Гроссман

97

ГРОССМАН Леонид Петрович (1888-) - современный литературовед. Р. В семье одесского врача. По образованию юрист. Преподавал в ВЛХИ, состоял ученым секретарем литературной секции ГАХН. В настоящее время работает в литературно-художественном отделе Госиздата.Методологические воззрения Г. Близки к формализму. «Углубленное исследование языка, композиции, поэтической техники, особенностей художественной манеры данного автора понемногу ликвидирует все господствовавшие недавно историко-литературные приемы, от социологии и культурной истории до биографии и психологии» (ст. «Метод и стиль», 1922). Однако Г. Остаются чуждыми и технологический практицизм формалистов, и их небрежение вопросами тематики. Констатируя исконный разрыв между «формой» и «содержанием», Г.

Предлагает заменить эти метафизические термины старинным понятием « стиля - самого видного наружного выражения самой внутренней сокровенной жизни духа» (Леонтьев). «Вместо истории идей, игнорирующей один из важнейших признаков лит-ого произведения - его форму, вместо исключительного формального анализа, изучающего автора как неодушевленный предмет, исследование стиля способно охватить облик поэта во всей его цельности и полноте...» Представление о литературоведении как о «новой углубленной эстетике, построенной на созданиях художественного слова», сближает Г. С такими представителями эстетического интуитивизма в русской историографии, как Евлахов, а его импрессионизм - с Айхенвальдом.Работы Г. Многочисленны.

Они посвящены самым различным вопросам. Исследованию поэтической техники («Онегинская строфа»), прототипология («Бакунин в Бесах »), анализу критических систем («Аполлон Григорьев»), установлению лит-ых воздействий («Композиция романов Достоевского»), эволюции поэтических жанров («Поэтика сонета», «Мадригалы Пушкина») и пр. «В план лит-ого исследования необходимо включать все, что служит выразительности и своеобразию данного творческого облика. В этом смысле вкусы поэта, его умственные наклонности, его увлечение теми или иными философскими системами часто совершенно равноправны с вопросами строения и выбора его художественных форм» («Метод и стиль»).В каком же взаимном отношении находятся эти компоненты стиля, какова их функциональная роль в создании поэтического целого, чем обусловлен наконец самый стиль, какие социальные причины вызвали его к жизни.

От решения этих капитальных проблем Г. Или уклоняется, или решает их неправильно. Его понимание стиля всецело импрессионистично. «Синтетический облик Брюсова являет нам черты бесстрашного укротителя слов, поэта-комбатанта, уверенного мастера и отважного конквистадора в безбрежных далях российской поэзии». Как воспитался этот «синтетический облик», волю каких групп выполнял в лит-ре Брюсов, рупором чьего сознания он являлся - Г. Нам не сообщает. Детерминированность творчества им просто-напросто отрицается. Автор «Записок охотника» рисовал образы дворовых, разрабатывал крестьянские мотивы. И то и другое очевидно обусловлено было социальным генезисом тургеневского стиля, вызывалось к жизни тягой «охотника» к «простой жизни», его мечтательностью, мягкосердечностью и т.

П. По мнению же Г., здесь имел место «умный технический ход и совершенно правильный художественный прием». «Темы любви оказались недостаточными для придания очеркам нужной динамичности. И как новый действенный фермент драматизма Тургенев принимает для своих охотничьих рассказов явление крепостничества». Автор поступил не так, как требовала от него социальная природа его образов, а так, как ему самому казалось удобнее!Аналогичным образом разрешаются проблемы лит-ой динамики. Исследуя историю русского мадригала, Г. Обходит совершенным молчанием причины его упадка в 40-х годах, хотя связь этого жанра с аристократической культурой очевидна. «Эволюция поэтического рода являет нередко картину органического развития живого существа с тем же процессом накопления жизненных сил, их концентрации и затем их медленной утраты и даже подчас полного исчезновения» («Мадригалы Пушкина»).

