Видения

91

ВИДЕНИЯ - повествовательно-дидактический жанр. Сюжет его излагается от имени лица, которому он якобы открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Ядро большей частью составляют действительные сны или галлюцинации, но уже в античное время появляются вымышленные рассказы, облеченные в форму В. (Платон, Плутарх, Цицерон). Жанр этот особенно развивается в средние века и достигает апогея в «Божественной комедии» Данте, представляющей по форме максимально развернутое В. Авторитетную санкцию и сильнейший толчок развитию жанра дали «Диалоги чудес» папы Григория Великого (VI в.), после чего В. Начинают массами появляться в церковной литературе всех европейских стран.До XII в. Все В. (кроме скандинавских) написаны по-латыни, с XII в.

Появляются переводные, а с XIII - оригинальные В. На народных яз. Наиболее законченная форма В. Представлена в латинской поэзии духовенства. Жанр этот по своим истокам тесно связан с канонической и апокрифической религиозной литературой и близок к церковной проповеди.Редакторы Видений (они - всегда из среды духовенства и их надо отличать от самого «ясновидца») пользовались случаем от имени «высшей силы», пославшей В., пропагандировать свои политические взгляды или обрушиться на личных врагов. Возникают и чисто фиктивные В. - злободневные памфлеты (напр. Видение Карла Великого, Карла III и др.).Однако уже с X в. Форма и содержание В. Вызывают протест, идущий часто от деклассированных слоев самого духовенства (нищих клириков и школяров-голиардов).

Протест этот выливается в пародические В. С другой стороны, формой В. Овладевает куртуазная рыцарская поэзия на народных языках. В. Приобретает здесь новое содержание, становясь обрамлением любовно-дидактической аллегории, - таковы напр. «Fabliau dou dieu d’Amour» (Повесть о боге любви), «Venus la deesse damors» (Венера - богиня любви) и наконец - энциклопедия куртуазной любви - знаменитый «Roman de la Rose» (Роман Розы, см.) Гильома де Лорриса.Новое содержание вкладывает в форму В. «третье сословие». Так продолжатель незаконченного романа Гильома де Лорриса, Жеан Клопинель из Мёна, превращает изысканную аллегорию своего предшественника в тяжеловесное сочетание дидактики и сатиры, острие которой направлено против отсутствия «равенства», против несправедливых привилегий аристократии и против «разбойничьей» королевской власти (см.

Роман Розы). Не менее ярко выражены настроения «третьего сословия» в знаменитом «В. О Петре-пахаре» Ленглэнда , сыгравшем агитационную роль в английской крестьянской революции XIV в. Но в отличие от Жеан де Мён, представителя экономически-прогрессивной городской части «третьего сословия», Ленглэнд - идеолог экономически отсталого крестьянства - обращает свой взор к идеализированному прошлому, мечтая об уничтожении капиталистов-ростовщиков.Как законченный самостоятельный жанр В. Характерны для средневековой литературы. Но как мотив форма В. Продолжает существовать и в литератураx нового времени, являясь особенно благоприятной для введения сатиры и дидактики, с одной стороны, фантастики - с другой (напр. «Тьма» Байрона).Библиография.

Веселовский Ал-др, Данте и символическая поэзия католичества, Собр. Сочин., т. III, СПБ., 1908-1913. Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters (библ.), Munchen, 1911.

Значения в других словарях
Видади

ВИДАДИ (1708-1809) - по прозвищу Молла-Вели - ближайший друг Вакыфа - один из основоположников и талантливых представителей литературы тюрков Азербайджана в XVIII в.Род. В местечке Шейхлу, Казакской области, где и умер в глубокой старости. Как и Вакыф, В. Был одним из крупнейших ученых своего времени (гл. Обр. По исламистско-законоведческим наукам) и принимал близкое участие в политико-государственной жизни края. Он писал также и исторические поэмы, иногда касавшиеся событий его времени, оставш..

Виддунас

ВИДДУНАС Вильгельм Староста (1867-) - один из крупнейших современных литовских писателей-символистов. В. - также общественный деятель в так наз. «Малой Литве» (области Тильзита, Мемеля). Лектор, редактор и издатель. Недавно избран профессором Ковенского университета.Кроме ряда философско-публицистических книг («Смерть и что дальше», «Строение вселенной», «Таинственное величие человека» и другие), В. - автор многочисленных драм и трагедий («Тени предков», «Вечный огонь», «Звездные пути», «Колоко..

Виенуолис

ВИЕНУОЛИС Антон (Vienuolis, 1882-) - современный литовский писатель. В. Выступил в литовской литературе в период реакции после 1905, когда основная масса литовской буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции отошла от революционного движения, даже от более широких задач национального движения, и обратилась к мелким повседневным делам, культуртрегерству, индивидуализму. В довоенных своих рассказах и повестях (как напр. «Gryeo», «Gyvenimo niek niebiai», «Studiosus», «Pati» и др.) В. Является наибо..

Византийская литература

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература Византийской империи, среднегреческая по языку. Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через юго-славянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими. Наличность византийской книжности определяется так. Обр. Не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, к-ры..

Дополнительный поиск Видения Видения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Видения" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Видения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 7 символа