Вересаев

118

ВЕРЕСАЕВ (1867-) - псевдоним известного современного писателя Викентия Викентьевича Смидовича. Р. В гор. Туле в семье врача-общественника. Окончив классическую гимназию, он поступает на историко-филологический факультет СПБ. Университета и в 1888 получает звание кандидата исторических наук. Едет потом в Дерпт изучать медицину. В 1894 - он врач и приступает в родном городе к медицинской деятельности. Скоро переезжает в Петербург. В годы бездорожья, разочарований, пессимизма находит путь к марксизму и рабочим, примыкает к литературному кружку марксистов (Струве, Туган-Барановский, Неведомский, Маслов, Калмыкова и др.) и сотрудничает в журналах. «Новое слово», «Начало», «Жизнь». В 1904, во время русско-японской войны, его призывают на военную службу, и он отправляется на поля далекой Манджурии.

Началом литературой деятельности В. Следует считать конец 1885, когда он помещает в «Модном журнале» стихотворение «Раздумье». Писатель сложился на грани двух эпох. Он начал писать, когда потерпели крушение и утратили свою обаятельную силу идеалы народничества, а в жизнь стало упорно внедряться марксистское мировоззрение, когда дворянско-крестьянской культуре была противопоставлена буржуазно-городская культура, когда город был противопоставлен деревне, а пролетариат - крестьянству. Творчество писателя этого времени - переход от 80-х гг. К 900-м, от Чехова к Горькому. В своей автобиографии В. Пишет. «Пришли новые люди, бодрые и верящие. Отказавшись от надежд на крестьянство, они указали на быстро растущую и организующуюся силу в виде фабричного рабочего, приветствовали капитализм, создающий условия для развития этой новой силы.

Кипела подпольная работа, шла агитация на фабриках и заводах, велись кружковые занятия с рабочими, ярко дебатировались вопросы тактики. Многих, кого не убеждала теория, убедила практика, в том числе и меня. Летом 1896 вспыхнула знаменитая стачка ткачей, поразившая всех своей многочисленностью, выдержанностью и организованностью». Ближе к 1905 общество и литературу охватил революционный романтизм и зазвучала песнь «безумству храбрых». В. Не увлекся «возвышающим обманом», он не убоялся «тьмы низких истин». Во имя жизни он дорожит истиной и без всякого романтизма рисует те пути и дороги, которыми шла демократическая интеллигенция, связанная с прогрессивно-демократической мыслью и революционным движением. Поэтому В.

И зовут художником-историком русской интеллигенции. Его творчество действительно отражает этап за этапом в развитии русской интеллигенции. Эти этапы отмечены даже в самом заглавии его произведений.В 1894 была написана повесть «Без дороги». Автор дает картину мучительных и страстных поисков молодым поколением (Наташа) смысла и путей жизни, обращается за разрешением «проклятых вопросов» к старшему поколению (врач Чеканов) и ждет ясного, твердого ответа, а Чеканов бросает Наташе тяжелые, как камни, слова. «Ведь у меня ничего нет. К чему мне честное и гордое миросозерцание, что оно мне дает. Оно уже давно мертво». Чеканов не хочет признать, «что он безжизненно нем и холоден. Однако обмануть себя он не в состоянии» и погибает.

В годы бездорожья, когда героически пала после уничтожения Александра II «Народная воля», интеллигенция действительно мучилась угрызениями совести, особенно под вопрошающим натиском молодежи, жаждущей полезной и разумной общественной деятельности, но не знающей, с чего и как начать. Такая полоса длилась целое десятилетие. За 90-е годы происходят события. Создаются марксистские кружки, появляются «Критические заметки об экономическом развитии России» Струве, выходит книга Бельтова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», вспыхивает известная стачка ткачей в Петербурге, выходит марксистское «Новое слово», потом «Начало» и «Жизнь». В 1897 В. Дает повесть «Поветрие». Наташа уже не томится «беспокойными исканиями», «она нашла дорогу и верит в жизнь», «от нее так и веет бодростью, энергией, счастьем».

