Видения
ВИДЕНИЯ - повествовательно-дидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица, которому он якобы открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей частью составляют действительные сны или галлюцинации, но уже в античное время появляются вымышленные рассказы, облеченные в форму В. (Платон, Плутарх, Цицерон). Жанр этот особенно развивается в средние века и достигает апогея в «Божественной комедии» Данте, представляющей по форме максимально развернутое В. Авторитетную санкцию и сильнейший толчок развитию жанра дали «Диалоги чудес» папы Григория Великого (VI в.), после чего В. Начинают массами появляться в церковной литературе всех европейских стран.До XII в. Все В. (кроме скандинавских) написаны по-латыни, с XII в.
Появляются переводные, а с XIII - оригинальные В. На народных яз. Наиболее законченная форма В. Представлена в латинской поэзии духовенства. Жанр этот по своим истокам тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок к церковной проповеди.Редакторы Видений (они - всегда из среды духовенства и их надо отличать от самого «ясновидца») пользовались случаем от имени «высшей силы», пославшей В., пропагандировать свои политические взгляды или обрушиться на личных врагов. Возникают и чисто фиктивные В. - злободневные памфлеты (напр. Видение Карла Великого, Карла III и др.).Однако уже с X в. Форма и содержание В. Вызывают протест, идущий часто от деклассированных слоев самого духовенства (нищих клириков и школяров-голиардов).
Протест этот выливается в пародические В. С другой стороны, формой В. Овладевает куртуазная рыцарская поэзия на народных языках. В. Приобретает здесь новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории, - таковы напр. «Fabliau dou dieu d’Amour» (Повесть о боге любви), «Venus la deesse damors» (Венера - богиня любви) и наконец - энциклопедия куртуазной любви - знаменитый «Roman de la Rose» (Роман Розы, см.) Гильома де Лорриса.Новое содержание вкладывает в форму В. «третье сословие». Так продолжатель незаконченного романа Гильома де Лорриса, Жеан Клопинель из Мёна, превращает изысканную аллегорию своего предшественника в тяжеловесное сочетание дидактики и сатиры, острие которой направлено против отсутствия «равенства», против несправедливых привилегий аристократии и против «разбойничьей» королевской власти (см.
Роман Розы). Не менее ярко выражены настроения «третьего сословия» в знаменитом «В. О Петре-пахаре» Ленглэнда , сыгравшем агитационную роль в английской крестьянской революции XIV в. Но в отличие от Жеан де Мён, представителя экономически-прогрессивной городской части «третьего сословия», Ленглэнд - идеолог экономически отсталого крестьянства - обращает свой взор к идеализированному прошлому, мечтая об уничтожении капиталистов-ростовщиков.Как законченный самостоятельный жанр В. Характерны для средневековой литературы. Но как мотив форма В. Продолжает существовать и в литератураx нового времени, являясь особенно благоприятной для введения сатиры и дидактики, с одной стороны, фантастики - с другой (напр. «Тьма» Байрона).Библиография.
Веселовский Ал-др, Данте и символическая поэзия католичества, Собр. Сочин., т. III, СПБ., 1908-1913. Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters (библ.), Munchen, 1911.
Дополнительный поиск Видения
На нашем сайте Вы найдете значение "Видения" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Видения, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "В". Общая длина 7 символа