Булгаков

108

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-) - беллетрист и драматург. Родился в Киеве. В 1916 окончил медицинский факультет Киевского университета. Начал писать в 1919. Печатал в провинциальной прессе статьи, фельетоны, поставил на провинциальной сцене три пьесы, никогда не опубликованные, и рукописи к-рых впоследствии были им уничтожены. С 1921 живет в Москве, где первое время работал репортером и фельетонистом в ряде газет, сотрудничал в берлинской сменовеховской газете «Накануне». С 1923 отдается целиком литературе. Б. Стал популярен своей драмой «Дни Турбиных», комедией «Зойкина квартира» и сборником юмористических рассказов «Диаволиада». Ранее он опубликовал свой единственный роман - «Белая гвардия». Роман рисует жизнь белогвардейцев - семьи Турбиных, в Киеве за период - лето 1918 - зима 1919 (немецкая оккупация, гетманщина, петлюровская директория) до занятия Киева Красной армией в начале 1919.

Опыт этого года убедил автора в том, что гибель его класса неизбежна и вполне заслуженна. Булгаков эту свою идейную установку дает в эпиграфе к роману. «и судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими». Погибающие классы ненавидят свой восставший народ, трусливо прячутся за спину немецкого империалистического насильника и злорадствуют при виде жестокой расправы немецких юнкеров над украинской деревней. Героически, с великой жертвенностью борются против своих и чужеземных насильников лишь украинский крестьянин, русский рабочий - народ, к-рый «белые» ненавидят и презирают. «Когда немцы были побеждены», - рассказывает Б., - бежавшие из Москвы в Киев помещики и фабриканты «поняли, что судьба их связана с побежденными.

ВЂћНемцы побеждены“, - сказали гады. ВЂћМы побеждены“, - сказали умные гады». Признание советской власти неизбежно. Б. Вошел в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Б. Приходит к выводу. «Все, что ни происходит, происходит всегда так, как нужно и только к лучшему». Этот фатализм - оправдание для тех, кто сменил вехи. Их отказ от прошлого не трусость и предательство. Он диктуется неумолимыми уроками истории. Примирение с революцией было предательством по отношению к прошлому гибнущего класса. Примирение с большевизмом интеллигенции, к-рая в прошлом была не только происхождением, но и идейно связана с побежденными классами, заявления этой интеллигенции не только об ее лойяльности, но и об ее готовности строить вместе с большевиками - могло быть истолковано как подхалимство.

Романом «Белая гвардия» Б. Отверг это обвинение белоэмигрантов и заявил. Смена вех не капитуляция перед физическим победителем, а признание моральной справедливости победителей. Роман «Белая гвардия» для Б. Не только примирение с действительностью, но и самооправдание. Примирение вынужденное. Б. Пришел к нему через жестокое поражение своего класса.Поэтому нет радости от сознания, что гады побеждены, нет веры в творчество победившего народа. Это определило его художественное восприятие победителя. Новая действительность - «Диаволиада», как озаглавлена его книга рассказов. Советская государственная машина эпохи военного коммунизма - «Диаволиада», новый быт - «грязь и гадость такая, о к-рых Гоголь даже понятия не имел» («Похождения Чичикова»), народ - «ведьмы», к-рые разрушают созданные буржуазией ценности («Дом Эльпит - Раб.

Коммуна»), новый боец - китаец, к-рый примечателен тем, что он научился по-русски ругаться («Китайская история»), все творчество революции - «роковые яйца», из к-рых выходят огромных размеров гады, грозящие погубить всю страну. Б. Принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности. Б. Жаждет компенсировать свой класс за его социальное поражение моральной победой, «диаволизируя» революционную новь. Стремлением к такой моральной компенсации определяется последний период творчества Б. Сейчас не надо больше оправдываться за свое сменовеховство, за приспособление к новой жизни. Это пройденный этап. Сейчас уже прошел также момент раздумья и раскаяния за грехи класса. Б., наоборот, пользуясь затруднениями революции, пытается углубить идеологическое наступление на победителя.

