Гольдфаден
ГОЛЬДФАДЕН Абрам (1840-1908) - еврейский поэт и драматург, основатель современного еврейского театра. Сын часовщика, Г. Получил образование в житомирском раввинском училище, бывшем в то время одним из рассадников нового еврейского «просвещения» («гаскалы»). Дебютировал сборником стихотворений на древнееврейском языке. Вскоре однако Г. Переходит к живому яз. Еврейских народных масс, к «jiddisch». Он выпускает сборники стихотворений «Dos Judele» (1866) и «Di Judene» (1869), в которых находит отражение народный быт с его нуждой и заботами. Стихотворения эти приобретают большую популярность, они распеваются как народные песни. В 1869 же году Г. Публикует первое свое драматическое произведение - «Di Mume Sossje». В 70-х гг.
Он покидает Россию и скитается по городам Галиции и Румынии. В 1876 Г. Кладет начало современному еврейскому театру, организовав в Яссах первую еврейскую постоянную труппу. Театр Г. Имел огромный успех. Вскоре он перекочевал в Россию. Сперва обосновался в Одессе, а потом посетил ряд городов, в том числе обе столицы. Последовавшее в 1883 со стороны царского правительства запрещение еврейского театра нанесло огромный удар работе Г. Он был вынужден уехать за границу. Его новые театральные предприятия не имели успеха, и последние годы Г. Прожил в нужде и одиночестве. Умер в Нью-Иорке.Своей известностью Г. Гл. Обр. Обязан театральной деятельности. Ему самому приходилось не только сочинять пьесы (к-рых насчитывается несколько десятков, многие из них остались в рукописи), но и подбирать к ним музыку, и писать декорации, и режиссировать.
В творчестве Г. Нашли свое развитие те начатки народного театра, к-рые таились в праздничных представлениях так наз. «пуримшпиля» . В сочетании с заимствованными формами традиционного европейского фарса и мелодрамы они и определили сущность Гольдфаденовской драматургии. По своему идейному составу (черты «мещанской морали» и порой явственные националистические тенденции, особенно в более поздних произведениях) драматическое творчество Г. Является мелкобуржуазным. Но в своем осуществлении на театре Г. Оно соприкасалось со стихией народного «пуримшпиля», в театральной непосредственности и социальной направленности которого растворялись нарочитые тенденции текста. Главнейшие произведения Г. «Колдунья», «Куни-Лемель» и так называемые «исторические» оперетты - «Суламифь», «Бар-Кохба».
Из отдельных персонажей наибольшей цельностью отличается коробейник Гоцмах («Колдунья»), воплощающий черты «народного шута». Веселое балагурство, подвижность и добродушие.Наша революция усилила интерес к творчеству Г., и в поисках театрального материала к нему обратился Московский государственный еврейский театр, давший на канве произведения Г. Замечательную постановку «Колдуньи».Библиография. Oislender N. U. Finkel U., A. Goldfaden, Минск, 1926. Goldfaden-Buch, Нью-Иорк, 1926 (здесь между прочим дана подробная библиография как произведений Г., так и лит-ры о нем). Dobruschin I., Goldfaden der Dramaturg, Teater-Buch, Киев, 1927. Ц(инберг) С., «Еврейская энциклопедия», т. VI.
Дополнительный поиск Гольдфаден
На нашем сайте Вы найдете значение "Гольдфаден" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гольдфаден, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 10 символа