Питер Шаффер - Амадей

152

Действие происходит в Вене в ноябре 1823 г., а воспоминания Сальери относятся к десятилетию 1781–1791гг.На авансцене в инвалидном кресле спиной к зрителям сидит старик. Граждане Вены повторяют другдругу последнюю сплетню. Сальери убийца. Их шепот звучит все громче. Прошло тридцать два года сосмерти Моцарта, почему Сальери заговорил об этом именно сейчас. Никто не верит Сальери. Он уже стари, верно, выжил из ума. Сальери встает с кресла, смотрит в зрительный зал. Он призывает далекихпотомков стать его исповедниками. Он рассказывает, что всю жизнь был сластеной, и просит не судитьего за это слишком строго. Кроме того, он мечтал о славе. Он хотел прославиться, сочиняя музыку.Музыка — дар Божий, и Сальери молил Бога сделать его великим композитором, а взамен обещал вестиправедную жизнь, помогать ближним и до конца своих дней славить Господа в своих творениях.

Богуслышал его мольбу, и на следующий день друг их семьи отвез юного Сальери в Вену и оплатил егозанятия музыкой. Вскоре Сальери был представлен императору, и Его Величество благосклонноотнесся к одаренному юноше. Сальери радовался, что его сделка с Богом состоялась. Но в том же году,когда Сальери покинул Италию, в Европе появился десятилетний гений Вольфганг Амадей Моцарт.Сальери предлагает публике посмотреть спектакль под названием «Смерть Моцарта, или Виноват ли я».Это его последнее сочинение, посвященное далеким потомкам. Сальери сбрасывает старый халат,выпрямляется и предстает перед нами молодым человеком в парадном костюме восьмидесятых годов XVIIIстолетия. Звучит струнный квартет Сальери.1781 г. Сальери тридцать один год, он известный композитор, его знают при дворе.

Он влюблен в своюученицу Катарину Кавальери, но хранит верность жене, памятуя об обете, данном Богу. Сальеримечтает стать обер-капельмейстером. Неожиданно он узнает, что в Вену приезжает Моцарт. ДиректорИмператорской оперы граф Орсини-Розенберг получает распоряжение заказать Моцарту комическуюоперу на немецком языке — император хочет создать национальную оперу. Сальери встревожен. Похоже,господству итальянской музыки приходит конец. Сальери хочет увидеть Моцарта. На вечере убаронессы Вальдштатен он удаляется в библиотеку, чтобы спокойно поесть сладостей, но туда вдругвбегает Констанция Вебер, изображающая мышку, а за ней — Моцарт, изображающий кота. Не замечаяСальери, Моцарт валит Констанцию на пол, грубо шутит с ней и, даже делая ей предложение, не можетудержаться от непристойных жестов и слов.

Сальери потрясен вульгарностью Моцарта. Но когданачинается концерт и Сальери слышит его музыку, он понимает, что Моцарт — гений. Ему кажется, будтов Серенаде Моцарта он слышит глас Божий. Сальери погружается в работу, умоляя Господа вселить внего свой глас. Он ревниво следит за успехами Моцарта, но и шесть сонат, сочиненные в Мюнхене, иПарижская симфония, и Великая литания ми-бемоль оставляют его равнодушным. Он радуется, чтосеренада была счастливой удачей, которая может выпасть на долю любого музыканта. В Шенбруннскомдворце Сальери просит у императора Иосифа II позволения сыграть приветственный марш в честьМоцарта. Звучит марш. Император представляет музыкантов друг другу. Моцарт говорит, что уженаписал первый акт заказанной комической оперы.

Действие её происходит в серале, но опера о любвии в ней нет ничего непристойного. Главную партию будет петь Катарина Кавальери — любимая ученицаСальери. Моцарт благодарит Сальери за приветственный марш и повторяет его на память, потом играетс вариациями, постепенно нащупывая тему знаменитого марша из «Свадьбы Фигаро» — «Мальчик резвый,кудрявый, влюбленный». Он радуется своей импровизации, совершенно не замечая, какое оскорблениенаносит Сальери. Сальери хочет написать трагическую оперу и посрамить Моцарта. «Похищение изсераля» не производит большого впечатления на Сальери. Слыша пение Катарины, он сразудогадывается, что Моцарт завязал с ней интрижку, и страдает от ревности. Император сдержанноаплодирует. На его взгляд, в этой опере «слишком много нот».