Он еще раз переоценивает кризис и гибель своего класса и пытается его реабилитировать. Б. Перерабатывает свой роман «Белая гвардия» в драму «Дни Турбиных». Две фигуры романа - полковник Малышев и врач Турбин - соединены в образе полковника Алексея Турбина.В романе полковник предает коллектив и сам спасается, а врач погибает не как герой, а как жертва. В драме - врач и полковник слиты в Алексее Турбине, гибель к-рого - апофеоз белого героизма. В романе крестьяне и рабочие учат немцев уважать их страну. Месть крестьян и рабочих немецким и гетманским поработителям Булгаков оценивает как справедливый приговор судьбы «гадам». В драме народ - одна лишь дикая петлюровская банда. В романе - культура белых - ресторанная жизнь «закокаиненных проституток», море грязи, в котором тонут цветы Турбиных.

В драме - красота цветов Турбиных - сущность прошлого и символ погибающей жизни.Задача автора - моральная реабилитация прошлого в драме - подчеркивается одновременно написанной им советской комедией «Зойкина квартира». Драма - последние «Дни Турбиных», трагически погибающих под звуки «вечного Фауста». Комедия - притон, где ответственные советские люди проводят свои пьяные ночи.Б. Не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества. Роман «Белая гвардия» в значительной своей части беллетристическая публицистика талантливого журналиста. Собственно художественные страницы романа написаны в манере старых дворянских романов, что выдает эпигонство Б.

Изображение советской действительности дано приемами юмористического рассказа, и это не скорбный юмор скорби «униженных и оскорбленных», а юмор довольно дешевого газетчика.Последняя драма Б. «Бег», живописующая эмиграцию, продолжает тенденции «Дней Турбиных». Весь творческий путь Б. - путь классово-враждебного советской действительности человека. Б. - типичный выразитель тенденций «внутренней эмиграции».Библиография. I. Белая гвардия, журн. «Россия», 1925. Кн. 4 и 5. Диаволиада, Рассказы, изд. «Недра», М., 1925;II. Переверзев В., Новинки беллетристики, «Печать и революция», кн. 5, М., 1924. Лиров М., «Печать и революция», кн. 5-6, М., 1925. Осинский Н., Литературные заметки, «Правда», № 170, М., 1925.III. Писатели современной эпохи, т.

I, М., 1928. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М., 1928.

Значения в других словарях
Букеев Шангирей

БУКЕЕВ ШАНГИРЕЙ - см. Казакская литература. ..

Буколическая поэзия

БУКОЛИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ - см. Пастораль. ..

Булгарин

БУЛГАРИН Фаддей Венедиктович (1789-1859) - известный журналист, беллетрист и критик 20-40-х гг. XIX в. С 1822 по 1828 издавал журнал «Северный архив», с 1823 по 1828 - «Литературные листки» и альманах «Русская Талия», с 1825 по 1857 - газету «Северная пчела», к-рая пользовалась монополией помещать политические известия. Вместе с Н. И. Гречем, его соиздателем по газете, Б. Долго занимал в журналистике исключительно привилегированное положение. В политическом смысле Б. Представлял самое отвратите..

Булич

БУЛИЧ Николай Никитич (1824-1895) - историк русской литературы, проф. Казанского университета. Труды Б. Давно уже устарели методологически, и только докторская диссертация и некоторые другие его работы сохранили значение как справочный материал.Библиография. Сумароков и современная ему критика (докторская диссертация), СПБ., 1854. Значение Пушкина в истории русской литературы, Казань, 1855. Ф. М. Достоевский и его сочинения, Казань, 1881. В. А. Жуковский, Казань, 1883. Очерки по истории русской..

Дополнительный поиск Булгаков Булгаков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Булгаков" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Булгаков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 8 символа