Вийон

140

ВИЙОН Франсуа (Francois Villon, (1431-?) - последний и величайший из поэтов французского средневековья. Его фамилия - де Монкорбье (de Montcorbier). B. - его псевдоним - фамилия воспитавшего его родственника, парижского священника. Рожденный и воспитанный в среде парижского мещанства в эпоху обнищания и кризиса Франции после «Столетней войны», В. Очутился среди «деклассированных». Будучи студентом Парижского университета и получив в 1452 звание магистра, В. Принимал участие в разгульной жизни школяров. Грань между богемой и люмпенпролетариатом в XV в. Была мало заметной, и вскоре В. Оказался замешанным в уголовных преступлениях. В 1456, вследствие участия в крупном грабеже, В. Бежал из Парижа. В это время написано им первое крупное произведение - шуточное послание к друзьям «Les legs» («legs» - «статьи», «пункты»), впоследствии названное «Le petit testament» (Малое завещание).

Вся последующая жизнь В. Проходит в бесконечных скитаниях по Франции в компании подонков общества. Изредка он находил убежище при дворах феодалов (между прочим - герцога Карла Орлеанского - талантливого поэта). В 1461, приговоренный к смертной казни, от к-рой его спасла лишь амнистия, В. Создает свои лучшие произведения. «Epitaphe» (Эпитафия), вошедшую в лирический цикл «Codicille», и «Testament» (Завещание), впоследствии названное «Le grand testament» (Большое завещание). Кроме этих произведений В. Принадлежит ряд отдельных баллад, недошедшая до нас поэма «Le Romant de Pet-au-Deable» (существование которой некоторыми вообще оспаривается), баллады на воровском жаргоне (dubia). В. Умер не позднее 1491, когда вышло первое издание его произведений (крайне неисправное).Биография и творчество более тесно связаны у В., чем у какого бы то ни было поэта Франции.

Большинство его произведений сочинены «на случай». Таково и крупнейшее его произведение «Testament» (к к-рому примыкают и его мелкие вещи), представляющее синтез всех основных моментов творчества В. Таковыми являются прежде всего контрастность и ирония, лирический субъективизм и крайний сенсуализм (тяготение к чувственной стороне жизни). Вся поэтика В. Построена на этих моментах, и соответственно им можно различить несколько оттенков в лирических излияниях В. Он - реалист в том смысле, что в его поэзии - большое количество бытовых образов, контрастирующих друг с другом. Ирония и пародийность лежат в основе замысла «Testament». Здесь традиционная форма «поэтического завещания» дается в бурлескном (см. Бурлеска) преломлении.

Предметом завещания являются безделицы (в связи с его похождениями), вроде вывески кабака, кружки пива, пустого кошелька, а также баллады, вставленные в текст. Эта канва прерывается лирическими отрывками, более или менее обособленными (тут сказалось влияние поэта XIII в. Рютбёфас его пародийным «Завещанием осла» (Testament de lasne)). Традиционная, характерная для формалистической и аллегорической поэзии XIV-XV вв. Баллада у В. Также часто пародийно снижена. В виде пародии дает он и ультранатуралистические картинки попоек, притонов Парижа, говоря от лица кутилы (баллада «Pere Noe» из «Testament»), вышибалы («Ballade, de Villon et de la grosse Margot», там же) и т. Под. В эпизоде с «Прекрасной оружейницей» (там же) поэт детально описывает «увядшие прелести» и сравнивает их с былыми.

Наконец в «Epitaphe» реальность переходит в гротескную утрировку. Говорят повешенные, тела к-рых гниют, глаза к-рых выклевали птицы, и т. П. К этому присоединено обращение к «людям-братьям», просьба молиться за их души. Стираются границы гротеска, пародии и философского размышления (последнее - особенно характерно для В. Оно носит чисто субъективный характер). Свои лучшие лирические пьесы В. Создал в этой манере. Назовем знаменитую «Ballade de menus propos» («Testament». Все строки начинаются словами «je connais» - «я знаю», рефрен же - «je connais tout, fors moi-meme» - «я знаю все, но только не себя»), балладу «Contraintes», написанную на конкурс, на заданную тему (где В. Пустил крылатое изречение «je riz en pleurs» - «смеюсь сквозь слезы»), «Dialogue entre le cour et le corps» (Диалог сердца и тела), проникнутый глубоким пессимизмом, как и знаменитая «Ballade de dames du temps jadis» (Баллада о дамах былых времен, в «Testament», с рефреном «Mais o sont les neiges dantan?» - «но где же прошлогодний снег?»).