Моцарт возражает. Нот столько, скольконадо — ровно семь, ни больше и ни меньше. Моцарт представляет Сальери, которого считает другом,свою невесту — Констанцию Вебер. Сальери хочет отомстить Моцарту за то, что тот соблазнилКатарину, и отнять у него Констанцию.Моцарт женится на Констанции, но живется им туго. Учеников у Моцарта мало, а врагов он нажил своейнесговорчивостью много. Он открыто выступает против господства итальянской музыки, бранитпоследними словами оперу Сальери «Трубочист», обзывает императора кайзером-скупердяем, грубоподшучивает над придворными, которые могут быть ему полезны. Принцессе Елизавете нужен учительмузыки, но никто не хочет порадеть Моцарту. Встретив Сальери на балу у баронессы Вальдштатен,Констанция просит его помочь Моцарту получить желанное место.

Сальери приглашает её к себе дляразговора. Он хочет также посмотреть партитуры Моцарта, чтобы убедиться в его таланте. КогдаКонстанция втайне от мужа приходит, Сальери заявляет, что готов замолвить слово за Моцарта в обменна её благосклонность. Констанция уходит. Сальери понимает свою низость, но винит во всем Моцарта:это Моцарт довел «благородного Сальери» до такой гнусности. Он погружается в чтение партитур.Слышится 29-я симфония ля мажор. Сальери видит, что черновые наброски Моцарта совсем чистые, почтибез помарок. Моцарт просто записывает музыку, звучащую у него в голове, в уже законченном,совершенном виде. Все громче и громче слышна тема «Кегуе» из Мессы до минор. Сальери сражен. Онвосстает против Бога, чьим любимцем — Amadei — является Моцарт.

За что Моцарту такая честь. Аединственная награда Сальери за праведную жизнь и тяжкий труд заключается в том, что он один ясновидит в Моцарте воплощение Бога. Сальери бросает вызов Богу, отныне он всеми силами будет боротьсяс ним, а Моцарт станет им полем боя.Неожиданно возвращается Констанция. Она готова отдаться Сальери, но он не дает воли своемувожделению. Ведь он борется не с Моцартом, а с Господом Богом, так сильно его возлюбившим. Наследующий день Сальери соблазняет Катарину Кавальери, нарушая тем самым обет целомудрия. Затем онвыходит из всех благотворительных комитетов, нарушая свою клятву о помощи ближним. Он рекомендуетимператору в качестве учителя музыки для принцессы Елизаветы весьма посредственного музыканта.На вопрос императора о Моцарте Сальери отвечает, что безнравственность Моцарта такова, что егонельзя и близко подпускать к молодым девушкам.

Простодушный Моцарт не подозревает о козняхСальери и продолжает считать его своим другом. Дела Сальери идут в гору. В 1784 и в 1785 гг. Публикалюбит его больше, чем Моцарта, хотя именно в эти годы Моцарт пишет свои лучшие фортепьянныеконцерты и струнные квартеты. Публика рукоплещет Моцарту, но тут же забывает его музыку, и лишьСальери да еще несколько посвященных знают настоящую цену его творениям.Меж тем оперы Сальери ставятся везде и нравятся всем. И «Семирамида», и «Данаиды» снискалишумный успех. Моцарт пишет «Свадьбу Фигаро». Барон ван Свитен, префект Императорской библиотеки,шокирован вульгарностью сюжета. Опера должна возвышать и увековечивать подвиги богов и героев.Моцарт объясняет ему, что хочет писать о настоящих людях и о событиях реальной жизни.

Он хочет,чтобы в спальне на полу валялось белье, простыни хранили тепло женского тела, а под кроватью стоялночной горшок. Он говорит, что все серьезные оперы XVIII в. Ужасно скучны. Он хочет слить голосасовременников и обратить их к Богу. Он уверен, что Господь так и слышит мир. Миллионы звуков,возникающие на земле, возносятся к нему и, сливаясь у него в ушах, становятся музыкой, неведомойнам. Перед премьерой «Свадьбы Фигаро» директор Императорской оперы граф Орсини-Розенберг,просмотрев партитуру, говорит Моцарту, что император запретил использовать в операх балет. Моцартспорит. Император запретил вставные балеты, как у французов, а не танцы, которые важны для развитиясюжета. Розенберг вырывает листы с танцами из партитуры.

