Н. В. Гоголь - Портрет

284

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где средимножества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за неепоследний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось,неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые.Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. ДосадаЧарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается.Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденногок скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой»производят шум и сбирают изрядный капитал.

В это время взор его падает на портрет, ужеим позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глазапугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видитсквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартковзанавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно,то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом делеуж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы,садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенногос собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартковхватает его незаметно.

Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается. Рука ощущает только чтобывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается позднои тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатитьсяработами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимаетрамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах,заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимаетроскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячейгазете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые деталибудущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готовбыл схватить что-то главное в её лице.

В следующий раз она остается недовольна проявившимсясходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работуЧарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.В короткое время Чартков входит в моду. Схватывая одно общее выражение, он пишетмножество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принятв аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшиеЧарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале.Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды,по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотноодного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения.Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутноостанавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своегопоприща.

Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведенияискусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становитсяясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, былиим жестоко уничтожены. Смерть его ужасна. Страшные глаза старика мерешились ему всюду.История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционовПетербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительныйпортрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Ценавозрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правахна это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюсяс его отцом.Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего тамростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего,от нишей старухи до расточительных вельмож.

Его проценты казались небольшими и срокивыплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащаявозврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рукзловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характерекоторого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чуднойкрасавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родителиневесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленнаяв один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородномхарактере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой.

Множествоне столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалосьс именем ростовщика.Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывало страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себяпортрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело,но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, темболее овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращениек работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смертижизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно.Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтраумирает.

Со временем художник замечает в себе перемены. Чувствуя зависть к своему ученику,он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечьстрашный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику;избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселиласьв ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют егов том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, гдеведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он беретсяза кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его — чудо, исполненное святости. Сынуже, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своихоб искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинаетнайти ходящий по рукам портрет и истребить его.

И вот теперь, после пятнадцати лет тщетныхпоисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, — и когда он, а вместе с ними толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит:«Украден». Возможно, и так..

Значения в других словарях
Н. В. Гоголь - Нос

Описанное происшествие, по свидетельству повествователя, случилось в Петербурге, марта 25 числа.Цирюльник Иван Яковлевич, откушивая поутру свежего хлеба, испеченного его супругою ПрасковьейОсиповной, находит в нем нос. Озадаченный сим несбыточным происшествием, узнав нос коллежскогоасессора Ковалева, он тщетно ищет способа избавиться от своей находки. Наконец он кидает его сИсакиевского моста и, против всякого ожидания, задерживается квартальным надзирателем с большимибакенбардами. Коллежский же..

Н. В. Гоголь - Повесть О Том, Как Поссорились Иван Иванович С Иваном Никифоровичем

Прекрасный человек Иван Иванович. Какая славная у него бекеша. Когда сделается жарко, ИванИванович скинет с себя и бекешу, отдыхает в одной рубашке и глядит, что делается во дворе и наулице. Дыни — его любимое кушанье. Скушает дыню Иван Иванович, а семена соберет в особую бумажку инапишет на ней. «Сия дыня съедена такого-то числа». А какой дом у Ивана Ивановича. С пристройками инавесами, так что крыши всего строения похожи на губки, нарастающие на дереве. А сад. Чего тамтолько нет. Всякие деревь..

Н. В. Гоголь - Ревизор

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь»,городничий, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, дабы сообщитьпренеприятное известие. Письмом от знакомца он уведомлен, что в их город едет«ревизор из Петербурга, инкогнито. И еще с секретным предписанием».Городничий — всю ночь снились две крысы неестественной величины — предчувствовалдурное. Выискиваются причины приезда ревизора, и судья, Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (которыйпрочитал «пять и..

Н. В. Гоголь - Старосветские Помещики

Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединенно в однойиз отдаленных деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, чтогостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страстии тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе. Маленькие комнаты домиказаставлены всевозможными вещицами, двери поют на разные лады, кладовые заполнены припасами,приготовлением которых беспрестанно заняты дворовые под ..

Дополнительный поиск Н. В. Гоголь - Портрет Н. В. Гоголь - Портрет

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Н. В. Гоголь - Портрет" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Н. В. Гоголь - Портрет, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 22 символа