Апокрифы

143

АПОКРИФЫ - название, применяемое к большой группе литературных памятников, связанных тематически с канонизированной религиозной литературой, частью христианской, частью возникшей до христианской эры. Название А. Имеет в виду формальный признак их запретности как произведений, развивающих взгляды, противоположные писаниям, одобренным церковью к обращению между верующими. На принадлежность текста к А. Указывает так наз. «индекс книг ложных», особый перечень, известный в средневековой европейской письменности на разных яз., под разными названиями и в различных вариациях. Первоначально ОІО№ОІО»ОїП‚ αПЂОїОєПЃП…φОїП‚ обозначало книгу, мало доступную непосвященным, «сокровенную» по своему внутреннему смыслу. Изменилось значение данного понятия в первые века христ.

Эры, когда «αПЂОїОєПЃП…φα» стали перетолковываться и редактироваться еретиками и когда в противовес этому начал складываться официальный канон книг. Произведения апокрифической литературы, при большом разнообразии («евангелия», «деяния апостольские», «апокалипсисы», «откровения», «сказания о ветхозаветных лицах и событиях», «жития-мучения», «сказания о днях недели», «гадания») отличаются обилием вымысла и часто - там, где они не носят, как в категории «гаданий», узкопрактического характера - высокой поэтичностью. Отсюда понятна популярность А. Особенно в народной среде, по-своему претворявшей рассказ, к-рым потребность образного мышления удовлетворялась гораздо полнее, чем официальной церковной письменностью.

На Русь, помимо переводов почти исключительно с греческого, получаемых по большей части готовыми со славянского юга, апокрифология проникала и устным путем, распространяясь паломниками, ходившими в Палестину. Обильную апокрифическую легенду можно найти уже в древнейшем из имеющихся русских «хождений» - игумена Даниила, а ее действие на туземное творчество вскрывается по отражениям в духовном стихе и в церковной живописи. Идейная сущность легенды в процессе популяризации не осознавалась, будучи заслонена наивно воспринимаемой фабулой. Так обстоит дело не только по отношению к А., старого греческого их запаса, но и по отношению к компиляциям, составленным на славянской почве и появившимся в связи с богомильством (обширное народное движение.

Началось в Болгарии в X в. Признает два начала мирового порядка - доброе и злое, причем к злому относит все вещественное. Проповедует аскетизм и анархию. Родственно зап.-европейским средневековым движениям альбигойцев, катаров и др.). Индекс, перешедший на Русь также со славянского юга, упоминает «болгарские басни», но воздействие этих «басен», т. Е. Ложных, вымышленных писаний, помимо литературного, сказывалось разве лишь на поддержании суеверий, без перехода в какую-либо систему исповедания. Благочестивое по фабуле содержание большинства А. Вместе с их ролью народной библии вело к тому, что они свободно обращались к письменности, хотя и церковнической. Есть случаи, когда сами иерархи опираются на апокрифологию (напр.

Василий Калика в «Послании о земном рае», между 1344-1352) или, не узнав в памятнике А., включают его в состав одобряемого церковью чтения (великие Минеи-Четьи митр. Макария, вторая четверть XVI в.). Резко отрицательное к себе отношение вызывал особо стоящий и сравнительно поздний по появлению в индексе отдел гадательных книг - близкий к бытовой практике, а с конца XV в. Сделавшийся очагом русского еретического суеверия и оппозиционного церкви мышления. Поэтому и дополнялась русская «статья о книгах ложных» (индексы Стоглава, Кирилловой книги) гл. Обр. Руководствами по гаданию и волшебству. О содержании А. Можно судить из следующего краткого перечня, с подразделением на группы:а) тексты, дополняющие Библию. Об Адаме, Енохе, Ламихе, Аврааме, Иосифе, Соломоне (сюжеты ветхозаветные).

Евангелия Иакова, Фомы («детства Христова»), Никодима («страстей Христовых»), деяния апостольские - Фомы, Андрея, Петра и Павла, Павла и Феклы, и др. Легендарные сказания о Христе. Прения Христа с диаволом (сюжеты новозаветные);б) тексты типа житий-мучений. Георгия Победоносца, Феодора Тирона, Кирика и Улиты, Никиты;в) сказания о рае. Легенды о Макарии, Зосиме, Агапии;г) вопросо-ответы-загадки. «Беседа трех святителей»;д) тексты эсхатологического характера. «Плач Иеремии», «Откровения» Баруха, Исайи, апостола Павла, Иоанну Богослову на горе Фаворской, Мефодия Патарского, Хождение богородицы по мукам, Вопросы Авраама о праведных душах, Иоанна Богослова на горе Елеонской.Библиография. Веселовский А. Н., Опыты по истории развития христианской легенды, журн.

МНП., СПБ., 1875, IV. 1876, II, III, IV, VI. 1877, II, VI. Тихонравов Н. С., Отреченные книги древней России, Сочин., т. I, М., 1898. Сперанский М. Н., История древнерусской литературы, М., 1920. Jagiý U., Die christlich-mythologische Schicht in der russischen Volksepik, «Arch. Für slav. Philol.», B. I, H. I, Berlin, 1875.

Значения в других словарях
Апарте

АПАРТЕ - разговор про себя, в драматических жанрах употребляется как речь «в сторону». Речи «в сторону» произносятся и в присутствии других лиц и условно считаются неслышными для присутствующих. Основная функция апарте - сообщение зрителю всех внутренних состояний, движений, намерений и взаимоотношений действующих лиц. А. Широко применялись в древнегреческой драме для объяснения хода действия. В новейшее время они часто эксплоатировались для создания комического положения (один произносит А., д..

Апокалиптическая литература

АПОКАЛИПТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА (греч. ΑПЂОїОєαО»П…П€О№П‚) - буквально литература, дающая якобы откровение человеку о божественных тайнах, чаще всего о тайнах последних дней мира, его конца и будущем мире. Такая эсхатологическая (от греч. ОµσП‡αП„ОїП‚ - последний) литература является наиболее распространенной и разработанной ветвью А. Л. Менее значительными являются ветви А. Л., трактующие о тайнах мироздания (космологическая литература, - греч. ОєОїσОјОїП‚ - мир) и о некоторых моментах мирового и ..

Аполлинэр

АПОЛЛИНЭР Гильом (Guillaume Apollinaire, 1881-1918) - псевдоним Вильгельма Аполлинария Костровецкого, французского поэта и критика. А., в начале своей литературной карьеры стоявший близко к представителям французского символизма, впоследствии один из крупных представителей левого искусства во Франции, примкнул к кубистам и футуристам. Подобно многим буржуазным революционерам в искусстве, А. Был чрезвычайно неустойчив и беспринципен в своих политических взглядах. Поэт, к-рого считали эстетически..

Аполлон [греческий бог]

АПОЛЛОН - греческий бог, сын Зевса и Лето (Латоны), первоначально повидимому малоазиатское божество. Основной функцией А. Является «ведовство», «знахарство», выражающееся в «прорицании» и религиозном врачевании, тесно связанном с «заговорами» (в «Илиаде» А. Насылает чуму на войско ахеян). Напевный характер, одинаково свойственный и прорицанию и заговорам, делает А. Богом пения и музыки. Некоторые формы музыкальной лирики, напр. Так наз. «номос» и «пеан» были связаны с культом А. Поскольку «веду..

Дополнительный поиск Апокрифы Апокрифы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Апокрифы" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Апокрифы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "А". Общая длина 8 символа