Моцарт в ярости. Через два дня премьера, апротив него устроили заговор. Он бранит придворных последними словами. Он хочет пригласить нарепетицию самого императора. Сальери обещает ему помочь, но ничего не предпринимает. И тем неменее император приходит на репетицию. Моцарт, думая, что это заслуга Сальери, выражает ему своюпризнательность. Во время спектакля танцы исполняются без музыкального сопровождения. Императорв недоумении. Моцарт объясняет, в чем дело, и император отдает распоряжение восстановить музыку.Премьера оперы «Свадьба Фигаро». Сальери глубоко взволнован музыкой, но император зевает, апублика принимает её сдержанно. Моцарт расстроен, он считает свою оперу шедевром и огорченхолодным приемом. Сальери утешает его.

Моцарт хотел бы поехать в Лондон, но у него нет денег. Отецотказывается помогать ему, он не может простить сыну, что тот оказался талантливее его.Моцарт получает известие о смерти отца и корит себя за непочтительное отношение к нему, Сальериобъясняет зрителям, что именно так появился мстительный призрак отца в опере «Дон Жуан». Сальерирешает прибегнуть к последнему средству. Уморить Моцарта голодом, голодом изгнать божественноеиз плоти его. Он советует императору, решившему после смерти Глюка предоставить Моцарту местоимператорского и королевского камерного музыканта, положить ему жалованье в десять раз меньшее,чем получал Глюк. Моцарт оскорблен. На такое жалованье и мышь не прокормишь. Моцарт получаетпредложение написать оперу для простых немцев.

Ему приходит в голову мысль отразить в популярноймузыке идеалы масонов. Сальери говорит, что неплохо было бы показать на сцене самих масонов.Моцарт понимает, что это невозможно. Их ритуалы хранятся в тайне, но он думает, что если немного ихизменить, то это может послужить проповеди братской любви. Сальери одобряет его план, хорошо зная,что это вызовет гнев масонов.Моцарт живет в нищете. Ему часто мерещится призрак в сером. Констанция считает, что он не в себе, иуезжает. Моцарт рассказывает Сальери, что к нему приходил человек в маске, как две капли похожий напризрак из его кошмаров, и заказал ему Реквием. Моцарт закончил работу над «Волшебной флейтой» иприглашает Сальери на премьеру в скромный загородный театр, где не будет никого из придворных.Сальери потрясен музыкой.

Публика рукоплещет, но сквозь толпу к композитору пробирается ванСвитен, он обвиняет Моцарта в том, что тот предал Орден. Отныне масоны отказываются принимать вМоцарте участие, влиятельные люди прекращают с ним сношения, Шиканедер, заказавший ему «Волшебнуюфлейту», не платит его долю со сборов. Моцарт работает как одержимый, ожидая прихода человека вмаске, заказавшего ему Реквием. Сальери признается зрителям, что раздобыл серый плащ и маску икаждую ночь проходит под окнами Моцарта, чтобы возвестить приближение его смерти. В последнийдень Сальери простирает к нему руки и зовет за собой, как призрак из его снов. Моцарт же, собравостаток сил, открывает окно и произносит слова героя оперы «Дон Жуан», приглашающего статую наужин.

Звучит пассаж из увертюры к опере «Дон Жуан». Сальери поднимается по лестнице и входит кМоцарту. Моцарт говорит, что еще не закончил Реквием и на коленях просит продлить срок на месяц.Сальери срывает маску и сбрасывает плащ. Моцарт пронзительно хохочет в приступе неодолимогоужаса. Но после заме шательства наступает прозрение. Он вдруг понимает, что во всех его несчастьяхвиноват Сальери.Сальери признается в своих злодеяниях. Он называет себя убийцей Моцарта. Он объясняет зрителям,что признание так легко сорвалось у него с языка потому, что было правдой. Он действительноотравил Моцарта, но не мышьяком, а всем, что зрители здесь видели. Сальери уходит, возвращаетсяКонстанция. Она укладывает Моцарта в постель, укрывает шалью, пытается успокоить.

