Ваганты

167

ВАГАНТЫ (от clerici vagantes), иначе голиарды, вероятно от провансальского gualiador - «шутник», «мистификатор», или же родственно с франц. Gaillard - «малый» (молодой человек) - средневековая (XI-XIV вв.) зап.-европейская корпорация «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. В этом широком употреблении слова в понятие В. Войдут такие социально разнородные и неопределенные группы, как французские жонглеры (jongleur, jogleor - от латинского joculator - «шутник» ), немецкие шпильманы (Spilman ), английские менестрели (minstral - от латинского ministerialis - «слуга» ) и т. Д. Однако обычно слово В. Употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своем творчестве исключительно, или во всяким случае преимущественно, латинским яз.

- международным сословным яз. Духовенства. Первыми В. И были клерики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определенной церковной должности. Современем В. Стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой. В этом смысле слова В. Представляет социально довольно четко очерченную группу - деклассированных представителей духовного сословия, в высших своих слоях еще соприкасающихся с духовенством, в низших - смешивающихся с преступным люмпенпролетариатом. Лишь позднее - уже в эпоху ослабления собственно поэзии В. - в эту группу начинают вливаться деклассированные элементы других сословий, в частности, городского.Социальным составом этой группы определяются и формы и содержание поэзии В.

В формах своей лирической и дидактической поэзии В. Тесно связаны с ученой латинской поэзией каролингской эпохи, в которой в разрозненном виде представлены все элементы вагантской формы (тоническое стихосложение, рифмы, лексика, образы и стилистические украшения), а через нее - с латинской поэзией раннего христианства и античного мира. Для любовной лирики В. Особенно велико значение Овидия («Ars amatoria» и др. Произведения). Влияние античной поэзии сказывается не только в мифологических аксессуарах (Венера, амур, купидоны, иногда даже нимфы и сатиры), к-рыми В. Любят украшать свои произведения, и в именах действующих лиц (Флора, Филлида и т. П.), но и в концепции любви и образе возлюбленной, совершенно лишенных столь типичных для куртуазной лирики реминисценций феодальных отношений (куртуазное служение даме) и проникнутых чисто земной радостью плотского наслаждения.

Характерно, что описание нагого тела (интересна мотивировка в одной из песен - подсмотренное купанье) более свойственно вагантской поэзии, чем лирике трубадуров и миннезингеров (ср. Ст. «Вальтер фон дер Фогельвейде»). Отголоском ученой поэзии является склонность В. К формам диалогического обсуждения казуистики любви (conflictus, certamen). Можно установить реминисценции античной поэзии и в описаниях и символике природы у В., которые по яркости красок часто превосходят весенние зачины куртуазной лирики. С другой стороны, в символике природы у В. Много совпадений с народной песней, бесспорно влиявшей на их поэзию. С мотивами любви в лирике В. Соприкасается мотив вина и пьянства. Из жанра застольных песен В. Впоследствии сложились многочисленные студенческие песни.

«Meum est propositum» (соч. «Архипииты» XII в.), «Gaudeamus igitur», и др.Классовая принадлежность В., направленность их интересов выступает особенно четко в их сатире. Здесь с поразительной яркостью отражаются внутрисословные группировки и внутрисословная борьба духовенства. В. В этой борьбе выступают защитниками интересов низшего духовенства и обличителями высшего, поборниками национальной церкви и врагами римской централизации. В этом отношении их интересы совпадают с интересами националистически настроенных феодальных князей и отчасти городского сословия торговых городов. Однако ошибкой было бы видеть в выпадах В. Против корыстолюбия и развращенности духовенства отражение настроений буржуазии (еще не оформившейся в ту эпоху), - последняя выступает в защиту своих классовых интересов значительно позже.

Формально В. Используют в своей сатире элементы религиозной литературы, - они пародируют ее основные формы (видение, гимн, секвенция и т. Д.), доходят до пародирования литургии(«Missa gulonis») и Евангелия («Evangelium secundum Marcam argentis»). В своей связи с античной поэзией В. - предвестники Ренессанса. Творчество В. Анонимно, однако все же известны некоторые авторы. Готье из Лилля - он же Вальтер Шатильонский (вторая половина XII в.), написавший «Contra ecclesiasticos juxta visionem apocalypsis». Примас Орлеанский (нач. XII в.). Немецкий В., известный под своим прозвищем «Архипииты» (Archipoeta, вторая половина XII в.), и немногие др. Деклассированный элемент, В. Все время своего существования подвергаются преследованиям церкви и государства.

В XVI в. Они, сближаясь с бродячими же профессионалами-жонглерами - «joculatores», - совершенно отождествляются с так наз. «vagabundi» (сбродом). На юге (кроме Италии, где ваганты засвидетельствованы) и на востоке Европы имели место только запоздалые зачатки движения вагантов.Библиография. I. Издания важнейших текстов. Carmina Burana, hrsg. V. Schmeller (Bibliothek des liter. Vereins in Stuttgart, B. 16). Du Meril, Poesies populaires du M.-Age. Wright Th., Latin poems commonly attributed to Walter Mapes. Carmina cantabrigiensia, hrsg. V. Strecker (Monumenta Germaniae, Berlin, 1926). Gedichte Walters von Chatillon, hrsg. V. Strecker, Berlin, 1925. Archipoeta, Gedichte, hrsg. V. Manitius, Munchen, 1913. Lehmann, Parodistische Texte des Mittelalters, Munchen.

Die Oxforder Gedichte des Primas, hrsg. V. W. Meyer (Nachrichten der Gotting. Gesellsch. D. Wiss., 1907).II. Hubatsch, Die lateinischen Vagantenlieder des Mittelalters, Gorl., 1870. Bartoli A., Levoluzione del Rinascimento, 1875. Spiegel N., Gelehrtenproletariat und Gaunertum, 1902. Lehmann, Die Parodie im Mittelalter, Munchen, 1922. Jarcho В., Die Vorlaufer des Golias («Speculum», октябрь, 1928).

Значения в других словарях
Вавилоно-ассирийский язык

ВАВИЛОНО-АССИРИЙСКИЙ ЯЗЫК, называемый также ассиро-вавилонским, а иногда и аккадским яз., - древнейший из известных нам семитских языков, памятники которого относятся к IV тысячелетию до христ. Эры. Он был занесен в нижнюю Месопотамию кочевниками-семитами в более раннюю эпоху и после упорной борьбы вытеснил древний шумерский яз., который однако еще долгое время продолжал существовать в качестве священного. Это - вавилонское наречие В.-А. Яз. Другая часть этой же группы семитов заняла в нескольк..

Вагаку

ВАГАКУ - см. Японская литература. ..

Вагнер Г. Л.

ВАГНЕР Г. Л. - см. Sturm und Drang. ..

Вагнер Н. П.

ВАГНЕР Н. П. (1829-1907) - беллетрист и зоолог. Автор романа «Темный путь». Известен гл. Обр. Как писатель для детей. В 1872 вышли его популярные «Сказки Кота-мурлыки», к-рые потом неоднократно переиздавались. В книгу вошло двадцать пять сказок, из которых «Телепень», «Любовь великая», «Царевна Мелина» и др. Выходили отдельными изданиями вплоть до революции. Последнее издание Гиза вышло в 1923 под редакцией Тумской. Характерными особенностями сказок В. Являются своеобразный мистицизм («Мила и Н..

Дополнительный поиск Ваганты Ваганты

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ваганты" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ваганты, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа