Ф. М. Достоевский - Преступление И Наказание

134

Бедный район Петербурга 60-х гг. XIX в., примыкающий к Сенной площади и Екатерининскомуканалу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморкуна чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовитсяубить, последнюю ценную вещь. На обратном пути он заходит в одну из дешевых распивочных,где случайно знакомится со спившимся, потерявшим место чиновником Мармеладовым. Тотрассказывает, как чахотка, нищета и пьянство мужа толкнули его жену, Катерину Ивановну,на жестокий поступок — послать его дочь от первого брака Соню длязаработка на панель.На следующее утро Раскольников получает из провинции письмо от матери с описаниембед, перенесенных его младшей сестрой Дуней в доме развратного помещика Свидригайлова.Он узнает о скором приезде матери и сестры в Петербург в связи с намечающимсязамужеством Дуни.

Жених — расчетливый делец Лужин, желающий строить брак не на любви,а на бедности и зависимости невесты. Мать надеется, что Лужин материально поможет её сынукончить курс в университете. Размышляя о жертвах, которые приносят ради близких Соняи Дуня, Раскольников укрепляется в намерении убить процентщицу — никчемную злую «вошь».Ведь благодаря её деньгам от незаслуженных страданий будут избавлены «сотни, тысячи» девушеки юношей. Однако отвращение к кровавому насилию вновь поднимается в душе героя послеувиденного им сна-воспоминания о детстве. Сердце мальчика разрывается от жалостик забиваемой до смерти клячонке.И все же Раскольников убивает топором не только «гадкую старушонку», но и еёдобрую, кроткую сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру.

Чудом уйдя незамеченным,он прячет похищенное в случайном месте, даже не оценив его стоимости.Вскоре Раскольников с ужасом обнаруживает между собой и другими людьми отчуждение.Заболевший от пережитого, он, однако, не в состоянии отвергнуть тяготящие его заботытоварища по университету Разумихина. Из беседы последнего с врачом Раскольников узнает,что по подозрению в убийстве старухи арестован маляр Миколка, простой деревенский парень.Болезненно реагируя на разговоры о преступлении, сам он также вызываетподозрение у окружающих.Пришедший с визитом Лужин шокирован убожеством каморки героя. Их разговор перерастаетв ссору и заканчивается разрывом. Особенно задевает Раскольникова близость практическихвыводов из «разумного эгоизма» Лужина (который кажется ему пошлостью) и собственной«теории».

«людей можно резать…»Бродя по Петербургу, больной юноша страдает от своей отчужденности с миром и ужеготов сознаться в преступлении перед властями, как видит раздавленного каретой человека. ЭтоМармеладов. Из сострадания Раскольников тратит на умирающего последние деньги. Тогопереносят в дом, зовут доктора. Родион знакомится с Катериной Ивановной и Соней,прощающейся с отцом в неуместно ярком наряде проститутки. Благодаря доброму делу геройненадолго ощутил общность с людьми. Однако, встретив у себя на квартире приехавших матьи сестру, вдруг осознает себя «мертвым» для их любви и грубо прогоняет их. Он сноваодинок, но у него появляется надежда сблизиться с «переступившей», как и он, абсолютнуюзаповедь Соней.Заботы о родных Раскольникова берет на себя Разумихин, едва ли не с первого взглядавлюбившийся в красавицу Дуню.

Тем временем оскорбленный Лужин ставит невесту перед выбором:либо он, либо брат.Чтобы узнать о судьбе заложенных у убитой вещей, а на самом деле — рассеятьподозрения некоторых знакомых, Родион сам напрашивается на встречу с Порфирием Петровичем,следователем по делу об убийстве старухи процентщицы. Последний вспоминает о недавноопубликованной в газете статье Раскольникова «О преступлении», предлагая автору разъяснитьсвою «теорию» о «двух разрядах людей». Получается, что «обыкновенное» («низшее») большинствовсего лишь материал для воспроизводства себе подобных, именно оно нуждается в строгомморальном законе и обязано быть послушным. Это «твари дрожащие». «Собственно люди»(«высшие») имеют другую природу, обладая даром «нового слова», они разрушают настоящее во имялучшего, даже если понадобится «переступить» через ранее установленные для «низшего»большинства нравственные нормы, например, пролить чужую кровь.