На самом деле деградация жанров обусловлена деградацией культивировавших их классовых групп.Изложение Г. Увлекательно, его «эссэ» и «портреты» всегда построены по тщательно обдуманному плану, композиция их отчетлива, язык образен. Однако изложение его часто грешит излишней манерностью. Г. Питает пристрастие к эффектам. Самые обыкновенные факты быта превращаются им в «примечательные», «обостренные» и «фатальные» происшествия. «Не фатально ли совпадение столетнего юбилея Лермонтова с разгаром кровопролитнейшей войны?» «Пути Брюсова снова так фатально и знаменательно скрестились с путями молодого Артюра Рембо...» «Действие последнего романа Тургенева происходит в 1870. События Нови разворачиваются в момент прелюдии к катаклизму 1914.

Но даже пушки, штурмующие Страсбург, бессильны заглушить для Тургенева переливчатый звон старинного клавесина» («Портрет Манон Леско»). Как ни соблазнительно это «фатальное предзнаменование», в нем нет ни грана истины. События «Нови» датированы 1868 годом!Библиография. I. Собр. Сочин. Г. Выпущено в 5 тт. Издательством «Современные проблемы», М., 1928.II. Биографию Г. См. В сб. «Писатели современной эпохи», т. I, М., 1928 (здесь и библиография). Благой Д. Д., Новая книга по истории литературы, «Печать и революция», 1926, II (о книге Г. «От Пушкина до Блока», М., 1926). Полонский Вяч., Три статьи в сб. «Спор о Бакунине и Достоевском», Л., 1926 (совместно с Г.). Боровой А. А. И Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925. Цейтлин А. Г., «Преступление и наказание» и «Les Miserables», «Лит-ра и марксизм», 1928, кн.

V. Немеровская О., Леонид Гроссман во весь рост, «На лит-ом посту», 1929, VI.

Значения в других словарях
Гробианизм

ГРОБИАНИЗМ - особое течение в немецкой лит-ре, появившееся в конце XV в. И достигшее своего расцвета в XVI в. Возник как пародийное подражание лит-ре «Tischzuchten» . Первое произведение такого рода - «Grobianus Tischzucht» - появилось еще в 1538. Здесь, как и в ряде последующих произведений гробианской школы, преподавались иронические наставления, как себя вести неблагопристойно за столом. Основателем этого течения является Фр. Дедекинд (1525-1598), написавший латинскими дистихами «Grobianus» ..

Громыко

ГРОМЫКО М. (1887-) - современный белорусский драматург и поэт. Р. В интеллигентской семье, окончил Московский университет. С 1918 Г. Пишет исключительно по-белорусски. Его произведения пользуются популярностью, главным образом у читателя-интеллигента.Г. Особенно популярен как драматург. Уже его первый опыт в этом направлении («Зьмітрок з высокай Буды») свидетельствовал о драматургических способностях автора. Его драмы «Над Нёмнам» (из жизни и революционной борьбы крестьянства в Западной Белорус..

Гроссман-Рощин

ГРОССМАН-РОЩИН Иуда Соломонович (1883-) - современный критик. Родился в зажиточной купеческой семье. Начал политическую работу в возрасте 17-18 лет, неоднократно арестовывался. В 1905 был сослан в Сибирь, откуда бежал за границу, где примкнул к анархистам, организовав фракцию «чернознаменцев». Отошел от анархизма в 1921-1922.Основную работу Г.-Р. Ведет в настоящее время в РАППе . Напечатал (в журн. «На литературном посту», «Октябрь» и др.) ряд работ о творческом методе пролетарской лит-ры, поле..

Грот

ГРОТ Яков Карлович (1812-1893) - лингвист и историк литературы, академик. Будучи с 1840 г. Профессором русского языка и словесности в Гельсингфорсе, Г. Опубликовал целый ряд сочинений по истории финской и шведской лит-ры, скандинавской мифологии и фольклору. В 1852-1862 гг. Занимал кафедру русского яз. В Александровском лицее. За этот период он особенно много работал в области филологии. Целый ряд написанных им статей - «О системе звуков русского языка», «Об областных великорусских словах» и др..

Дополнительный поиск Гроссман Гроссман

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гроссман" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гроссман, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа