Батайль
БАТАЙЛЬ Анри (Henri Bataille, 1872-1922) - французский драматург. Дебютировал стихами в стиле Роденбаха, с середины 90-х гг. Почти всецело отдает себя театру. Его жанр - драма из быта светских кругов Парижа (часто связанных с крупной буржуазией). Обычно на заднем плане так наз. «полусвет» или артистическая богема. Порою этот полусвет является и центром действия («La Possession» - «Обладание», Р., 1920, русск. Перев. М., 1922). Столкновение страсти любящей женщины (центральная фигура его пьес) или влюбленного юноши с преградами жизни, с «долгом», законом и т. П. - обычная тема драм Б. Попутно Б. Всегда умеет схватить злобу дня парижской театральной публики, будь то первый триумф Айседоры Дункан в Париже («La Femme Nue» - «Обнаженная», Р., 1911, русск.
Перев. 1911) или кинопостановка «Атлантиды» Пьера Бенуа («La Tendresse» - «Нежность», Р., 1921, русск. Перев. 1922) и т. П. Порою затрагивается и политика, выводится и сам Б. (там же). О его изображении научного мира в «Les Flambeaux» - «Светочи» (Р., 1913, русск. Перев. Одновр.) см. А. Луначарский, «Театр и революция» (М., 1924), отд. «Парижские письма». О мировоззрении Б. Трудно говорить - оно сводится к прописной морали современного французского общества - «плыть по течению» и «быть, как все порядочные люди». Б. Сочетает фотографически-реальную живую речь с некоторой экстравагантностью и громадным мастерством в развитии интриги, являясь представителем «разговорной» традиции в драме. Но как из сюжета, так и из яз. Выброшено все, что не служит непосредственно театральному эффекту и развитию основной интриги (см.
Драма). И потому его герои - в сущности не характеры, не типы, а роли. Роль «любящей женщины» такого-то возраста и социального положения в понимании обыденного театра XX века для широкой публики, соответственная роль «мстителя», «благородного отца» и т. П. Эти герои говорят не более того, что полагается им сказать в данной ситуации. Опыты Б. В области «драматической поэмы» («Soirée d’Amour» - «Вечер любви», Р., 1910, одновременно русск. Перев. М.) только подчеркивают эту театральность. Герои даже безыменны («Lui», «Elle», «L’autre», etc. - «Он», «Она», «Другой» и т. Д.). В «La Possession» Батайль доходит до «обнажения приема». Герой говорит. «пусть на сей раз мораль восторжествует».Наиболее удачной из драм Б. Можно считать нашумевшую в свое время «Maman Colibri» («Мама птичка», 1904, одновр.
Русск. Перев.). Женщина 39 лет, будучи любовницей юноши - товарища своего сына, уходит с ним от мужа, чтобы вскоре вернуться с разбитым сердцем в дом сына уже как «бабушка».Популярность Б. На французской сцене - результат того, что его пьесы по существу своему - квинтэссенция взглядов, эмоций и вкусов парижского обывателя-буржуа. Среди подобных же кругов имел успех Б. И на русской сцене. Упомянем еще, кроме перечисленных. «La Vierge Folle» («Дева Неразумная», Р., 1910, русск. Перев. М., 1910 и 1913). «Poliche» (P., 1911, русск. Перев. «Под маской шута» одноврем., М.). «La Marche Nuptiale» (Свадебный марш, Р., 1908). См. Gaubert E., H. B., 1908.
Дополнительный поиск Батайль
На нашем сайте Вы найдете значение "Батайль" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Батайль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Б". Общая длина 7 символа