Эти «преступники» затемстановятся «новыми законодателями». Таким образом, не признавая библейских заповедей(«не убий», «не укради» и др.), Раскольников «разрешает» «право имеющим» — «кровьпо совести». Умный и проницательный Порфирий разгадывает в герое идеологического убийцу,претендующего на роль нового Наполеона. Однако у следователя нет улик против Родиона —и он отпускает юношу в надежде, что добрая натура победит в нем заблуждения умаи сама приведет его к признанию в содеянном.Действительно, герой все больше убеждается, что ошибся в себе. «настоящий властелин […] громитТулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людейв московском походе», а он, Раскольников, мучается из-за «пошлости» и «подлости»единичного убийства.

Ясно, он «тварь дрожащая». Даже убив, «не переступил» черезнравственный закон. Сами мотивы преступления двоятся в сознании героя. Это и проверка себяна «высший разряд», и акт «справедливости», согласно революционно-социалистическим учениямпередающий достояние «хищников» их жертвам.Приехавший вслед за Дуней в Петербург Свидригайлов, по-видимому, виновный в недавнейсмерти своей жены, знакомится с Раскольниковым и замечает, что они «одного поля ягоды», хотяпоследний и не вполне победил в себе «Шиллера». При всем отвращении к обидчику сестрыРодиона привлекает его кажущаяся способность наслаждаться жизнью, несмотряна совершенные преступления.Во время обеда в дешевых номерах, куда Лужин из экономии поселил Дуню с матерью,происходит решительное объяснение.

Лужин уличается в клевете на Раскольникова и Соню,которой тот якобы отдал за низменные услуги деньги, самоотверженно собранные нищей матерьюна его учебу. Родные убеждаются в чистоте и благородстве юноши и сочувствуют Сонинойсудьбе. Изгнанный с позором Лужин ищет способ опорочить Раскольникова в глазахсестры и матери.Последний тем временем, вновь ощутив мучительное отчуждение от близких, приходит к Соне.У нее, «переступившей» заповедь «не прелюбодействуй», ищет он спасение от невыносимогоодиночества. Но сама Соня не одинока. Она принесла себя в жертву ради других (голодныхбратьев и сестер), а не других ради себя, как её собеседник. Любовь и состраданиек близким, вера в милосердие Бога никогда не покидали её.

Она читает Родиону евангельскиестроки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. Героюне удается увлечь девушку «наполеоновским» замыслом о власти над «всем муравейником».Мучимый одновременно страхом и желанием разоблачения, Раскольников вновь приходитк Порфирию, будто бы беспокоясь о своем закладе. Вроде бы отвлеченный разговоро психологии преступников в конце концов доводит юношу до нервного срыва, и он почтивыдает себя следователю. Спасает его неожиданное для всех признание в убийстве процентщицымаляра Миколки.В проходной комнатке Мармеладовых устроены поминки по мужу и отцу, во время которыхКатерина Ивановна в припадке болезненного самолюбия оскорбляет хозяйку квартиры. Та велитей с детьми немедленно съехать.

Вдруг входит Лужин, проживающий в том же доме,и обвиняет Соню в краже сторублевой ассигнации. «Вина» девушки доказана. Деньгиобнаруживаются в кармане её фартука. Теперь в глазах окружающих она ещё и воровка.Но неожиданно находится свидетель того, что Лужин сам незаметно подсунул Соне бумажку.Клеветник посрамлен, а Раскольников объясняет присутствующим причины его поступка. Унизивв глазах Дуни брата и Соню, он рассчитывал вернуть расположение невесты.Родион и Соня уходят к ней на квартиру, где герой признается девушке в убийствестарухи и Лизаветы. Та жалеет его за нравственные муки, на которые он себя обрек,и предлагает искупить вину добровольным признанием и каторгой. Раскольников жесокрушается только о том, что оказался «тварью дрожащей», с совестью и потребностьюв человеческой любви.

«Я ещё поборюсь», — не соглашается он с Соней.Между тем Катерина Ивановна с детьми оказывается на улице. У нее начинается горловоекровотечение, и она умирает, отказавшись от услуг священника. Присутствующий здесьСвидригайлов берется оплатить похороны и обеспечить детей и Соню.У себя дома Раскольников находит Порфирия, который убеждает юношу явиться с повинной:«теория», отрицающая абсолютность нравственного закона, отторгает от единственного источникажизни — Бога, творца единого по природе человечества, — и тем самым обрекает своегопленника на смерть. «Вам теперь […] воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий не веритв виновность Миколки, «принявшего страдание» по исконной народной потребности. Искупитьгрех несоответствия идеалу — Христу.Но Раскольников ещё надеется «переступить» и нравственность.

Перед ним — примерСвидригайлова. Их встреча в трактире открывает герою печальную истину. Жизнь этого«ничтожнейшего злодея» пуста и тягостна для него самого.Взаимность Дуни — единственная надежда для Свидригайлова вернуться к источнику бытия.Убедившись в её бесповоротной нелюбви к себе во время бурного разговора на егоквартире, он через несколько часов застреливается.Тем временем Раскольников, гонимый отсутствием «воздуха», прощается с родными и Сонейперед признанием. Он все ещё убежден в верности «теории» и полон презрения к себе.Однако, по настоянию Сони, на глазах народа покаянно целует землю, перед которой «согрешил».В полицейской конторе он узнает о самоубийстве Свидригайлова и делаетофициальное признание.Раскольников оказывается в Сибири, в каторжном остроге.

Мать умерла от горя, Дуня вышлазамуж за Разумихина. Соня поселилась возле Раскольникова и навещает героя, терпеливо сносяего мрачность и равнодушие. Кошмар отчужденности продолжается и здесь. Каторжанеиз простонародья ненавидят его как «безбожника». Напротив, к Соне относятся с нежностьюи любовью. Попав в тюремный госпиталь, Родион видит сон, напоминающий картиныиз Апокалипсиса. Таинственные «трихины», вселяясь в людей, порождают в каждом фанатичнуюубежденность в собственной правоте и нетерпимость к «истинам» других. «Людиубивали друг друга в […] бессмысленной злобе», пока не истребился весь родчеловеческий, кроме нескольких «чистых и избранных». Ему открывается наконец, что гордость умаведет к розни и гибели, а смирение сердца — к единству в любви и к полнотежизни.

В нем пробуждается «бесконечная любовь» к Соне. На пороге «воскресения в новуюжизнь» Раскольников берет в руки Евангелие..

Значения в других словарях
Ф. М. Достоевский - Неточка Незванова

Восьмилетняя Неточка живет в каморке на чердаке большого петербургского дома. Ее мать шитьем истряпаньем зарабатывает на пропитание всей семье. Отчим, Егор Ефимов, человек странный. Онталантливый скрипач, но забросил музыку, потому что «злодейка» жена якобы загубила его дарование.Только её смерть «развяжет» его.Грубый и бесцеремонный, он беззастенчиво живет за счет опороченной им женщины, которая, несмотряни на что, продолжает его любить. Она уже давно и опасно больна.В юности Ефимов был вольным..

Ф. М. Достоевский - Подросток

Аркадий Макарович Долгорукий, он же — Подросток, рассказывает в своих записках о себе и событияхпоследнего времени, в которых он был одним из главных участников. Ему двадцать лет, он только чтозакончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы не отвлекаться отосуществления заветной идеи, которую вынашивал чуть ли не с шестого класса.Идея его — стать Ротшильдом, то есть накопить много денег, а вместе с деньгами обрестимогущество и уединение. С людьми Аркадию, по его п..

Ф. М. Достоевский - Село Степанчиково И Его Обитатели

Бывший гусар, сорокалетний полковник в отставке Егор Ильич Ростанев — владелец богатогои благоустроенного поместья Степанчикова, где проживает вместе с матерью, вдовой генералаКрахоткина, незамужней сестрой, дочерью Сашенькой пятнадцати лет и сыном Илюшей восьми лет.Жена Ростанева умерла несколько лет назад. Дом наполнен приживальщиками, среди которыхвыделяется Фома Фомич Опискин, ранее бывший шутом «из-за куска […] хлеба»у Крахоткина, но сумевший всецело подчинить своему влиянию генеральшу и её..

Ф. М. Достоевский - Униженные И Оскорблённые

Иван Петрович, двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречаетна петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеетобыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки иуставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей. В этот мартовский вечер одиниз них возмущается «невежливостью» бедняка. Тот в страхе уходит и умирает неподалеку на тротуаре.Придя домой к незнакомцу, И..

Дополнительный поиск Ф. М. Достоевский - Преступление И Наказание Ф. М. Достоевский - Преступление И Наказание

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ф. М. Достоевский - Преступление И Наказание" в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ф. М. Достоевский - Преступление И Наказание, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 44 символа