Повесть зарисовывает полосу, когда молодежь в своих кружках набросилась на изучение марксизма и пошла с пропагандой идей социал-демократии в рабочие массы, - на заводы и фабрики.К началу столетия развертывается борьба между революционным и легальным марксизмом, между ортодоксами и ревизионистами, между «политиками» и «экономистами». В декабре 1900 начинает выходить «Искра». Организуются группы социалистов-революционеров, раздаются выстрелы Карповича и Балмашева. Выходит «Освобождение» - орган либеральной буржуазии. Общество увлекается индивидуалистической философией Ф. Ницше, частью зачитывается кадетско-идеалистическим сборником «Проблемы идеализма». Происходит идеологическое и психологическое расслоение интеллигенции.

Этот процесс нашел свое отображение в повести «На повороте», вышедшей в конце 1902. Варвара Васильевна не мирится с медленным и стихийным подъемом рабочего движения, историческая закономерность ее раздражает, хотя она и сознает. «я - ничто, если не захочу признать этого стихийного и его стихийности». Она не хочет чувствовать себя второстепенной, подчиненной силой, придатком к рабочему классу, каковым в свое время были народники по отношению к крестьянству. Правда, теоретически Варя остается прежней марксисткой, но мироощущение ее надломилось, изменилось. Она глубоко страдает и, как человек большой, глубокой искренности и совести, кончает самоубийством, сознательно заразившись у постели больного. В Токареве психологический распад выражен сильнее, ярче.

Он мечтает об изящной жене, усадьбе, уютном кабинете и «чтобы все это покрывалось широким общественным делом» и не требовало больших жертв. В нем нет внутреннего мужества Вари, свое отступление он прикрывает ревизионистской теорией, философствуя, что в учении Бернштейна «больше настоящего реалистического марксизма, чем в правоверном марксизме». Сергей - с налетом ницшеанства, он верит в пролетариат, чтит его, «но он хочет прежде всего верить в себя». Он, как и Варя, гневно обрушивается на стихийность. Таня - полна энтузиазма, самоотверженности, она готова на борьбу со всем жаром своего молодого сердца. Без особого анализа отчетливо видны психологические сдвиги в рядах интеллигенции. Примиряющийся Токарев, усомнившаяся Варя, уверенная Таня.

Чувствуется столкновение марксистской, эсеровской и ницшеанской идеологий. Бернштейн спорит с Марксом.Война и пятый год нашли отражение в записках «На войне». Пронеслась революционная буря пятого года. Наступила реакция. Началась переоценка ценностей. Многие из интеллигенции разочарованно отошли от революционной работы. Крайний индивидуализм, пессимизм, мистика и церковность, эротизм окрасили эти годы. В 1908, в дни торжества Санина и Передонова, выходит повесть «К жизни». Чердынцев, видный и деятельный социал-демократ, в момент распада, утратив ценность и смысл человеческого существования, страдает и ищет утешения в чувственном наслаждении, но все напрасно. Внутренняя сумятица проходит лишь в общении с природой и при связи с рабочими массами.

Поставлен острый вопрос тех лет о взаимоотношениях интеллигенции и массы, «Я» и человечества вообще.В первые годы Октябрьской революции интеллигенция настолько растерялась, что совершенно не поняла смысла совершившегося переворота и пошла за контрреволюцией. Эту смутную и печальную пору писатель отразил, выпустив в 1922 роман «В тупике». Дано семейство Сартановых. Иван Иванович, ученый, демократ, вообще ничего не понимает в развернувшейся исторической драме. Дочь его Катя, меньшевичка, беспомощно шатается из стороны в сторону, не зная, что делать. Оба - по одну сторону баррикады. Другая дочь, Вера, и племянник Леонид - коммунисты, они - по другую сторону. Трагедия, столкновения, споры, беспомощность, тупик.Такова написанная В.

