Вирши

140

ВИРШИ (от латинского versus - стих, польское - wiersz) - один из видов тонического стиха - духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII-XVIII в.). К самым ранним из дошедших до нас относятся. В. На герб кн. Острожского, написанные Герасимом Смотрицким, его же «Предисловие к читателям Острожской библии» (1581), «Хронология» Андрея Рымши (1581), его же стихи в «Сборнике» братьев Мамоничей (1585), в Литовском статуте (1586) и в «Апостоле» тех же Мамоничей (1591), затем «Лямент дому княжат Острожских» (1603) и другие.Литературная форма В. Возникла сначала под влиянием правил греческой метрики, - сюда относятся своеобразные попытки изданной во Львове в 1351 грамматики «Адельфотес», а также «Грамматики» Лаврентия Зизания (1596) и Мелетия Смотрицкого (1619) (см.

Стиховедение и Силлабическое стихосложение). Затем, под влиянием польского силлабического стиха, В. Приняли силлабический характер.Как стихи В. Характеризуются, с одной стороны, обязательным наличием рифмы, а с другой - значительной свободой ритма, и свободой в числе слогов и в расположении ударений напоминают украинские думы , возникшие под их несомненным и непосредственным влиянием, что отчасти сближает их с рифмованной прозой . Соизмеримость стиховых единиц виршей осуществлялась путем выравнивания их по константам - конечным ударениям. Совпадая в правой своей константной части, В. Выравнивают различие в силлабическом и тоническом строении своей левой части. Позднее в этом стихе развивается постоянная цезура, колебания в числе слогов значительно сокращаются, расположение ударений сводится к небольшому числу тонических конфигураций (что и определяет силлабическую урегулированность), и постепенно он переходит в обычный силлабический стих .

Аналогичным образом протекало между прочим и развитие польского силлабического стиха, только ко времени Кохановского (1530-1584) достигшего характерной для него равносложности.Носителями виршевой поэзии являлись преимущественно учителя и ученики духовных школ и разного рода духовные лица, избиравшие темами виршей обычно религиозные события. Многие из этих В. Были собраны позднее в «Богогласнике», изданном в Почаевской лавре (1790). Позднее, наряду с духовными, развились и светские В., имевшие характер бытовой или сатирический. Были вирши и характера исторического (например В. О Богдане Хмельницком, «Разговор Великороссии с Малороссией» С. Дивовича и ряд других).Будучи чисто книжного происхождения (хотя и испытывая влияние народной словесности), В.

В свое время однако сыграли значительную культурную роль. Во многих случаях они были непосредственно связаны с чисто народной литературой. Так ряд исторических виршей перешел в народные «думы» (напр. В. О Богдане Хмельницком). Многие В. Перешли в народную «лирную» поэзию. Сюда же относится развитие многих праздничных песен («вірші різдвяні й великодні») и т. Под. Несомненно также известное влияние В. На первые произведения новой украинской литературы - «Энеиду» Котляревского .Врусской литературе возникновение В. Связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого (1629-1680), однако В. Встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века. Уже в повести 1606, известной под названием «Иное сказание», встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей.

Находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские В., но и на народную поэзию, в которой (за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоев населения (см. Стихосложение народное)) налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. П. С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских В., возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII в. (которое еще Пыпин характеризовал как «эпоху поисков новых форм», в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.Испытав в своем возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на нее влияние.

В. Несомненно воздействовали на строение раешника , a также на такие напр. Произведения, написанные стихом тонического типа, как «Роман в стихах» (изд. Сиповским в его «Русских повестях XVII-XVIII вв.»), «История о царе Давиде» (напеч. В «Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого» акад. Перетца, 1903) и др.Библиография. Житецкий, Мысли о народных южно-русских думах, СПБ., 1893. Перетц В. Н., Малорусские думы и песни, 1899. Его же, Историко-литературные исследования и материалы, тт. I-III, 1900-1902. Ефремов С., Історія украінського письменства, Розділ III (здесь же обширная библиография вопроса). Грушевский, Історія украінськоi літератури, т. V. О русских В. См. Попов Н. И., К вопросу о первоначальном появлении виршей в сев.-русской письменности, «Изв.

Отд. Русск. Яз. И слов. Рос. Ак. Наук», СПБ., 1917, т. XXII, кн. 2.

Значения в других словарях
Виргилий

ВИРГИЛИЙ - см. Вергилий. ..

Вирелэ

ВИРЕЛЭ (Virelai) - старофранцузская стихотворная форма с трехстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом. ..

Виттлин

ВИТТЛИН Иосиф (Jozef Wittlin, 1896-) - польский поэт и переводчик. Участник мировой войны, В. Выражает, нередко с необыкновенной силой, антимилитаристские настроения. Ужасам войны он однако ничего, кроме человеколюбивого религиозного мистицизма, не противопоставляет. Это умонастроение поэта должно найти себе эпическое выражение в повести, сейчас им заканчиваемой, где дана история военных переживаний «простого человека» (см. Также его сборник «Wojna, pokoj i dusza poety»). Книга стихов В. «Hymny..

Витфогель

ВИТФОГЕЛЬ Карл (Karl August Wittfogel, 1896-) - современный немецкий писатель, принадлежит к группе мелкобуржуазных интеллигентов, примкнувших во время революции к коммунистической партии Германии.Его пьесы. «Красные солдаты» (Rote Soldaten, 1921), «Человек с идеей» (Der Mann, der eine Idee hat, 1922), «Мать» (Die Mutter, 1922), «Беглец» (Der Fluchtling, 1922), «Кто самый глупый?» (Wer ist der Dummste?, 1923) - расценивались в свое время в Германии как пролетарские и революционные. На самом дел..

Дополнительный поиск Вирши Вирши

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Вирши" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Вирши, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 5 символа