безбожный князек. Нина это Нина, и Арбенин,суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинномуи верному рабу.

Судьба же «ведет себя» крайне коварно. Распутывая интригу, тутже и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистотус мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадежнопогублена, решает удалиться в свое деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу«разгадку сей шарады». Князь, уже переведенный, по собственной его просьбе, на Кавказ,задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице,а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему. Берегитесь, мол, ваш муж — злодей!Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожноподходит к ней на очередном великосветском балу.

Называть веши своими именами князьне решается, а Нина решительно не понимает его намеков. Ее Евгений — злодей. Мужсобирается ей отомстить. Какая чепуха. Не догадывается она и о том, к какому решениюприходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу… Она умрет, житьвместе с нею доле я не могу»). Разгоряченная танцами, давно позабыв о смешномофицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетется в буфетнуюи перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд —быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститьсяс телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитеров скорби слугам, Арбенинв мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат егои находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад,на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье».

Это его давний знакомый,которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру.Изведав, на своем горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, чтомадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче. «Ты убил своюжену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи.Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историюрокового браслета и в качестве доказательства передает Евгению письменное свидетельствобаронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мракбезумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу. «Я говорил Тебе,что ты жесток!»Неизвестный торжествует.

Он отмщен вполне. А вот Звездич безутешен:дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сили надежд красавец, навек лишен и спокойствия, и чести..

Значения в других словарях
М. Ю. Лермонтов - Герой Нашего Времени

30-е годы прошлого века. Завоевание Кавказа, знавшее при Алексее Петровиче Ермолове кудаболее «бурные дни», близится к завершению. «Чуждые силы», конечно, тяготят «крайвольности святой», и он, естественно, негодует, однако же не настолько, чтобперекрыть Военно-Грузинскую дорогу. На ней-то и встречается автор, офицер русскихколониальных войск, с ветераном Кавказской войны штабс-капитаном Максимом Максимычем.До Владикавказа, куда держат путь наши армейцы, не так уж и далеко, но гололеди внезапный ..

М. Ю. Лермонтов - Демон

С космической высоты обозревает «печальный Демон» дикий и чудный мир центрального Кавказа. Какгрань алмаза, сверкает Казбек, львицей прыгает Терек, змеею вьется теснина Дарьяла — и ничего,кроме презрения, не испытывает. Зло и то наскучило духу зла Все в тягость. И бессрочноеодиночество, и бессмертие, и безграничная власть над ничтожной землей. Ландшафт между темменяется. Под крылом летящего Демона уже не скопище скал и бездн, а пышные долины счастливойГрузии. Блеск и дыхание тысячи растений, сла..

М. Ю. Лермонтов - Мцыри

Мцхет — древняя столица Грузии, основанная там, «где, сливаяся, шумят,/ Обнявшись, будтодве сестры,/ Струи Арагвы и Куры». Тут же, в Мцхете, и собор Светицховелис усыпальницами последних царей независимой Грузии, «вручивших» «свой народ»единоверной России. С тех пор (конец XVII в.) и осеняет благодать Божья многострадальнуюстрану — цветет она и благоденствует, «не опасаяся врагов,/ За гранью дружескихштыков».«Однажды русский генерал/ Из гор к Тифлису проезжал. Ребенка пленногоон вез./ Тот занемо..

М. Ю. Лермонтов - Песня Про Царя Ивана Васильевича, Молодого Опричника И Удалого Купца Калашникова

Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спинойцаря, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники.Царь Иван Васильевич в преотличнейшем настроении. Ну, чем не повод превратить будничную трапезув маленький, для своих, праздник. Открывая пированьице «в удовольствие свое и веселие», Грозныйповелевает стольникам нацедить для опричнины заморского, сладкого, из царевых запасов вина. Самже зорко следит, как пьют его верные слуги..

Дополнительный поиск М. Ю. Лермонтов - Маскарад М. Ю. Лермонтов - Маскарад

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "М. Ю. Лермонтов - Маскарад" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением М. Ю. Лермонтов - Маскарад, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 26 символа