Наконец любопытна помещенная в «Testament» молитва в форме баллады от имени матери В., простой, набожной женщины, создающая один из сильнейших контрастов в «Testament». Все перечисленные черты творчества В. Отражают его социальный облик - облик буржуа XV в., обладающего образованием (по современной терминологии - «интеллигента-горожанина»), но ставшего «босяком», оторвавшегося от своего класса, своеобразного «беспочвенника» (dracine), как говорил впоследствии Баррес , чувствующего неизбежность своего «падения». Отсюда его пессимизм, раздвоенность и контрастность его творчества. В. Почти не выражает в своей поэзии социального протеста (за исключением эпизода с Александром Македонским в «Testament»), и социальная значимость его творчества, ультрасубъективного по своему характеру, - в картинах нищеты, порока, к-рых так много в его произведениях («Legs», «Testament», а также в воровских балладах).

Сильное влияние на реализм и пародийность В. Оказали поэты-буржуа XIII-XIV вв. (Рютбёф, Ж. Де Мён - автор «Романа о розе»), фаблио, а также, как доказано в последнее время, фламандский фольклор с его натурализмом. На философскую сторону творчества Вийона повлияли поэты XIV в. (Эст. Дешан, Кр. Де Пизан, Ал. Шартье). В свою очередь, громадное влияние В. Оказал на поэтов конца средневековья и начала Возрождения (Пьер Грэнгуар, Клеман Маро, даже Раблэ), а затем влиял на сатириков и реалистов XVII в. (Матюрен Ренье, Ла Фонтен, отчасти Мольер). С похвалой отзывались о В. Буало и Вольтер. В XIX в. В. Поклонялись и романтики (Т. Готье) и Беранже, сильно напоминающий В. Среди парнасцев особенно близки к В. По характеру своей поэзии Ж. Ришпэн, М.

Роллина. Немало общего с В. У Верлена и его друга Трист. Корбьера. Своей популярностью в Англии В. Обязан прерафаэлитам и Р. Стивенсону. В XX в. В. Посвящены крупные художественные произведения. Новелла - Эдшмида «Herzogin» (1912) (сб. «Timour», перев. На русск. Яз. М. Елагиной, Гиз, М. - Л., 1923) и роман Ф. Карко «Le Roman de Francois Villon» (1926) (есть русск. Перев.).Библиография. I. Из многочисленных русских переводов лучший - Эренбурга И. Г., Отрывки из «Большого завещания», баллады и разные стих. Ф. Вийона, изд. С введением переводчика, М., 1916. Лучшие комментированные издания В. Thuasne, P., 1923. Dimier L., P., 1927.II. Веселовский Ю., Фр. Вийон и его значение в истории французской поэзии, Журн. МНП., 1897, VII. Перепеч. В его «Литературных очерках», т.

I, изд. 2-е, М., 1910. Мандельштам О., «О поэзии», Л., 1928 (ст. О Вийоне). Gautier Th., Grotesques, P., 1844. Stevenson R. L., F. Villon, L., 1891 (на англ. Яз. Франц. Перев. В журн. «Europe», P., 1928). Gaston Paris, F. Villon, P., 1901. Champion P., Villon, P., 1913. Его же, Histoire poetique du XV-е siecle, t. II, P., 1924.

Значения в других словарях
Виенуолис

ВИЕНУОЛИС Антон (Vienuolis, 1882-) - современный литовский писатель. В. Выступил в литовской литературе в период реакции после 1905, когда основная масса литовской буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенции отошла от революционного движения, даже от более широких задач национального движения, и обратилась к мелким повседневным делам, культуртрегерству, индивидуализму. В довоенных своих рассказах и повестях (как напр. «Gryeo», «Gyvenimo niek niebiai», «Studiosus», «Pati» и др.) В. Является наибо..

Византийская литература

ВИЗАНТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - литература Византийской империи, среднегреческая по языку. Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через юго-славянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими. Наличность византийской книжности определяется так. Обр. Не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, к-ры..

Викторов

ВИКТОРОВ Иван Викторович (1901-) - современный чувашский крестьянский писатель. Р. В бедной крестьянской семье. В 1918 вступил в ряды комсомола, а с 1925 - член ВКП(б). В 1925 В. Окончил Высший литературно-художественный институт. Состоит руководителем чувашской секции МАППа. Начал писать после Октябрьской революции. В своих произведениях В. Воспевает крестьянский труд, быт и природу чувашской деревни. Кроме стихов и драм В. Пишет также и прозу.Библиография. Сборник стихов «Деревенские мотивы»,..

Виламовиц фон Мёллендорф

ВИЛАМОВИЦ фон МЁЛЛЕНДОРФ Ульрих (Ulrich Willamowitz von Moellendorf, 1848-) - современный филолог-эллинист, знаток истории древнегреческой культуры во всех ее проявлениях. Почти нет ни одного греческого автора, в текст к-рого В. Не внес бы своих исправлений. Им заново обработаны тексты греческих лириков - Вакхилида, Пиндара - и трагиков . Известны его издания Еврипида, Эсхила, тт. I-II, 1914, Платона, тт. I-II, Менандра и др. «История греческой литературы» В. (Die Griechische Literatur des Alte..

Дополнительный поиск Вийон Вийон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вийон" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вийон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа