Ведекинд

65

ВЕДЕКИНД Франк (Frank Wedekind, 1864-1918) - немецкий писатель, сын врача, составившего себе состояние рискованными аферами в Америке, и певицы. В. -представитель литературой богемы. Жизнь его полна скитаний, приключений и борьбы. Он был одним из поэтов, устроивших в 1911 в Мюнхене литературное кабарэ под названием «Elf Scharfrichter» (Одиннадцать палачей). Начав свою театральную карьеру с декламации собственных стихов в этом кабарэ (стихи и новеллы В. Изданы в сборнике «Furstin Russalka» и во многом отразили влияние Ж. Ришпена в его «Blasphemes»), Ведекинд в 1904 становится актером Рейнгардтовского театра в Берлине, где выступает в своих пьесах. Последние неоднократно признаются безнравственными буржуазной юстицией.Уже в первых произведениях В.

- «Молодой мир» (Die Junge Welt, 1889) и «Пробуждение весны» (Fruhlingserwachen, eine Kindertragodie, 1891) - наметились основные линии его последующего творческого пути. Художник поставил в центре своего внимания проблему пола. В «детской трагедии» (подзаголовок «Пробуждения весны») он с мучительной напряженностью рассказал о первой встрече молодого поколения с «загадками» пола. В дальнейшем В. Написал целый ряд очень ярких драм, имеющих своим содержанием все ту же проблему пола и связанные с ней вопросы брака и семьи. Наиболее выразителен и типичен для В. Цикл «Лулу», состоящий из драм. «Дух земли» (Erdgeist, 1895) и «Ящик Пандоры» (Die Buchse der Pandora, 1904). В этих драмах со всей полнотой выявлено творческое лицо В.

Власть пола для него - ось всей мировой жизни. Он показывает жизнь как страшный зверинец, как кошмар, в котором различимы лишь одни законы - законы пола. Лулу - воплощение этой страшной и судорожной стихии, образ женщины-самки, властвующей над миром. Драмы В. Отнюдь не эротичны. Этот художник представлял себе слепую стихию пола как некий суррогат общественной системы, как символ этого мира. Вот почему с такой необычайной серьезностью и строгостью, с такой беспощадной откровенностью рассматривал В. Проблемы пола. Создавая свои кошмарные изображения, он, в сущности, давал картины действительности, преломленной сквозь очень своеобразное и капризное восприятие. Ведекинд был художником мелкобуржуазного класса, терявшего свое место в капиталистическом обществе, он оценивал капиталистическую действительность как нелепую, лживую и безобразную общественную систему.

Но он не хотел и не умел бороться против этой ненавистной системы. Он остался глубочайшим пессимистом, скептиком, не видящим никакого выхода. На этой почве и выросли мрачные драмы В., ставящие пол и его слепые законы во главу угла, дающие очень выразительную и необычайно терпкую картину распада и загнивания буржуазного мира. Драмы Ведекинда, имеющие своей единственной темой пол, являются, в сущности, социальными документами большой убедительности. В драме «Цензура» (Zensur, 1907), представляющей откровенную и страстную исповедь художника, очень ярко выражено, с одной стороны, его уничтожающее презрение к миру действительности, а с другой - его беспомощность, растерянное смятение перед лицом законов и традиций этого мира.

Трагическая обреченность художника обнажена здесь с чрезвычайной резкостью. Иногда В. Поднимался и до открытого, резкого осуждения буржуазной действительности. В драме «Музыка» (Musik, 1906) он дает совершенно реальную бытовую картину, вскрывая всю фальшь буржуазных законов об аборте. С большой резкостью он ставит вопрос о ханжестве буржуазной морали в драме «Пляска мертвых» (Todentanz, 1905). В прозаической книге «Mine-Hoha» (1900) В. Дал очень интересную, своеобразную утопию о воспитании красивого и гармонического молодого поколения. Это единственный случай, когда Ведекинд позволил себе увлечься несбыточными иллюзиями. Вообще же на протяжении своего творческого пути он с крайней настойчивостью разрабатывал свою основную тему о кошмарном и отвратительном облике мира.

С необычайным искусством показывал В. Этот уродливый и нелепый буржуазный мир, разлагающийся и отравленный, с уничтожающей иронией он разоблачал его убожество, с глубочайшим пессимизмом он констатировал безвыходность тупика, в к-рый зашла буржуазная современность. Тему пола он превратил в универсальное средство изображения буржуазной действительности, отталкивавшей его своим безобразием. В этой капле он сумел сосредоточить огромнейшее социальное содержание.Кроме уже указанных пьес В. Заслуживают упоминания. «Маркиз Кейт» (Marquis von Keith), «Такова жизнь» (So ist das Leben), «Hidalla», «Любовный напиток» (Liebesgetrank), комедия «Придворный певец» (Der Kammersanger).В. Был современником немецких натуралистов, но его творчество ни в чем не соприкасалось с этим направлением.

Только после войны, когда в литературе с необычайной яркостью проявились настроения кризиса, когда в Германии возникло упадочное и болезненное искусство экспрессионизма, В. Получил свое настоящее признание. Экспрессионисты увидели в В. Своего предшественника и учителя. Особенно ощутимо влияние В. На экспрессионистскую драму. Последнее десятилетие его творчества не отмечено созданием произведений, которые внесли бы что-нибудь новое и значительное в его творческий опыт. Мы находим здесь либо перепевы его ранних вещей (такова, напр., посвященная проблемам семьи и брака трилогия «Замок Веттерштейн» (Schloss Wetterstein)), либо такие явно слабые вещи, свидетельствовавшие о наступлении творческой дряхлости В., как «Бисмарк» (1915) - драматизация дневников и писем «железного канцлера», или «Геракл» (1917) - наивная попытка воспользоваться образами героического эпоса.У нас В.

Имел успех в годы общественной реакции, особенно в 1907-1908, в пору увлечения проблемами пола. Большой интерес вызвала среди упадочнически настроенной молодежи ранняя пьеса В. «Пробуждение весны», ставившаяся (с цензурными сокращениями) и на нашей сцене. Некоторые произведения В. Выходили одновременно в разных издательствах. Интерес этот был нездоровый, однородный увлечению «Саниным» Арцыбашева, «Полом и характером» Вейнингера. Публику привлекали в пьесах Ведекинда элементы сенсации, скандала, выпады против традиционной морали, ницшеанский индивидуализм и пессимизм. Социальное содержание творчества немецкого драматурга осталось чуждо как русскому читателю того времени, так и писателю, усваивавшему те или иные приемы В.

И так или иначе пытавшемуся подражать ему.Библиография. I. Собр. Сочин. Ведекинда в 8 тт., 1912-1919. Собр. Сочин. Ведекинда в русск. Перев. M., 1907 (незаконченное). Много пьес Ведекинда появилось в русск. Перев. Отдельно в 1907-1908. Пробуждение весны, СПБ., 1908 (другой перев. Той же пьесы под назв. «Весенние побеги», СПБ., 1907). Лулу, СПБ., 1908. Мина-Гога, СПБ., 1908. Молодая жизнь, М., 1908 (или в др. Изд. «Молодое поколение») и т. Д. Перев. И рассказы В. (сб. «Княжна русалка», «Фейерверк»).II. Фриче В. М., Между трагедией и фарсом, «Современный мир», № 2, СПБ., 1911. Троцкий Л. Д., Ведекинд, в кн. «Литература и революция», М., 1923. Nieten F., Wedekind, Dortmund, 1908. Kummer, Deutsche Literaturgeschichte des XIX und XX Jahrh., 2 Bd, Dresden, 1922.

Значения в других словарях
Вега Л. де

ВЕГА - см. Лопе де Вега. ..

Вега Р.

ВЕГА Рикардо, де ла - см. Испанская литература. ..

Ведийская литература

ВЕДИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - см. Древнеиндийская литература. ..

Ведмыцький

ВЕДМЫЦЬКИЙ Александр (1894-) - современный украинский поэт и фельетонист. Окончил Полтавский учительский институт. До революций работал в подпольных украинских организациях и редактировал подпольный журнал. Член организации крестьянских писателей «Плуг». В. Обратил на себя внимание в 1927 г., когда в альманахе «Плуг» был напечатан его венок сонетов («На межі»), в к-ром он попытался отразить советскую современность. В стихах В., по тематике революционных, много надуманности.Библиография. Отд. Из..

Дополнительный поиск Ведекинд Ведекинд

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ведекинд" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ведекинд, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа