П. Д. Боборыкин - Китай-город

164

Торговая и деловая жизнь кипит во всех улочках и переулках Китай-города, когда погожимсентябрьским утром недавно вернувшийся в Москву Андрей Дмитриевич Палтусов —тридцатипятилетний дворянин заметной и своеобразной наружности — заходит в банк на Ильинке ивстречается там с директором — своим старинным приятелем Евграфом Петровичем. Поговорив о том,насколько русские люди отстают все еще от немцев в финансовых делах, Андрей Дмитриевичперечисляет изрядную сумму денег на свой текущий счет, а затем отправляется в трактир на Варварке,где у него уже назначен завтрак со строительным подрядчиком Сергеем Степановичем Калакуцким.Выясняется, что Палтусов горит желанием разбогатеть, пустившись на выучку к гостинодворскимТитам Титычам, и стать, таким образом, одним из дворян-«пионеров» в деле, где пока царствуютиностранцы и купцы, но для успеха ему нужен почин.

Приняв на себя обязанности «агента»Калакуцкого, он перебирается на Никольскую, в ресторан «Славянский базар», где сговариваетсяпообедать в «Эрмитаже» с Иваном Алексеевичем Пирожковым, которого помнит еще по учебе вуниверситете. До обеда есть еще время, и, выполняя поручение Калакуцкого, Палтусов заводитзнакомство с Осетровым — «дельцом из университетских», который разбогател на речном промысле внизовьях Волги, а действие переносится в ряды старого гостиного двора, где находится «амбар»,принадлежащий фирме «Мирона Станицына сыновья».Появляется Анна Серафимовна — двадцатисемилетняя жена старшего совладельца — и, предъявивсвоему «распустехе» мужу векселя, выданные им одной из его любовниц, требует, чтобы ВикторМиронович, получив отступное, совсем устранился от дел.

Тот вынужден согласиться, и АннаСерафимовна, несколько минут поболтав с заглянувшим на огонек и душевно симпатичным ейПалтусовым, отправляется с деловыми визитами — сначала к верному другу — банкиру Безрукавкину,затем к тетушке Марфе Николаевне. Став с сегодняшнего утра полновластной хозяйкой огромной, хотяи расстроенной фирмы, Станицына нуждается в поддержке и получает её. Особенно славно чувствуетона себя в кругу «молодежи», собирающейся в тетушкином доме, где выделяются эмансипированная дочьМарфы Николаевны Любаша и их дальний родственник Сеня Рубцов, недавно прошедший курс обученияфабричному делу в Англии и в Америке.Спустя месяц, дождливым октябрьским утром, читатель оказывается в роскошном, выстроенном самыммодным архитектором особняке коммерции советника Евлампия Григорьевича Нетова.

Это своего родамузей московско-византийского рококо, где все дышит богатством и, несмотря на купеческоепроисхождение хозяев, изящным, аристократическим стилем. Одна беда. Евлампий Григорьевич давноуже живет «в разногу» со своей супругой Марией Орестовной и панически её боится. Вот и сегодня, вожидании очередного «чрезвычайного разговора» со своенравной спутницей жизни, Нетов рано утромвыскальзывает из дома и отправляется с визитами. Получив полезные наставления у дяди —«мануфактурного короля» Алексея Тимофеевича Взломцева, он отправляется к другому своемуродственнику — Капитону Феофилактовичу Красноперому, славящемуся в среде предпринимателейгрубым высокомерием и демонстративным славянофильством. Нетову в высшей степени неприятно иметькакие бы то ни было дела с «мужланом» Красноперым, но выхода нет.

Надо согласовать интересы всехпотенциальных наследников умирающего патриарха московского купечества — Константина ГлебовичаЛещова. К Лещову, следовательно, и последний в это утро визит Евлампия Григорьевича. Но и тутнезадача. Узнав, что ни Взломцев, ни Нетов, опасаясь скандальных последствий, не хотят становитьсяего душеприказчиками, Лещов выгоняет Евлампия Григорьевича, бранится с женой, с адвокатом, снова иснова переписывает свое завещание, учреждая в одном из пунктов специальную школу, которая должнабудет носить его имя. А робкий, многократно униженный за несколько часов Евлампий Григорьевичспешит домой, на встречу с обожаемой, но презирающей его супругой. И узнает, что Мария Орестовна,оказывается, уже твердо решила на зиму, на год, а может быть, навсегда покинуть его, в одиночествеуехав за границу.

Более того, она требует, чтобы муж наконец-то перевел на её имя часть своегосостояния. До глубины души потрясенный этими известиями, Нетов не смеет даже ревновать, когдавидит Палтусова, направляющегося с визитом к Марии Орестовне. Они в последнее время сталичастенько видаться, хотя мотивы их сближения различны. Нетова явно движима сердечной склонностью,а Палтусов — всего лишь охотничьим азартом, поскольку женские прелести Марии Орестовны егонимало не волнуют и, как он сам признается, нет в нем никакого уважения ни к «дворянящимсямещанкам», ни вообще ни к кому из новых московских буржуа. Тем не менее он с готовностью принимаетна себя обязанности поверенного в делах Марии Орестовны. Нетов, в свою очередь, доверительносообщает Палтусову, что намерен положить жене пятьдесят тысяч годового содержания и, явнопримеряясь к скорому одиночеству, заводит речь о том, что ему тоже, мол, надоело всю жизнь ходить«на помочах» и пора брать свою судьбу в собственные руки.

Проснувшаяся вдруг отвага побуждаетобыкновенно конфузящегося Евлампия Григорьевича очень удачно выступить на похоронах Лещова. Обэтом успехе Марии Орестовне рассказывает её брат Николай Орестович Леденщиков, без особогоблеска подвизающийся на дипломатическом поприще, и это чуть-чуть примиряет её с мужем. К тому жемадам Нетова понимает, что, расставшись с Ев-лампием Григорьевичем, она тотчас же получит внахлебники своего «ничтожного» брата. Ее решимость поколеблена, да к тому же приехавший на вызовдоктор неожиданно намекает Марии Орестовне, что она, быть может, станет вскорости матерью. Нетов,узнав об этом, сходит с ума от радости, а Мария Орестовна… «Не желанное рождение здорового ребенкапредставилось ей, а собственная смерть…»Спустя еще два месяца, на рождественской неделе, действие переносится в одноэтажный домик наСпиридоновке, где под водительством восьмидесятилетней Катерины Петровны едва ли не в нищетеживет обширное дворянское семейство Долгушиных.

У дочери Катерины Петровны отнялись послебеспутной молодости ноги. Зять, выйдя в отставку генералом, промотал, пускаясь во все новые и новыеаферы, не только собственные средства, но и тещины. Внуки Петя и Ника не задались… Одна надежда надвадцатидвухлетнюю внучку Тасю, мечтающую о театральной сцене, но, к несчастью, не имеющую денегдаже на учебу. С унижениями вымолив взаймы семьсот рублей у брата Ники, в очередной раз сорвавшегохороший куш в картах, Тася просит совета и поддержки сначала у давнего друга дома ИванаАлексеевича Пирожкова, а затем у своего дальнего родственника Андрея Дмитриевича Палтусова. Они стревогой глядят на театральную будущность Таси, но понимают, что иным путем молодойбесприданнице, пожалуй, не вырваться из семейной «мертвецкой».

Поэтому Пирожков для того, чтобыдевушка составила себе представление об актерском житье-бытье, вывозит её в театральный клуб, аПалтусов обещает познакомить с актрисой Грушевой, у которой Тася могла бы в дальнейшем братьуроки.Сам же Палтусов продолжает путешествовать по «кругам» пореформенной Москвы, с особой грустьюнавещая «катакомбы», как он называет стародворянские Поварскую, Пречистенку, Сивцев Вражек, гдедоживает свой век разорившаяся и выродившаяся знать. Встретившись с сорокалетней княжнойКуратовой, он горячо доказывает ей, что дворянство уже сошло с исторической сцены и будущеепринадлежит коммерсантам, чьи отцы крестили лоб двумя перстами, но чьи дети зато кутят в Париже снаследными принцами, заводят виллы, музеи, протежируют людям искусства.Чувствуя себя «пионером» в мире капитала, Палтусов с охотою встречается с самыми разными людьми— например, с престарелым помещиком и поклонником Шопенгауэра Куломзовым, который, чуть лиединственный в дворянской среде, сохранил состояние, но и то благодаря ростовщичеству.

Особенноже мил и приятен Андрею Дмитриевичу «эпикуреец» Пирожков. 12 января, в Татьянин день, они вместеедут на торжество в университет, обедают в «Эрмитаже», ужинают в «Стрельне», а вечер завершают наГрачевке, славящейся своими публичными домами.Разуверившись в том, что Палтусов хоть когда-нибудь выполнит обещание свести её с актрисойГрушевой, Тася Долгушина приезжает в меблированные комнаты мадам Гужо, где живет Пирожков, иобращается к нему с той же просьбой. Иван Алексеевич и рад бы удружить, но не хочет, как он говорит,брать грех на душу, вводя благородную девушку в неподобающее ей общество. Разгневанная Тасясамостоятельно узнает адрес Грушевой и является к ней без всяких рекомендаций. Желая испытатьбудущую ученицу, Грушева велит ей разыграть сцену из «Шутников» А.

Н. Островского перед артистомРогачевым и драматургом Сметанкиным. Искра божья в Тасе вроде бы обнаружена, и девушку оставляютслушать новую комедию, которую сочинил Сметанкин. Тася счастлива.А Пирожков в это время пытается помочь уже мадам Гужо — домовладелец «из купчин» ГордейПарамонович решил отставить эту почтенную француженку от должности распорядительницымеблированных комнат, а дом продать. Из хлопот Ивана Алексеевича ничего путного не выходит, тогдаон обращается за поддержкой к Палтусову, совсем недавно переехавшему из меблированных комнат всобственную квартиру у Чистых Прудов. Палтусов рад услужить приятелю. К тому же случай с мадамГужо лишний раз подтверждает его теорию о том, что «вахлак»-купец на все в Москве накладывает лапу,и, следовательно, «наш брат» — дворянин и интеллигент должен наконец взяться за ум, чтобы неоказаться съеденным.

Прибегнув в переговорах с Гордеем Парамоновичем к посредничествуКалакуцкого, Андрей Дмитриевич вскоре понимает, что его «принципал» зарвался в финансовыхспекуляциях и что ему самому отныне выгоднее не служить в «агентах» Калакуцкого, а открытьсобственное дело. Приняв это решение, Палтусов отправляется на бенефис в Малый театр, где,встретившись с Анной Серафимовной Станицыной, приходит к выводу, что она гораздо порядочнее,умнее и «породистее», чем отбывшая наконец за границу и, как говорят, разболевшаяся МарияОрестовна Нетова. Вступив в антракте с Анной Серафимовной в беседу, Андрей Дмитриевич убеждается,что и он ей небезразличен. Разговор среди прочего заходит и о судьбе семейства Долгушиных.Выясняется, что Тасина парализованная мать умерла, отец-генерал поступил в надзиратели ктабачному фабрикату, а сама Тася, едва-едва отвлеченная от опасного для приличной девушкиобщества актрисы Грушевой, остро нуждается в заработке.

Тронутая этими новостями, АннаСерафимовна вызывается взять Тасю к себе в чтицы, пока не придет ей время поступать вконсерваторию.На следующий вечер Станицына и Палтусов, будто ненароком, встречаются вновь — уже насимфоническом концерте в зале Благородного собрания. Андрей Дмитриевич не прочь еще теснеесблизиться с очаровательной купчихой, но его останавливает людская молва. Будут, небось, говорить,что он примостился близ соломенной вдовушки-«миллионщицы», тогда как на самом деле ему не нужно«бабьих денег». Он, Палтусов, и сам пробьет себе дорогу. Обостренная щепетильность и деликатностьмешают Анне Серафимовне и Андрею Дмитриевичу объясниться во взаимной сердечной приязни. Онирасстаются, условившись, впрочем, свидеться на балу у купцов Рогожиных.

А пока, узнав, чтоКалакуцкий окончательно разорился, Палтусов едет навестить его. Им движет не только дружескоечувство, но, признаться, еще и надежда перехватить у бывшего «принципала» самые выгодные подряды.Этим планам не суждено сбыться, поскольку в доме у Калакуцкого он застает околоточного. СергейСтепанович только что застрелился. Палтусов и опечален, и возбужден мечтою, тайновоспользовавшись доверенными ему деньгами Марии Орестовны, завладеть высокодоходным домомсвоего покойного работодателя. Эта мечта столь неотступна, что, встретившись на рогожинском балусо Станицыной, Палтусов её уже едва замечает. Голову ему кружит теперь красавица графиня Даллер, аеще пуще мысль о том, что он вот-вот, временно пойдя на нечестный поступок, станет полноправнымчленом «семьи» самых денежных людей Москвы.

Анна Серафимовна, понятно, набравшись отчаяннойхрабрости, приглашает Андрея Дмитриевича к себе в карету и… бросается с поцелуями к нему на шею,но скоро, впрочем, застыдившись, одумывается. Влюбленные расстаются. Она — с мыслями о своемпозоре, он — с верою в скорое обогащение.Действие пятой книги романа начинает эмансипированная дочь станицынской тетушки Любаша.Заметив, что её «братец», а на самом деле дальний-предальний родственник Сеня Рубцов «неровнодышит» по отношению к Тасе, играющей при Анне Серафимовне роль чтицы, юная «дарвинистка из купчих»понимает, что она и сама влюблена. «Молодежь», флиртуя и пикируясь, целые дни проводит в домеСтаницыной. Но Анне Серафимовне не до них. Узнав, что отставленный муж в очередной раз навыпускалфальшивых векселей, по которым, чтобы не было сраму, ей придется платить, она решает развестись сВиктором Мироновичем, освободив себя для вымечтанного и, кажется, такого возможного брака сПалтусовым.

Да и дела требуют к себе внимания. Наняв толкового Сеню к себе директором, Ста-ницынавместе с ним, с Любашею и Тасей едет на собственную фабрику, где, по сообщению немца-управляющего,будто бы назревает забастовка. Визитеры обследуют прядильные цеха, «казарму», где живут рабочие,фабричную школу и убеждаются, что забастовкой «не пахнет», поскольку дело во владениях АнныСерафимовны поставлено совсем не плохо. Зато совсем плохи дела в доме Нетовых. Мария Орестовнавернулась из заграничного вояжа умирающей, пораженной антоновым огнем, но Евлампий Григорьевичне чувствует больше по отношению к ней ни прежней любви, ни прежнего страха. Впрочем, Нетова невидит перемен в своем муже, чье сознание явно помрачено, поскольку он, как поговаривают в их среде,давно страдает прогрессивным параличом.

Огорченная тем, что Палтусов так и не полюбил её какдолжно, она мечтает поразить избранника собственным великодушием, сделав его либо своимдушеприказчиком, либо, чем черт не шутит, наследником. Мария Орестовна посылает за ним, но АндреяДмитриевича не могут сыскать, и, с досады не оставив завещания, Мария Орестовна умирает.Все наследство по закону переходит, следовательно, к мужу и её «ничтожному» брату Леденщикову. Итут наконец появляется Палтусов. Оказывается, он был болен, но вступивший в наследованиеЛеденщиков, не желая входить в какие бы то ни было обстоятельства, требует, чтобы АндрейДмитриевич незамедлительно вернул те пятьсот тысяч, управление которыми доверила ему покойнаяМария Орестовна. Палтусов, тайно распорядившийся изрядной частью этой суммы по собственномуусмотрению, поражен в самое сердце.

Ведь «все было у него так хорошо рассчитано». Он летит закредитом к Осетрову — и получает от человека, которого считает своим идеалом, решительный отказ;собирается за помощью к Станицыной — и останавливает себя, ибо для него непереносимо бытьобязанным женщине. Фантазирует о том, как ради денег придушит старичка-процентщика ишопенгауэрианца Куломзова — и тотчас же устыжается. Думает о самоубийстве — и не находит в себесил на это… Кончается все это, как и следовало ожидать, сначала подпиской о невыезде, а затем иарестом попавшего в западню Палтусова.Узнав об этом от растерявшейся и не знающей, что предпринять, Таси, Анна Серафимовна немедленновелит подать экипаж и едет в арестантскую, где третий уже день содержится Андрей Дмитриевич.

Онаготова заплатить залог, достать всю, какая требуется, сумму, но Палтусов благородно отказывается,поскольку решил «пострадать». Он, по словам адвоката Пахомова, «смотрит на себя как на героя», вседействия которого в состязании с купеческой мошной не только позволительны, но и моральнооправданны. Пирожков, навещающий Андрея Дмитриевича в заточении, не вполне уверен в его правоте,но Палтусов настойчив. «…Я чадо своего века» — и век, дескать, требует достаточно «широкоговзгляда на совесть».Следствие по делу о растрате продолжается, а Станицына с «молодежью» отмечают Пасху в Кремле.Все они озабочены. Анна Серафимовна — участью Андрея Дмитриевича, Тася — своей неудавшейсятеатральной карьерой, Любаша тем, что «дворянка отбила у нее того, кого она прочила себе в мужья».На разговенье в дом Станицыной нежданно является Виктор Миронович — он, «наскочив» за границей накакую-то недотрогу, сам предлагает Анне Серафимовне развод, и ей, при одном воспоминании отомящемся в арестантской Палтусове, становится «так весело, что даже дух захватило.

Свобода. Когдаже она и была нужнее, как не теперь?». Счастливая развязка поджидает и Тасю. Во время посещенияТретьяковской галереи Сеня Рубцов предлагает ей свою руку и сердце. Все потихоньку устраиваетсяко всеобщему удовольствию, и вот уже гуляющий по Пречистенскому бульвару Иван АлексеевичПирожков видит коляску, в которой рядышком с Анной Серафимовной сидит выпущенный её хлопотами насвободу Андрей Дмитриевич. Самое время идти в «Московский» трактир, где, как и в другихбесчисленных ресторанах первопрестольного града, на свой пир победителей собираются «хозяева»из берущих в стране верх коммерсантов и музыкальная машина оглушительно трещит победный хор:«Славься, славься, святая Русь!».

Значения в других словарях
П. Г. Вудхауз - Кодекс Вустеров

Герой целой серии романов Вудхауза — это молодой англичанин Берти Вустер, которого всегдасопровождает его слуга Дживз. В романах представлена эдакая своеобразная комедия положений, игерои постоянно попадают в абсурдные ситуации, но с честью выходят из них. Так в «КодексеВустеров» Берги попадает в затруднительное положение, выполняя поручение своей тетушки Далии.Она просит его пойти в антикварную лавку, где продается старинной работы серебряныймолочник-корова, и с видом знатока сказать хозяину ла..

П. Д. Боборыкин - Жертва Вечерняя

Дождливым ноябрьским вечером 186* г. В Петербурге Марья Михайловна — двадцатитрехлетняя богатаявдова гвардейского адъютанта — начинает вести интимный дневник, чтобы разобраться в причинахсвоего постоянно дурного настроения. Выясняется, что мужа она никогда не любила, что с сыном,трехлетним «кислым» Во-лодькой, ей скучно, а столичный свет не предоставляет никаких развлечений,кроме выездов в Михайловский театр на спектакли с канканами. Хандры не развеивает ни письмо,полученное Марьей Михайловной и..

Пабло Неруда - Звезда И Смерть Хоакина Мурьеты

Действие происходит в 1850—1853 гг. Хор начинает рассказ о славном разбойникеХоакине Мурьете, призрак которого до сих пор витает над Калифорнией, вольном чилийце, погибшемна чужбине. Мальчики-газетчики выкрикивают новости. В Калифорнии золотая лихорадка.Влекомые дальним миражем, в порт Вальпараисо со всех концов страны стекаются толпы людей,жаждущих отправиться в благодатный край, где живут сытно и в тепле. На сценесооружается бригантина, поднимают паруса. Таможенник Адальберто Рейес требует с Х..

Павел Мельников - В Лесах

Середина XIX столетия. Привольный, богатый лесами и мастеровым людом край — Верхнее Заволжье.Живут здесь в труде и достатке, исповедуя старую веру. Тут немало мужиков, выбившихся в купцы, чтозовутся тысячниками.Один из таких богатеев-тысячников Патап Максимыч Чапурин обитает за Волгой в деревне Осиповка.Дела свои Чапурин ведет по совести, и за то ему ото всех почет и уважение.Чапуринская семья невелика. Жена Аксинья Захаровна да две дочери. Старшая, восемнадцатилетняяНастя, отцова любимица, и Пр..

Дополнительный поиск П. Д. Боборыкин - Китай-город П. Д. Боборыкин - Китай-город

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "П. Д. Боборыкин - Китай-город" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением П. Д. Боборыкин - Китай-город, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 29 символа