Галеви И.

149

ГАЛЕВИ Иегуда (Jehuda Halewi, ок. 1100-1150) - гебраистский поэт и испанско-арабский философ. Р. В Толедо. В юности обучался теологии, светским наукам и медицине. Под влиянием Моисея-ибн-Эзра - одного из выдающихся представителей гебраистской поэзии того времени - Г. Рано начал писать стихи на древнееврейском яз. Он был страстным националистом. Пробыв долгое время врачом в мусульманском городе Кордове, Г. Отправился в Палестину, по пути остановился в Александрии. Свои впечатления от путешествия по морю он позже передал в своих «Морских песнях». Погиб во время вторичной поездки в Палестину.Творчество Г., в особенности его светские произведения, как и вся гебраистская поэзия того времени, отмечено влиянием арабской литературы.

Это влияние сказывается в лиризме, в романтичности образов, в гиперболических сравнениях, в тяготении к аллегорическим намекам, в эпиграммности и в игре слов. Арабская поэзия стимулировалась разными изречениями из Корана или более древними поэтическими документами, гебраистская - отдельными библейскими фразами или отрывками из Библии и произведениями более древней гебраистской поэзии. Постоянная ссылка на библейский текст особенно характерна для гебраистской поэзии того времени, т. К. Древнееврейский язык уже в течение многих столетий не был разговорным и оставался лишь яз. Книги. Тематика Г. Была очень сходна с тематикой арабских поэтов данной эпохи. Песни дружбы, любви, хвалебные гимны, панегирики знати, меценатам, жизнерадостность, национальные песни, траурные песни в память умерших друзей и близких, эпиграммы, загадки, шутки.

Несмотря на то, что в произведениях Г. Немало трафаретного и книжного, его поэзия не лишена простоты выражений и задушевного лиризма. Г. Писал также религиозные стихи, часть к-рых канонизирована литургией.Жизнь и деятельность поэта протекала в магометанской части Испании. Евреи занимали там должности сборщиков податей, полицейских чиновников, служащих и также составляли значительный контингент лиц интеллигентных профессий. Знать и городское население относились к ним враждебно, вели против них борьбу, стремясь вытеснить их из сферы влияния на общую государственную жизнь. Приближение гонений на евреев уже давало себя чувствовать в разных областях жизни страны. В 1147-1148 произошел государственный переворот - одна династия сменила другую.

Начался период сильных гонений на еврейство. Почти в таком же положении находилось еврейское население в христианской Кастилии, где евреи играли такую же роль, являясь опорой монарха против претензий со стороны городского населения и в особенности знати. Перелом в положении еврейства, занимавшего промежуточную позицию между враждовавшими - монархом, с одной стороны, знатью и городским населением - с другой, конечно отразился на творчестве Галеви. Отсюда мотивы беспомощности и безнадежности в его поэзии. Этим переломом также объясняется обращение поэта к утопически-романтическому идеалу возрождения еврейского народа «на обетованной земле», идеалу, созвучному эпохе крестового рыцарства с его стремлениями в Палестину.Г.

Также написал философско-теологическую книгу на арабском яз., более известную в переводе на древнееврейский яз. Под заглавием «Кузари». Это произведение является апологией религии в неоплатоническом разрезе и направлено против последователей Аристотеля. В «Кузари» Галеви изложил свою историко-философскую националистическую концепцию, сильно влиявшую на средневековую гебраистскую философию, теологию и каббалу. Книга эта переведена на латинский яз. (1660), испанский (1663), а впоследствии и на немецкий. Реакционное сионистское движение нередко пользовалось националистической концепцией Г. И его националистическими стихами для своих целей. Г. Считается самым крупным гебраистским поэтом послебиблейского периода. Стихи его издавались и переводились почти на все европейские яз.

Образ Г. Использован Гейне в одной из «Еврейских мелодий» (Jehuda ben-Halewy).Библиография. I. Лучшее изд. Divan etc., 1901-1910, Berlin, hrsg. Von H. Brody. Al-Chazari, ubers. Von H. Hirschfeld, Breslau, 1885. Das Buch «Kusari» des J. Halevi, nach dem Texte d. Jehuda-ibn-Tibbon, Cassel, 1853. «Cuzary», tr. Del arabe por Jehuda Abentibbon y del hebreo por J. Abendana. Publ. A. Bonilla y San Martin, con un apend. De M. Menendez y Pelayo, 1910.II. Гаркави Р., Иегуда Галеви, «Восход», 1881, IV. Brody H., Studien zu den Dichtungen J. Halevis, Berlin, 1895. Neumark D., Geschichte der judischen Philosophie des Mittelalters, I, 510. «Heatid» (на древнеевр.), I, Berlin, 1908.

Значения в других словарях
Галатея

«ГАЛАТЕЯ» - см. Журналы русские. ..

Галахов

ГАЛАХОВ Алексей Дмитриевич (1807-1892) - историк русской литературы. Его многочисленные научно-литературные статьи помещались в ряде изданий (ближе всего Г. Стоял к «Отечественным запискам» А. А. Краевского). Г. - автор нескольких педагогических пособий по литературе, чрезвычайно популярных в свое время и совершенно устаревших сейчас. В главном своем труде - «История русской словесности, древней и новой» (2 тт., СПБ., 1863-1875. 3-е изд., СПБ., 1894), в значительной мере также утратившем научно..

Галеви Л.

ГАЛЕВИ Людовик - см. Французская литература и Оперетта. ..

Галек

ГАЛЕК - см. Чешская литература. ..

Дополнительный поиск Галеви И. Галеви И.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Галеви И." в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Галеви И., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 9 символа