Антигона
АНТИГОНА - в греческом мифе - дочь Эдипа , сестра Этеокла и Полиника. Проклятие, тяготеющее над сыновьями Эдипа, вызвало между братьями войну, во время к-рой они оба погибли в единоборстве. Новый правитель Фив, Креонт, приказал предать земле тело Этеокла, тело же Полиника оставить без погребения. А. Нарушила запрет правителя и похоронила Полиника. Креонт за это велит заключить ее живою в подземную гробницу, где А. Кончает жизнь самоубийством. Жених ее Гемон, сын Креонта, закалывается над трупом невесты. Испуганный зловещими знамениями богов, Креонт отправляется освободить А., но уже не застает ее в живых. В довершение всех несчастий жена его кончает самоубийством. Так оформил Софокл миф в своей трагедии «А.» в 40-х гг.
V в. До христ. Эры (более ранние оформления мифа об А. В точности неизвестны). У Софокла А. Изображена защитницей предвечного, «неписанного» закона, нерушимости долга (основанного на кровной связи), прав рода - в противоположность Креонту, олицетворяющему государство и его правду. Трагический конфликт вытекает так. Обр. Из столкновения родовой аристократической морали, опирающейся на «неписанные» законы, с моралью государства, где старинная аристократия перестала играть господствующую роль, где торговый капитал отвоевал «писанные законы» у крупного землевладения во время социальных переворотов VII-VI вв. Афинская демократия середины V в., руководимая крупными собственниками и опиравшаяся на деклассированный демос - «афинских граждан», составлявших афинское войско и живших за счет своего государства, - цепко держалась и за культ рода и за культ государства.
В трагедии Софокла ясно видно стремление руководящих кругов афинской демократии (Софокл был близок к Периклу) признать правоту и той и другой морали, согласовать их и избежать между ними конфликта, в котором обе стороны одинаково повинны. Индивидуалистический протест против рода и государства только намечался. Героине Софокла совершенно чужд какой-либо протест личности против общества. Живое чувство родовых обязанностей - основная черта Софокловой А. Как индивидуальность А. Почти не охарактеризована. Уже следующему поколению, жившему в эпоху разложения родовой морали, суровая монументальность Софокловой героини была чужда. Еврипид в «Финикиянках» и другой не сохранившейся трагедии, а вслед за ним тот же Софокл («Эдип в Колоне»), позднее Сенека («Финикиянки») мотивируют уже действия А.
Нежной любовью к брату и отцу. В литературу нового времени А. Вошла конечно в ином преломлении, далеком от суровой родовой морали. Ротру («А.», 1638) и Расин («Фиваида или братья враги», 1663) превратили А. И Гемона в томящихся любовников, а Креонта - в типичного «злодея» французской трагедии. Мелодраматический образ А. Дает напр. Дюси, а в России - Озеров («Эдип в Афинах», 1804). Реакционный романтизм эпохи Реставрации видел в А. Идеал добродетели, невинности и самоотверженности (Балланш, «А.», 1813). Наконец в «А.» Газенклевера (1917), написанной во время войны 1914-1918, сделана попытка воплотить в образе героини новое социальное содержание. Пацифист Газенклевер положил в основу своего произведения слова А. Софокла.
«Делить любовь - удел мой, но не вражду» и задумал А. Как мученицу идеи чистой человечности и вечного мира.Библиография. Зелинский Ф., «А.» в сб. «Из жизни идей», т. I, СПБ., 1905. Его же, Трагедия власти, Предисловие к перев. «А.» в II т. «Драм Софокла», М., 1915.
Дополнительный поиск Антигона
На нашем сайте Вы найдете значение "Антигона" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Антигона, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "А". Общая длина 8 символа