П. Д. Боборыкин - Жертва Вечерняя

142

Дождливым ноябрьским вечером 186* г. В Петербурге Марья Михайловна — двадцатитрехлетняя богатаявдова гвардейского адъютанта — начинает вести интимный дневник, чтобы разобраться в причинахсвоего постоянно дурного настроения. Выясняется, что мужа она никогда не любила, что с сыном,трехлетним «кислым» Во-лодькой, ей скучно, а столичный свет не предоставляет никаких развлечений,кроме выездов в Михайловский театр на спектакли с канканами. Хандры не развеивает ни письмо,полученное Марьей Михайловной из Парижа от двоюродного брата Степы Лабазина, ставшего за время ихразлуки «философом» и «физикусом», ни её визит к замужней светской приятельнице Софи. Застав Софис любовником, рассказчица делает ей строгий выговор, хотя и догадывается сама, что скорее завидуетчужому, пусть прошлому, но все-таки счастью.

Определенную новизну в жизнь Марьи Михайловны вносит,правда, знакомство с «умничающей» Плавиковой, в чьем салоне по четвергам собираются разные«сочинители», и в их числе сорокалетний (т. Е. Сильно немолодой уже) романист Домбрович. Поддавшисьпраздному любопытству, рассказчица тоже начинает читать европейские журналы, пытаетсяподдерживать разговоры о философии Б. Спинозы и вообще об «умном», но жгучий интерес у неевызывает только образ жизни содержанок-француженок, к которым, напрочь забывая о светских дамах,так тянутся мужчины. Для того чтобы познакомиться с Clemence, самой блистательной из этих куртизанок,она ездит по рождественским маскарадам, всюду встречая Домбровича. Даже Clemence, когда их знакомствонаконец состоялось, говорит по преимуществу о Домбровиче, подчеркивая, что он намного выше всехсветских франтов.

Домбрович, с которым рассказчица видится все чаще, действительно не обманываетожиданий. Он обаятелен, тактичен, остроумен, способен часами увлекательно рассуждать и описателях, и о людях света, и о самом себе. «Поговоривши с ним, как-то успокаиваешься и миришься сжизнью», — заносит рассказчица в дневник, замечая, что о многом она начинает судить так же, как еёновый знакомый. Дневник заполняют размышления о женщинах — «синих чулках» и «нигилистках»,рассказы о спиритических сеансах, светские сплетни, но с каждой новой записью центральным героемвсе более и более становится Домбрович. Он вспоминает о своих встречах с Лермонтовым, суровооценивает Тургенева и других современных беллетристов, доказывает, сколь вредны умным женщинамузы брака, и исподволь учит Марью Михайловну искусству «срывать цветы удовольствия» так, чтобы«овцы были целы и волки сыты».Спустя два месяца после знакомства происходит неизбежное.

Оказавшись впервые в квартиреДомбровича и позволив себе шампанского за завтраком, рассказчица отдается своему учителю.Сначала она, разумеется, чувствует себя обесчещенной и едва ли не изнасилованной. «И это делаетсясреди белого дня… Тонкий, цивилизованный человек поступает с вами, как с падшею женщиною», — нодовольно быстро успокаивается, поскольку «ничего уже воротить нельзя», а еще через несколько днейзаписывает в дневнике. «Что тут жеманничать. Скажем сразу. Я не могу без него. Так должно былослучиться!» Не раскрывая своей тайны, Марья Михайловна и Домбрович почти каждовечерне видятся всветском обществе, причем, следуя толковым советам своего наставника, наша рассказчицапользуется отныне и у «молокососов», и у сановников несравненно большим успехом, чем прежде.

В еёжизни наконец-то появился смысл, а неделя теперь так набита делами, что время летит точно сэкстренным поездом. Заботы об эффектных нарядах, визиты, хлопоты по патронированию сиротскогоприюта, театр. Но самое главное. Дважды в неделю встречаясь с любовником у себя дома, в остальныедни Марья Михайловна, заявив прислуге, что ей нужно в Гостиный двор за покупками, украдкой спешит вТолмазов переулок, где Домбрович специально для интимных свиданий снимает комнатку с мебелью.Обучение «по части клубнички», как выражается Домбрович, идет полным ходом. Опытный соблазнительсначала знакомит свою ученицу с романом Ш. Де Лакло «Опасные связи», «Исповедью» Ж. Ж. Руссо,другими скандальными книжками, а затем уговаривает её принять участие в тайных вечеринках, гдепятеро распутных аристократок, слывущих в свете жеманницами и самыми неприступными женщинамистолицы, встречаются со своими любовниками.

Шампанское, соблазнительные туалеты, канкан,сочинение акростихов на разные неприличные слова, застольные рассказы о том, кто как и когдапотерял невинность, — вот мир сладкого порока, в который стала погружаться Марья Михайловна. И,наверное, погрузилась бы с головой, если бы в один из вечеров, когда ужин столичных сатиров ивакханок перешел в настоящую оргию, среди пирующих не появился вдруг добродетельный СтепаЛабазин. Оказывается, он только что вернулся из заграничных странствий и, узнав от горничнойАриши, что Марья Михайловна очутилась в пучине разврата, незамедлительно помчался её спасать.Пробужденной стыдливости и раскаянью нашей рассказчицы нет предела. В присутствии Степы она раз инавсегда разрывает свои отношения с Домбровичем — человеком, вне всякого сомнения, ярким,талантливым, но, как и все люди сороковых годов, изолгавшимся, развращенным и до крайностиэгоистичным.

Теперь Марье Михайловне, проведшей несколько дней в беседах с резонером Степой,хочется обрести «цельное мировоззрение» и, забыв о том, что существуют на свете мужчины, встать настезю подвижничества и заботы о ближних. По совету Степы она знакомится с некоей Лизаве-тойПетровной, которая раздала бедным все свое состояние и посвятила себя перевоспитанию падшихдевушек. Вместе с новой наставницей рассказчица посещает больницы, ночлежки, солдатские и,напротив, шикарные увеселительные дома, скандаля всюду с прито-носодержательницами и словомлюбви пытаясь возродить проституток к новой, честной жизни. Глазам Марьи Михайловны открываются инесчастные русские девушки, которых, как ей кажется, на путь порока толкнула только ужасающаябедность, и целая галерея француженок, немок, англичанок, приехавших в петербургские борделиспециально за тем, чтобы заработать себе приданое или деньги на обеспеченную старость.

Спатриотическим желанием спасать именно заблудших Матреш, Аннушек, Палаш рассказчица создаетчто-то вроде исправительного дома, учит девушек грамоте и азам добродетели, но вскоре убеждается,что её подопечные либо вновь норовят пуститься в загул, либо всякими правдами и неправдамивымогают у нее деньги. Разочаровавшись в перспективах подвижничества и обстоятельно поговорив снеизменным советником Степой, Марья Михайловна приходит к выводу, что многие женщины промышляютсобою вовсе не из-за нищеты, а ради наслаждения, ради веселой жизни и что свою любовь ей лучшеобратить не на них, а на своего родного сына.Планам уехать из Петербурга за границу мешает неожиданная болезнь ребенка. Марья Михайловна,даже и не ожидавшая от себя, что она так сильно полюбит своего «кислого» Володьку, решает провестилето на даче под Ораниенбаумом, подальше от столичной «ярмарки тщеславия».

Степа поселяется сними под одной кровлей, продолжая работу по просвещению двоюродной сестрицы в духе позитивизмашестидесятых годов. Марья Михайловна, признающаяся, что она была всегда равнодушна к природе, кмузыке и к стихам, под воздействием бесед со Степой развивается и эмоционально, и интеллектуально.Читает она уже не французские романы, а «Накануне» И. Тургенева, «Басни» Лафонтена, «Гамлет» В.Шекспира, прочие умные книги. Но чуть-чуть все-таки страдает от того, что вокруг нет никого, ктосмог бы оценить её как женщину. Перемену в добропорядочную и пресноватую жизнь вносит знакомствос Александром Петровичем Кротковым. Этот двадцатишестилетний ученый, знакомец Степы позаграничной жизни, тоже поселился на лето у своей кузины под Ораниенбаумом.

