Геннекен

155

ГЕННЕКЕН Эмиль (произносится Эннекен) (Emile Hennequin, 1858-1888) - французский критик. Известность Г. Доставила его книга «La critique scientifique» (русск. Перев. - «Опыт построения научной критики», СПБ., 1892), в которой он устанавливает основные принципы «эстопсихологического» метода исследования литературных явлений.Г. Исходит из того положения, что лит-ые произведения следует рассматривать с трех точек зрения. Эстетической, психологической и социологической. Исследователь литературы должен прежде всего выяснить особенности эмоций, возбуждаемых данным произведением, и средства (язык, персонажи, сюжет, композиция и т. Д.), к-рыми они вызываются. Затем обрисовать свойства психики писателя, находящие свое объяснение в особых свойствах его мозга, и наконец установить связь, существующую между художником и обществом.

Г. Утверждает, что художник не зависит от общественной жизни. Полемизируя с Тэном , он указывает на то, что одна и та же эпоха давала совершенно разных писателей (напр. Л. Толстой и Достоевский), даже одна и та же среда (Еврипид и Аристофан и др.). Писатель часто ничего общего со своей эпохой и средой не имеет. Центр тяжести не в них, породивших того или другого художника, а в его таланте. С его появлением начинается «игра притяжений и отталкиваний». Связь художника с обществом заключается лишь в наличии у художника почитателей, поклонников. С точки зрения Г., те произведения оказывают воздействие, к-рые воплощают психические особенности, однородные с психическими особенностями читателя. По памятникам искусства можно восстановить психологию общества, но не потому, что общественная среда обусловливает их появление, а вследствие того, что они группируют вокруг себя людей, родственных по складу психики.В игнорировании вопросов генезиса литературных явлений и заключается слабость теории Г.

Говоря о взаимоотношениях писателя и его почитателей, Г. Однако принужден признать, что то или другое отношение читателя к произведению обусловлено опытом, т. Е. Теми условиями, в которых читатель живет. Что с точки зрения дворянина - реально, правдиво, то с точки зрения рабочего представляется фальшивым, ложным, и следовательно нехудожественным, - признанием этого Г. По существу сам в значительной мере разрушает свои построения. Если восприятие произведения зависит от условий жизни, то и сама «родственность душ» есть результат этих условий. С другой стороны, если известная психическая организация читателей создается условиями общественной жизни, среды, то нет основания делать исключение и для психической организации писателя.

Г. В своей критике тэновской теории влияния общественной среды на художника открыл ее наиболее уязвимые пункты (недифференцированность понятия «общественная среда») и поставил вопросы, к-рые смогло разрешить лишь марксистское литературоведение. Первая задача эстопсихологического изучения - это анализ составных частей произведения. Того, что оно выражает, и способа выражения. Вторая - это построение на основе научной психологии психо-физиологической гипотезы, уясняющей при посредстве данных, добытых указанным анализом, интеллект, выражением к-рого эти данные являются. Наконец - исследователь рассматривает всякое произведение как выражение психологии тех, кому оно нравится. При всей социологической неточности этих формулировок в них ценно главное.

Г. Идет к общественной психологии. В основе его психологического изучения лежит анализ поэтического произведения, того, что оно выражает, и способа выражения. Это сближает методологию Г. С современным научным литературоведением.Теория Г. Вызвала в свое время интерес среди русских литературоведов. Убедительной критике подверг ее К. К. Арсеньев.Библиография. I. Произв. Геннекена, кроме указанных в тексте. «Ecrivains francises» (характеристики Диккенса, Эд. По, Гейне, Достоевского, Толстого), P., 1889 и «Quelques ecrivains francais», P., 1880, вышедшие уже после его смерти.II. Арсеньев К. К., Новый опыт построения научной критики, «Вестник Европы», 1888, XI. Его же, Научная критика и ее применение, «Вестник Европы», 1889, V. Евлахов А.

М., Введение в философию художественного творчества, т. III, 1914 (гл. Об эстопсихологическом методе). Архангельский А. С., Введение в историю русской литературы, т. I, П., 1916, стр. 96-104.

Значения в других словарях
Геллеруп

ГЕЛЛЕРУП Карл (Karl-Adolph Ghellerup, 1857-1919) - датский писатель. В 1879, следуя традициям своей семьи, он поступил на богословский факультет, но уже до сдачи кандидатского экзамена открыто перешел в лагерь свободомыслящих. Его первые произведения - повести. «Идеалист» (1878), «Молодая Дания» (1879) и «Антигон» (1880) - проникнуты фанатической ненавистью к богословию и другим реакционным факторам культурной жизни. Первый сборник стихов представляет собой дифирамб Брандесу, во втором - видное..

Гёльдерлин

èЛЬДЕРЛИН Фридрих (Friedrich Holderlin, 1770-1843) - немецкий поэт. Происходил из пасторской семьи, был предназначен для церковной деятельности, но еще на скамье семинарии отказался не только от церковной деятельности, но и от самой религии. Это обрекло его на тяжелое и неопределенное существование частного учителя. Гёте и Шиллер заметили его, но недооценили и не поддержали. Скитания и лишения, разочарования, в смысле литературного признания, сильно подточили мечтательного, своеобразно честолюб..

Генри

ГЕНРИ (O’Henry, 1862-1910) - псевдоним американского писателя У. С. Портера (William Sidney Porter). Первый свой рассказ «Рождественский подарок Уистлинга Дика», напечатанный в 1899 в «Журнале Мак Клюра» (Mc Clure’s Magazine), Г. Написал в тюрьме, где отбывал наказание за растрату (1898-1901). Первая книга Г. - «Короли и капуста» (Cabbages and Kings) - вышла в 1904. За ней последовали. «Четыре миллиона» (The four million, 1906), «Неугасимый светильник» (The trimmed Lamp, 1907), «Сердце Запада» ..

Георге

ГЕОРГЕ Стефан (Stephan George, 1868-) - крупный немецкий поэт, вождь немецкого символизма. Расцвет его творчества, как и его влияние на литературную жизнь, относится к концу XIX и началу XX в. Г. Был центром узкого литературного кружка, выступившего в 90-х гг., в эпоху натурализма, с лозунгом «искусство для искусства». Эта группа эстетов (Гундольф, Гофмансталь и др.) составляла вначале своеобразную секту, тщательно замкнутую в своем кругу, - их журнал «Blatter fur die Kunst» (Листки искусства, ..

Дополнительный поиск Геннекен Геннекен

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Геннекен" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Геннекен, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа