Брандес Г.

93

БРАНДЕС Георг (Georg Brandes, 1842-1927) - датский критик, историк литературы и публицист. Р. В Копенгагене, где окончил университет в 1864, изучал сначала право, потом «посвятил свои силы исключительно философии и эстетике» (из автобиографии Б.), изучал Гегеля, потом Фейербаха, дальше к-рого в своих философских взглядах не пошел. С 1870 получил звание доктора за сочинение по эстетике, путешествовал по Европе, где познакомился с Миллем (сочинение к-рого «О подчинении женщины» до этого перевел на датский яз.) и с Тэном , последователем к-рого он себя считал. В 1871 читал в Копенгагенском университете курс лекций, потом изданный в 4 тт. Под названием «Главнейшие течения европейской литературы XIX в.» (точнее, первой половины XIX в.), переведенный на немецкий и русский яз.

Лекции имели шумный успех. Направленные косвенно против датской реакции, они вызвали со стороны правых обвинение против него в потрясении «основ семейных и государственных». Агитация против Б. Реакционных партий имела своим последствием, что в 1876 он был забаллотирован как профессор литературы при Копенгагенском университете. Бросив в лицо своим противникам памфлет «Моим врагам», Б. Уехал в Германию, где написал 5-й т. Своих «Главнейших течений». Вернувшись в конце 80-х гг. В Копенгаген, Б. Открыл частный курс о датской литературе, чтение к-рого превратилось в его триумф. К этому времени относится поворот Б. От либерализма к философии Ницше, к-рого он пропагандировал в своих лекциях (повлияв между прочим на Стриндберга как автора «Чандала» и «На шхерах»).

Своими статьями и публичными выступлениями Б. Оказывал значительное влияние на новейшую скандинавскую литературу. Считая себя учеником Тэна, Б., поняв, что последовательный тэнизм приводит к построению истории литературы без авторов, вернулся назад к Сент-Бёву . Описывая метод последнего, Б. Характеризует свой собственный литературоведческий метод. «Сент-Бёв доходил при разборе произведений до самого их возникновения (!). За лоскутком бумаги он открывает человека. Он научал современников и последующие поколения сознавать, что мы еще не знаем ни одного произведения прошлого, пока нам не удалось уяснить себе душевное состояние, из к-рого оно возникло, и составить себе представление о личности, оставившей нам его».

Таков и метод Б., портретно-биографический, с привлечением историко-культурных фактов как фона для психо-биографической конструкции писателя. Один из его критиков правильно отмечает. «Более всего Б. Интересуется личностью того или иного деятеля, а на общий характер и условия эпохи обращает внимание лишь настолько, насколько они нужны ему для объяснения психических особенностей этой личности. Для него литературу составляют не книги, а живые люди, не сочинения, а их авторы». В таком психологически-портретном стиле выдержаны не только его монографии о Шекспире, Гёте, Дизраэли, Киркегоре, Вольтере и др., но даже в конечном счете и его «Главнейшие течения». В особенности характерен в этом отношении его труд о Шекспире, написанный с целью дать на основании произведений картину психической жизни и развития поэта, к-рым он считает актера из Стрэтфорда, внешняя и внутренняя жизнь к-рого по иным документам нам совершенно неизвестна.

Портретно-био-психологический метод Б. Переплетается у него с публицистическим подходом к толкованию писательского творчества, в особенности в «Главнейших течениях», где он выступал убежденным ратоборцем за идеалы либерализма, слегка окрашенные в радикальный цвет. Портретист, публицист, Б. Вместе с тем по своим приемам изложения и письма - художник больше, чем ученый. Блестящий словесный стиль, склонность к сравнениям, к лирическим отступлениям, к автобиографическим экскурсам и т. Д. - таковы характерные черты его письма. Кроме указанных выше капитальных трудов, Б. Написал множество статей о всех почти скандинавских авторах, а также о многих французских, немецких и русских писателях (о Тургеневе, Достоевском, Толстом, Горьком).

В конце 80-х гг. Б. - почетный член Общества любителей российской словесности - был в Петербурге и в Москве, где читал лекции (между прочим о Тэне). Против русского царизма с его погромной политикой Б. Направил книгу, в царской России не допущенную. На исходе войны 1914-1918 Б. Подписал известный манифест «Clarté». В послевоенную эпоху выступил критиком версальского договора и защитником Советской России.Библиография. I. На русск. Яз. Собр. Сочин. Б. В 20 тт. Было предпринято в 1906-1914 в Петербурге. Издание его сочин., предпринятое Фуксом в 1902, в 12 тт., (ред. Лучицкой) искажено цензурой. Автобиография Б. (в сокращенном виде) - в «Русской мысли», № 8, 1907.II. Соловьев Е. (Андреевич), Предисловие к «Литературе XIX в. В ее главнейших течениях», изд.

Павленкова, СПБ., 1895. Hansson O., Das junge Skandinavien, Dresden, 1891.

Значения в других словарях
Брам

БРАМ Отто (Brahm, 1856-1912) - немецкий историк литературы и режиссер. Основные труды по истории немецкой литературы. «Das deutsche Ritterdrama des 18 Jahrhunderts» (1880). «Heinrich von Kleist» (1884-1911). «Gottfried Keller» (1883). «H. Ibsen» (1884). «Schiller» (1888-1892). «Karl Stauffer-Bern» (1892, 1902). ..

Брама, Брахма

БРАМА, точнее БРАХМА (brahman, им. Пад. Brahma) - одно из трех важнейших божеств индийской мифологии. Первоначально (в «Ведах») - персонификация чудодейственной силы молитвы (brahman) и могущества обладателя этой молитвы - старейшего жреца, Б. Становится в пантеистической философии «Упанишад» обозначением мировой души, безличной, лишенной всех качеств и действий мировой субстанции. В эпосе Б. - творец и вседержитель мира, отец богов и людей, сотворивший небо и землю из золотого яйца. С Вишну и ..

Брандес К.-Э.-К.

БРАНДЕС Карл-Эдвард-Коген (Karl Edward Cohen Brandes, 1847-) - датский писатель, младший брат знаменитого Георга Брандеса. Известен драмами. «Gyngende Grund» (1882). «Et Besog» (1882) и др. Б. - натуралист. ..

Дополнительный поиск Брандес Г. Брандес Г.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Брандес Г." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Брандес Г., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 10 символа