Он презирает женщин,что поначалу задевает, а затем раззадоривает нашу рассказчицу. Ее дневник заполняется пересказомрассуждений Кроткова о науке, космополитизме, женской эмансипации и других важных вещах. МарьяМихайловна теряет обретенное с трудом равновесие. Она вновь влюблена и бесится при одной толькомысли. «Этот человек ходит теперь по Петер-692бургу, курит свои сигары, читает книжки и столько же думает обо мне, как о китайском императоре».Впрочем, Александр Петрович, кажется, вполне готов соединить свою судьбу с судьбою рассказчицы,но… Итогом будет брак скорее по расчету, в лучшем случае, по сердечной склонности, а никак не пострасти, и эта эмоциональная снисходительность избранника решительно не устраивает МарьюМихайловну.

Она то мечтает о союзе равных, то сходит с ума от страсти, и дневник превращается вчереду горячечных признаний, обвинений и самообвинений, мыслей о том, что вся жизнь рассказчицы«одно блуждание, одна беспомощная и безысходная слабость духа», а во всех её «поступках, мыслях,словах, увлечениях одни только инстинкты». Жить больше явно незачем. Поэтому, решив покончить ссобою, Марья Михайловна делает прощальные визиты, прощается со святой в её самообмане ЛизаветойПетровной, объезжает напоследок все петербургские театры, в том числе и Александринку, где шла«Гроза» А. Островского, и… В очередной раз отвернувшись от кротковских признаний в любви,отказавшись выслушать все привычные резоны Степы, Марья Михайловна целует спящего в кроваткесына и заново перечитывает завещание, записанное под её диктовку верным Степой.

Судьба Володькивверена в этом завещании Александру Петровичу Кроткову. Дневник должен быть передан сыну, «когдаон в состоянии будет понимать его. В нем он найдет объяснение и, быть может, добрый житейский урок».А сама рассказчица принимает яд, уходя из жизни с улыбкой на губах и шекспировским двустишием из«Гамлета». «Как такой развязки не жаждать. Умереть, уснуть»..

Значения в других словарях
Островскийа.н. - Свои Люди — Сочтёмся

Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать. Она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться».Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна. «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас. Мать и дочь скандалят, видимо, привычно. «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая. […] Слышите, найдите мне жениха, беспременно най..

П. Г. Вудхауз - Кодекс Вустеров

Герой целой серии романов Вудхауза — это молодой англичанин Берти Вустер, которого всегдасопровождает его слуга Дживз. В романах представлена эдакая своеобразная комедия положений, игерои постоянно попадают в абсурдные ситуации, но с честью выходят из них. Так в «КодексеВустеров» Берги попадает в затруднительное положение, выполняя поручение своей тетушки Далии.Она просит его пойти в антикварную лавку, где продается старинной работы серебряныймолочник-корова, и с видом знатока сказать хозяину ла..

П. Д. Боборыкин - Китай-город

Торговая и деловая жизнь кипит во всех улочках и переулках Китай-города, когда погожимсентябрьским утром недавно вернувшийся в Москву Андрей Дмитриевич Палтусов —тридцатипятилетний дворянин заметной и своеобразной наружности — заходит в банк на Ильинке ивстречается там с директором — своим старинным приятелем Евграфом Петровичем. Поговорив о том,насколько русские люди отстают все еще от немцев в финансовых делах, Андрей Дмитриевичперечисляет изрядную сумму денег на свой текущий счет, а затем отп..

Пабло Неруда - Звезда И Смерть Хоакина Мурьеты

Действие происходит в 1850—1853 гг. Хор начинает рассказ о славном разбойникеХоакине Мурьете, призрак которого до сих пор витает над Калифорнией, вольном чилийце, погибшемна чужбине. Мальчики-газетчики выкрикивают новости. В Калифорнии золотая лихорадка.Влекомые дальним миражем, в порт Вальпараисо со всех концов страны стекаются толпы людей,жаждущих отправиться в благодатный край, где живут сытно и в тепле. На сценесооружается бригантина, поднимают паруса. Таможенник Адальберто Рейес требует с Х..

Дополнительный поиск П. Д. Боборыкин - Жертва Вечерняя П. Д. Боборыкин - Жертва Вечерняя

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "П. Д. Боборыкин - Жертва Вечерняя" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением П. Д. Боборыкин - Жертва Вечерняя, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 33 символа