Звучит седьмаячасть Реквиема — «Лакримоза». Констанция разговаривает с Моцартом и вдруг понимает, что он мертв.Музыка обрывается. Сальери рассказывает, что Моцарта похоронили в общей могиле, с двадцатьюдругими покойниками. Потом выяснилось, что человек в маске, заказавший Моцарту Реквием, непривиделся композитору. Это был лакей некоего графа Вальзега, который тайно заказал Моцартусочинение, чтобы потом выдать его за свое. После смерти Моцарта Реквием исполнялся какпроизведение графа Вальзега, а Сальери был дирижером. Только много лет спустя Сальери понял, в чемзаключалась кара Господня. Сальери пользовался всеобщим уважением и купался в лучах славы — и всеэто благодаря сочинениям, которые не стоили и ломаного гроша.

Он тридцать лет выслушивал похвалыиз уст людей, которые ничего не смыслили в музыке. И вот наконец музыку Моцарта оценили, а егомузыку совершенно забыли.Сальери вновь надевает старый халат и садится в инвалидное кресло. 1823 г. Сальери не можетсмириться с безвестностью. Он сам распускает слух о том, что он убил Моцарта. Чем громче будетслава Моцарта, тем сильнее будет его позор, таким образом, Сальери все же обретет бессмертие иГосподь не сможет этому помешать. Сальери пытается покончить с собой, но неудачно. В тетради, гдепосетители пишут глухому Бетховену о новостях, есть запись. «Сальери совершенно спятил. Онпродолжает настаивать, что виноват в смерти Моцарта и что именно он его отравил». Газета «Немецкиемузыкальные новости» в мае 1825 г.

Также сообщает о безумии старого Сальери, который винит себя вранней смерти Моцарта, чему никто не верит.Сальери встает с кресла и, глядя в зрительный зал, отпускает грехи посредственностям всех времени народов. Звучат последние четыре такта траурного марша Моцарта..

Значения в других словарях
Пиранделло Л. - Черепаха

Приятель мистера Мишкоу считал, что черепаха приносит счастье. Чтобы в этом убедить своего друга, он подарил ему черепашку. Но жена мистера Мишкоу была непроницаемой женщиной, и дети были такими же, как старики. Жена потребовала, чтобы черепахи не было в доме или она уедет в Англию через 3 дня. Мистер Мишкоу долго думал, как избавиться от черепахи. Но поняв, что это предлог жены уйти от него, он оставил черепашку. А когда она затанцевала, мистер Мишкоу понял, что это и есть то самое счастье.. ..

Писахов С. Г. - Морожены Песни

В прежне время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить.Мы до той поры и, в толк не брали, что можно песнями торговать.В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе песня - подмога, на гулянье - для пляса, в гостьбе - для общего веселья. Чтобы песнями торговать - мы и в уме не держали.Про это дело надо объяснительно обсказать, чтобы сказанному вера была. Это не выдумка, а так дело было.В стары годы морозы жили градусов на двести, ..

Плавтт.м. - Амфитрион

Самым любимым героем греческих мифов был Геракл, могучий труженик, спасший богов от гибели, а людей — от страшных чудовищ, но не наживший себе самому ни царства, ни счастья. Греки сочиняли о нем сперва песни, потом трагедии, потом комедии. Одна из таких комедий и дошла до нас в латинской переработке Плавта.Собственно, самого Геракла здесь на сцене еще нет. Речь идет пока лишь о его рождении. Зачать его должен сам бог Зевс от смертной женщины Алкмены. Чтобы герой-спаситель стал могучим из могучих..

Плавтт.м. - Куркудион

Куркулион — значит «Хлебный червь». Это прозвище одноглазого нахлебника-приживала, хитреца и обжоры, который ведет интригу в этой комедии. Его кормилец и покровитель — пылкий влюбленный юноша. Девушка, которую этот юноша любит, принадлежит злому своднику, и ее нужно как можно скорее выкупить. Денег нет, и добыть их влюбленный не умеет. Вся надежда на ловкого Куркулиона. Юноша послал его в другой город — просить взаймы у своего друга, а сам тайком пробирается к своей любезной. Сводник болен, юнош..

Дополнительный поиск Питер Шаффер - Амадей Питер Шаффер - Амадей

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Питер Шаффер - Амадей" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Питер Шаффер - Амадей, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "П". Общая длина 21 символа