Художественная история русской интеллигенции за последние сорок лет.В. - историк интеллигенции, но у него есть вещи о рабочих и крестьянах, правда случайные и для его творчества не характерные. В повести «Конец Андрея Ивановича», в очерке «На мертвой дороге» и в ряде других произведений писатель дает изображение рабочего на первой стадии развития его классовой сознательности. В прекрасном очерке «Лизар» рисуется власть денег над деревней. Деревне посвящено еще несколько очерков. Особо стоят нашумевшие в свое время «Записки врача», в которых автор с величайшей искренностью анализирует нравственные мучения молодого врача и вскрывает его сомнения, затруднения и беспомощность на работе. Большой интерес представляет работа о Достоевском, Толстом и Ницше, озаглавленная «Живая жизнь» (две части).

Это теоретическое оправдание повести «К жизни». Здесь автор вместе с Толстым проповедует. «Жизнь человечества - это не темная яма, из которой оно выберется в отдаленном будущем. Это светлая, солнечная дорога, поднимающаяся все выше и выше к источнику жизни, света и целостного общения с миром!..» «Не прочь от жизни, а в жизнь, - в самую глубь ее, в самые недра». Единство с целым, связь с миром и людьми, любовь - вот основа жизни.За годы революции вышли работы В. «В юные годы» (Воспоминания). «Пушкин в жизни». Переводы с древнегреческого. «Гомеровы гимны», «Работы и дни» Гезиода.По манере письма В. - реалист. Выдающимся художественным мастерством он не обладает, нередко публицистика вытесняет образ, а разговор заменяет действие.

Что особенно ценно в творчестве писателя, - это его глубокая правдивость в отображении среды, лиц, а также любовь ко всем, мятежно ищущим разрешения социального вопроса. Его герои даны не столько в процессе борьбы, работы, сколько в поисках путей жизни.Библиография. II. Кранихфельд В., В. В. Смидович, «История русской литературы», под ред. Овсянико-Куликовского, т. V, М., 1908-1912. Львов-Рогачевский, В. В. Вересаев, «Русская литература XX в.», под редакцией С. Венгерова, т. I, М., 1914. Неведомский М., Зачинатели и продолжатели, П., 1919. Луначарский А. В., Этюды, М. - П., 1922.

Значения в других словарях
Вергилий

ВЕРГИЛИЙ (полное имя - Публий Вергилий Марон - Publius Vergilius Maro, 70-19 до христ. Эры) (написание Виргилий, возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма, неправильно) - римский поэт. Р. В семье ремесленника, ставшего мелким землевладельцем. Первоначальное образование завершил в Риме, где обучался риторике и философии. К школьным годам относятся первые поэтические опыты В. В духе господствовавшего тогда «неотерического» направления (см. Римская литература), главным предста..

Веревкин

ВЕРЕВКИН Михаил Иванович (1733-1795) - драматург и переводчик. Сын небогатого дворянина. В. - автор комедий. «Так и должно», «Именинники», «Точь в точь», «Астрея», «На нашей улице праздник» (последние две не сохранились). Они относятся к русской «мещанской драме» XVIII в., ставившей своей задачей правдивое воспроизведение нравов. Комедия «Точь в точь» живо рисует настроения различных общественных слоев во время «пугачевщины», с к-рой В., директор походной канцелярии Петра Панина, руководившего ..

Верешмарти

ВЕРЕШМАРТИ Михаел (Mihaly Veresmarty или Vorosmarty, 1800-1885) - венгерский поэт, один из наиболее значительных представителей дореволюционной литературы, связанной с националистическими тенденциями культурно-просветительного движения. В., как и его современники, пользуется классическими формами для романтического восхваления исторического прошлого Венгрии. Этому прошлому посвящены его стихотворения (оды, дифирамбы, гимны), исторические драмы, написанные под влиянием Шекспира, и в первую очере..

Веризм

ВЕРИЗМ (итал. Il verismo, от слова vero - истинный, правдивый). - Этот термин возник в XVII в., употреблялся в изобразительном искусстве и обозначал реалистическую струю в живописи барокко. Затем термин возрождается во второй половине XIX в., являясь обозначением (весьма неопределенными расплывчатым) реалистического и натуралистического направления в итальянском искусстве. В области литературы наиболее яркое и законченное выражение В. Получил в романе и новелле. В конце 70-х гг. Прошлого столет..

Дополнительный поиск Вересаев Вересаев

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вересаев" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вересаев, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 8 символа