Батайль

113

БАТАЙЛЬ Анри (Henri Bataille, 1872-1922) - французский драматург. Дебютировал стихами в стиле Роденбаха, с середины 90-х гг. Почти всецело отдает себя театру. Его жанр - драма из быта светских кругов Парижа (часто связанных с крупной буржуазией). Обычно на заднем плане так наз. «полусвет» или артистическая богема. Порою этот полусвет является и центром действия («La Possession» - «Обладание», Р., 1920, русск. Перев. М., 1922). Столкновение страсти любящей женщины (центральная фигура его пьес) или влюбленного юноши с преградами жизни, с «долгом», законом и т. П. - обычная тема драм Б. Попутно Б. Всегда умеет схватить злобу дня парижской театральной публики, будь то первый триумф Айседоры Дункан в Париже («La Femme Nue» - «Обнаженная», Р., 1911, русск.

Перев. 1911) или кинопостановка «Атлантиды» Пьера Бенуа («La Tendresse» - «Нежность», Р., 1921, русск. Перев. 1922) и т. П. Порою затрагивается и политика, выводится и сам Б. (там же). О его изображении научного мира в «Les Flambeaux» - «Светочи» (Р., 1913, русск. Перев. Одновр.) см. А. Луначарский, «Театр и революция» (М., 1924), отд. «Парижские письма». О мировоззрении Б. Трудно говорить - оно сводится к прописной морали современного французского общества - «плыть по течению» и «быть, как все порядочные люди». Б. Сочетает фотографически-реальную живую речь с некоторой экстравагантностью и громадным мастерством в развитии интриги, являясь представителем «разговорной» традиции в драме. Но как из сюжета, так и из яз. Выброшено все, что не служит непосредственно театральному эффекту и развитию основной интриги (см.

Драма). И потому его герои - в сущности не характеры, не типы, а роли. Роль «любящей женщины» такого-то возраста и социального положения в понимании обыденного театра XX века для широкой публики, соответственная роль «мстителя», «благородного отца» и т. П. Эти герои говорят не более того, что полагается им сказать в данной ситуации. Опыты Б. В области «драматической поэмы» («Soirée d’Amour» - «Вечер любви», Р., 1910, одновременно русск. Перев. М.) только подчеркивают эту театральность. Герои даже безыменны («Lui», «Elle», «L’autre», etc. - «Он», «Она», «Другой» и т. Д.). В «La Possession» Батайль доходит до «обнажения приема». Герой говорит. «пусть на сей раз мораль восторжествует».Наиболее удачной из драм Б. Можно считать нашумевшую в свое время «Maman Colibri» («Мама птичка», 1904, одновр.

Русск. Перев.). Женщина 39 лет, будучи любовницей юноши - товарища своего сына, уходит с ним от мужа, чтобы вскоре вернуться с разбитым сердцем в дом сына уже как «бабушка».Популярность Б. На французской сцене - результат того, что его пьесы по существу своему - квинтэссенция взглядов, эмоций и вкусов парижского обывателя-буржуа. Среди подобных же кругов имел успех Б. И на русской сцене. Упомянем еще, кроме перечисленных. «La Vierge Folle» («Дева Неразумная», Р., 1910, русск. Перев. М., 1910 и 1913). «Poliche» (P., 1911, русск. Перев. «Под маской шута» одноврем., М.). «La Marche Nuptiale» (Свадебный марш, Р., 1908). См. Gaubert E., H. B., 1908.

Значения в других словарях
Басня

БАСНЯ - жанр дидактической поэзии , короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому или нравственному правилу. От притчи или аполога Б. Отличается законченностью сюжетного развития, от других форм аллегорического повествования (напр. Аллегорического романа) - единством действия и сжатостью изложения, не допускающей введения детальных характеристик и других элементов неповествовательного характера, тормозящих..

Басов

БАСОВ Сергей Александрович (1869-) (псевдоним Верхоянцев) - поэт. Родился в Тульской губ., в дворянской семье. Б. Начал свою литературную деятельность в 1896, в «Русском богатстве», стихами, служившими ответом на стихотворение Веры Фигнер, проникнутое мрачным настроением. Стихотворение Б. Было подписано буквой М. И приписывалось Н. К. Михайловскому . Оно начиналось словами «Когда мучительно и больно...» (Тютчев Н. С., Революционное движение 1870-1880, ч. 1, М., 1925). Широко стал печататься тол..

Батрахомиомахия

БАТРАХОМИОМАХИЯ, т.е. «Война лягушек и мышей» - древнегреческая поэма в 304 стиха. Вероятнее всего она написана в начале Vв. До христианский эры в духе одержавшей победу демократии. Б. - карикатура на высокий стиль гомеровского эпоса, прославлявшего героев свергнутой аристократии. Ср. Подражание в Германии XVIв. - «Froschmusler» Ролленгагена и одноименную сказку Жуковского .Библиография. Перевод Христофорова в журн. МНП, №8, 1886. ..

Бату

БАТУ Махмуд Хадиев (1903-) - узбекский литератор, происходит из бедной семьи ткача. По окончании в Ташкенте советской образцовой школы (1918) поступил на рабфак московского Плехановского института (1921), к-рый окончил по экономическому факультету (1927). По возвращении в Узбекистан Б. Принимает самое деятельное участие в общественной жизни - в работе двух значительных организаций, сыгравших крупную роль в культурной жизни края. Антирелигиозной комиссии и Комиссии по борьбе за раскрепощение жен..

Дополнительный поиск Батайль Батайль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Батайль" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Батайль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 7 символа