Гимн

120

ГИМН (греческ. - «хвалебная песнь»)1. Жанр религиозной лирики, выделяемый по тематическим признакам - хвалебная песнь, славословие, объединяемое тождеством восхваляемого объекта. Выдвигаемый иногда в качестве характеристики жанра признак хорового исполнения, типичный для греческих Г., не покрывает всех известных нам форм Г. Так напр. Ведийские Г., согласно традиции, исполнялись не хором, но отдельными певцами и рецитаторами-жрецами.При всей расплывчатости границ жанра (общей всем жанрам, определяемым тематически) можно установить некоторые его общие признаки. Форма чистой лирики гимнов обычно слагается из обращений и воззваний к восхваляемому объекту, хвалебных сравнений и описаний, зачастую представляющих расширенные тавтологии.

Перечисление подвигов и чудес объекта Г. И его предков позволяет вводить в изложение эпические намеки, обычно не раскрываемые полностью, но иногда (напр. В античных гимнах) развертываемые в фабульное повествование. Часто в конце гимна вводится молитва или заклинание . Словесное выражение Г. Обычно богато образами, метафорами, сравнениями, эпитетами. Особенное значение приобретает также гипербола. Эмоциональная насыщенность выражается в преобладании восклицательных и вопросительных оборотов, воззваний, обращений, многочисленных нарастаний, риторических накоплений и повторений.Исторически расцвет Г., как и религиозной лирики в целом, связан или с эпохами господства жречества (духовенства, церкви, монастыря) как наиболее мощной экономически и культурно общественной группы, или же с эпохами экономической и общественной депрессии, вызывающей нарастание мистических, «потусторонних» настроений.

Отсюда - широкое место гимна в литературах древнего Востока. Так в индийской поэзии Г. К богам являются не только древнейшим памятником художественного слова вообще (см. Веды), но занимают огромное место и в литературе позднейших эпох - как санскритской, так и на средне- и новоиндийских языках (так наз. «стотра»). Место богов в буддийской лит-ре заменяет, разумеется, Буддха, в джайнской литературе - Джины, в поэзии позднейших магометанских мистиков - образ единого божества.Не меньшее значение имеют Г. В древних литературах средиземноморского культурного круга. Египетские и вавилонские. Г. К богам поражают иногда яркостью образов и эмоциональным подъемом. По тематике и стилю к вавилонским Г. Близки древнееврейские гимны к Яхве, частью собранные в Псалтыри, частью разбросанные по другим (повествовательным) книгам Библии .На Ближнем Востоке арабская литература в отношении распространения и значения гимнической поэзии сильно контрастирует с персидской.

Религиозная лирика у арабов вообще развивалась слабо. Только в XIII в., в эпоху экономического и политического упадка и падения светской культуры, большую известность получает Г.-касыда Бусири в честь Мухаммеда («Бурда» - «Плащ Пророка») и мистические суфийские Г. Омара ибн-аль-Фарида.Несравненно богаче и художественнее литература Г. Персидских суфиев . Эти Г. (лучшие - Джелялэддина Руми, XIII в.), проникнутые пантеистической символикой, экстатическими и эротическими мотивами, исполняются на радениях «дервишей». Суфийский символизм окрасил с XII в. И всю светскую персидскую (потом и турецкую) лирику, так что обыкновенно нельзя провести границы между простой любовной песнью и мистико-пантеистическим Г. (напр. У Хафиза, Саади и др.).Своеобразны формы Г.

На Дальнем Востоке. Китайская поэзия, наряду с собственно Г., содержащими обращения к небу и восхваление предков, располагает близкой к Г. Формой од (дая и лоя - большие и малые оды), в к-рых описаны подвиги основателей древних династий. Эти оды дают богатый исторический материал в эпическом изложении. Некоторые из них повидимому могли служить боевыми песнями.В поэзии Греции и Рима - странах с господством земельной аристократии - Г. К богам занимают сравнительно незначительное место. Обязательное включение Г. В композицию трагедии (как и в древнеиндийской драме) свидетельствует о культовом происхождении этой лит-ой формы. В древнегреческом гимне - в отличие от чисто лирического пафоса восточных Г. - иногда наблюдается преобладание эпического элемента, превращающего порой Г.

В чисто фабульное повествование («Г. Гомера»). С другой стороны, в греческой поэзии представлена чуждая восточной поэзии форма приуроченного к общественным деятелям и празднествам Г. - энкомии , эпиникии , - связанного с именами Ивика, Пиндара, Симонида, Вакхилида.Эпоха раннего христианства, отражающая мистические настроения экономически и политически упадочной Римской империи, характеризуется расцветом гимнической поэзии. Особенно стойкой и продуктивной является эта форма в косной Византии (см. Византийская литература), где выступают такие крупные гимнические поэты, как Иоанн Дамаскин и Роман Сладкопевец. Через Византию форма Г., вместе с христианством, проникает в славянские (церковные) лит-ры. Некоторые из латинских Г.

(амвросианские Г., Г. Пруденция), вошедшие в дальнейшем в культовый обряд католической церкви, оказали огромное влияние на развитие не только религиозной, но и светской лирики позднейшего средневековья Запада. Творчество Г. Сперва на латинском, позднее и на народных яз., проходит через все средневековье. Эсхатологические настроения эпохи находят себе выражение в торжественной мрачности «Dies irae», тогда как расслоение духовенства и образование клерикального люмпенпролетариата (см. Ваганты) порождает пародическую форму Г. (Г. Вагантов-голиардов к Бахусу и вину).Новые мотивы в тематику гимнов вносит Возрождение - гимн св. Франциска Ассизского к «брату Солнцу» проникнут пантеистическими настроениями, тогда как в творчестве его последователей, в особенности Якопоне да Тоде, мистические образы приобретают ярко эротическую окраску.Городская буржуазия, выступающая в реформационных движениях, использует форму религиозного Г.

На народном яз. Как форму агитационной лит-ры, переделывая старые католические Г. Для выражения протестантской идеологии.Г. Лютера «Ein feste Burg» становится боевой песнью немецких протестантов. С пением Г. Шли сражаться и войска Кромвеля. Экономическая депрессия Германии после 30-летней войны и вызванный ею расцвет религиозных и мистических настроений порождают последнюю сильную волну гимнической поэзии (Ангелус Силезиус, Пауль Герхардт, Пауль Флемминг и др.). Изживание лит-ой формы сказывается (как и в позднейшем творчестве пиэтизма и теизма XVIII в.) в обращении частью к формам народной песни (имевшем и воспитательную цель - борьбу с любовной песней), частью же к формам светской эротической поэзии (пастораль).

В лит-ре XIX в. Форма религиозного Г. Является уже мертвой формой - достоянием немногочисленных эпигонов (Герок).2. Использование религиозного Г. Как боевой песни порождает явление так наз. «национального Г.» - торжественной песни нерелигиозного содержания, исполняемой при всех официальных случаях. Некоторые из произведений этого рода являются, действительно, отражением националистических («Die Wacht am Rhein», «Deutschland, Deutschland uber alles», «Rule Britannia») и даже революционных («Марсельеза») настроений буржуазии, тогда как другие - образцы антихудожественной продукции так называемой «придворной» поэзии («God save the King»).Полное освобождение от мистических и авторитарных мотивов, сменяющихся революционным пафосом, представляют возникающие в противовес официальному «национальному» Г.

- революционные Г. («Рабочая песня» П. Дюпона, «Интернационал» Потье, см.), приобретающие иногда в условиях угнетенных колониальных народов и национальных меньшинств оттенок национально-революционной патетики («Bande Mataram» - в бенгальской поэзии, «Варшавянка» - в царской России и др.).3. В начале XIX в. Романтики пытаются воскресить форму Г. Как эмоционально насыщенной (патетической) и метрически свободной лирической формы - «Hymnen an die Nacht» Новалиса . Подражание этой форме Гейне - «Ich bin das Schwert, ich bin die Flamme» - представляет уже подлинное «стихотворение в прозе» .

Значения в других словарях
Гиляровский

ГИЛЯРОВСКИЙ Владимир Алексеевич (1855-) - беллетрист, поэт и журналист. Учился в Вологодской гимназии. В 1871, не окончив гимназии, Г. Ушел на Волгу, в народ, и там начал свою разнообразную и богатую приключениями жизнь. Последовательно, в десятилетний промежуток времени, пока Г. Не стал литератором, т. Е. До 1881, он был крючником, бурлаком, рабочим на белильном заводе, табунщиком в задонских степях, добровольцем в войну 1877, актером и т. Д.Первую вещь Г. Напечатал в 1873, в Вологде. Регулярн..

Гиммельфарб

ГИММЕЛЬФАРБ Борис Вениаминович (1883-) - лит-ый критик, историк лит-ры (западной). Г. Принадлежит ряд очерков в журналах и газетах, вступительных статей и предисловий к русским переводам иностранных авторов. Г. Специально изучал творчество Валлеса.Библиография. Критики и комментаторы Штирнера, СПБ., 1908. Социальная философия Штирнера, 1913. Маркс и Энгельс, «Святой Макс», перев. Под ред. И с вступ. Ст. Гиммельфарба, Гиз, М., 1919. Творчество Г. Манна, Гиз Укр., 1923. Великие писатели Запада, Х..

Гинди

ГИНДИ - см. Хинди. ..

Гипербола

ГИПЕРБОЛА (греч. - П…ПЂОµПЃОІОїО»О·) - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности, напр. «я говорил это тысячу раз». Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску. Гиперболические сравнения, метафоры и т. П. («волны вставали горами»). Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими. Г. Свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъема,..

Дополнительный поиск Гимн Гимн

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гимн" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гимн, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 4 символа