Гундольф

77

ГУНДОЛЬФ Фридрих (Gundolf - псевдоним Фридриха Гундельфингера) (Friedrich Gundelfinger, 1880-) - немецкий литературовед, главный представитель метафизически-феноменологического течения в духовно-исторической школе, наиболее тесно связанной с современной идеалистической философией в Германии. В молодости Гундольф печатал стихи в духе Георге в «Blatter fur die Kunst» (1899-1919) и вместе с Ф. Вольтерсом издавал журнал «Jahrbuch fur die geistige Bewegung» (1910-1912). Впервые Г. Применил свой новый литературоведческий метод в книге «Шекспир и немецкий дух» (1911), встреченной всеми сторонниками «науки о духе» с большим энтузиазмом. В ней же Гундольф формулирует три основных пункта, отличающих гл. Обр. Его метод от остальных литературоведческих методов «науки о духе»:1.

Весь фактический материал (биографического и историко-филологического характера) должен быть отнесен к «преддверию науки», как не имеющий существенной связи с литературоведением.2. Задачей исследователя является «символическое толкование» писателя.3. Личность писателя играет решающую роль.Но четкое оформление метод Г. Получил лишь в его нашумевшей книге о Гёте (1916, изд. 12-е, 1925). Своей абсолютно субъективной и глубоко мистической концепцией исторического процесса эта книга вызвала огромную полемическую лит-ру (Корф, Стефанский, Бертрам, Цизарц, Зауэр и мн. Др.) и послужила поводом для резкого размежевания отдельных направлений, наметившихся к тому времени среди представителей духовно-исторической школы.

Метод Г. В целом был отвергнут не только представителями историко-филологической школы и формалистами, но и Б. Кроче выступил с целой книгой о Гёте (1920), направленной в особенности против мистицизирования истории. Но Г. Приобрел в то же время сторонников, и его направление сделалось одним из наиболее влиятельных в немецком литературоведении в течение последнего десятилетия. Основные произведения Г. - биографии. «Holderlins Archipelagus» (1911, изд. 2-е, 1916), «George» (1920), «Dichter und Helden» (1921, изд. 2-е, 1923), «Heinrich von Kleist» (1922, изд. 2-е, 1924), «Martin Opitz» (1923), «Paracelsus» (1927) и особенно «Caesar, Geschichte seines Ruhms» (1924), «Caesar im 19 Jahrhundert» (1926) и капитальный труд «Shakespeare, sein Wesen und sein Werk» (2 тт., 1928).Метод Г.

Является прежде всего резкой реакцией против историко-филологической и формально-эстетической школ. Отрицательное отношение его ко всему биографическому в старом понимании и ко всякому «критическому» аппарату дошло до того, что Г. Не указывает, откуда он берет цитаты, устанавливает свои правила правописания и знаки препинания. Но метод Г. Вместе с тем - реакция против материализма и реализма вообще, и в этом отношении он отражает общефилософское развитие (буржуазное) Германии в конце XIX и в начале XX веков. Провозглашением синтеза единовременности переживаний и творчества Г. Пытался устранить дуализм метода Дильтея , создателя теории так. Наз. «науки о духе», на учение к-рого о структурной связи между переживаниями писателя и их художественным оформлением вполне правомерно опирались как формалисты, так и сам Г.

Жизнь и творчество, по Гундольфу, едины, искусство не есть следствие или цель человеческого бытия, а первичная форма жизни. Великий художник существует лишь постольку, поскольку он проявляется в своих произведениях - искусство есть сама жизнь. Жизнь и произведения писателя являются лишь разными атрибутами одной и той же субстанции, одного телесно-духовного единства, проявляющегося одновременно как движение и форма.Такое своеобразное «преодоление» Г. Дуализма Дильтея находится в тесной связи с развитием идеалистической философии последних десятилетий, гл. Обр. С философией Бергсона, который рассматривает жизнь не только как часть всемирного бытия, а именно как абсолютное, как совокупность бытия, как цель и мерило всего.

Г., так же как и Бергсон, признает источником познания жизни не объективное исследование, а интуицию. И подобно тому как Бергсон истинным знанием считает лишь постижение живого существа, так и Г. Всецело переносит исследование художественной лит-ры в область психологии (интуитивной) и находит основной мотив творчества в «философии жизни», в «жизненном потоке, в вечном изменении жизни человека». Но тут есть глубокое противоречие. Вечно движущаяся, в безграничном потоке непрерывно изменяющаяся жизнь доступна в искусстве нашему мышлению и созерцанию лишь как неподвижная художественная форма. Г. Тщетно пытается устранить это противоречие.Исходя при анализе художественного творчества не из реальных, объективно существующих явлений, определяющих мировоззрение писателя и процесс его творчества, а из абстрактной, «вечно» существующей идеи и саморазвивающегося духа, видя задачи литературоведения не в «объяснении» явлений, а в их «понимании», Гундольф прежде всего требует «коренного изменения мировоззрения литературоведа», ибо всякий метод, опирающийся на формальные свойства художественного произведения, бесплоден.Но если, как полагает Г., предметом истории является лишь живое, а тем, что литературовед считает живым, определяется его миропонимание - то неизбежна полнейшая субъективизация исторического процесса.

Для Г. Этим живым являются особые силы, проявляющиеся в личности и творчестве великих художников. Основная задача литературоведа - выделить из всех замаскированных течений и тенденций эпохи движущее, первичное начало и конструировать носителя его, «единый образ», «сильного художника», способного проявить свою сущность и преодолеть внешние препятствия. Писатель так. Обр. Становится предметом субъективного переживания его исследователя, писатель становится «мифом». В то же время немецкая идеалистическая философия провозгласила лозунг. Наука и миф - равноправные формы познания. И биография Гёте Г., напр., имеет мало общего с историческим Гёте. Это - оформленное художественное мировоззрение самого Г. В чем же сущность этого мировоззрения.

Прежде всего Г. Различает в творчестве два вида переживаний. «Urerlebnis» и «Bildungserlebnis». Первые переживания - это потрясения, которые человек испытывает в своей внутренней сущности, как например религиозные, титанические, эротические переживания. Вторые - последствия духовно-исторического влияния, оформленного в историческом развитии идей в области искусства, религии и науки. Идеалом «цельного человека», космически-одухотворенного, трагически или героически возвышенного «вечного человека» Гундольф считает пять символических прототипов. Гёте, Гельдерлина, Георге, Наполеона и Ницше. Антиподом этого типа является «прогресс». Он начинается с реформации, освобождающей скованные до нее «взрывчатые силы» христианства (неудовлетворенность, чувство виновности и раскаяние) и создающей «борющуюся душу», к-рая представляет собой такой же лживый идеал современности, как и неутомимый предприниматель.

«Прогресс» создал раздвоенность между становлением и бытием, судьбою и жизнью, идеалом и действительностью - этот «прогресс», «властелин XIX в.», превратил народ в «хаотическую массу», сделав его объектом всеобщего образования. Г. Стремится к восстановлению «настоящего», «античного» человека, к-рый один лишь может устранить двойственность и стать цельным, работая над собою с величайшей энергией и волей.Идеологическое содержание метода Г. - это своеобразное сочетание неоромантических идей мелкобуржуазного интеллигента, уходящего из давящего его капиталистического мира в средневековье, с требованием аристократического художника-жреца, возводящего искусство в религиозный культ строгого неоклассического стиля.Наиболее талантливыми сторонниками Г.

В немецком литературоведении можно считать Э. Бертрама («Nietzsche», 1918 и др.) и Г. Цизарца («Erfahrung und Idee», 1921 и мн. Др.). Последний старается подвести теоретический фундамент под метод Г. В своей известной книге «Literaturgeschichte und Geisteswissenschaft» (1926). Влияние Г. Сказалось особенно сильно прежде всего в так наз. Новой биографике (Э. Людвига, Ст. Цвейга, Гофмансталя и др.) и затем в жанре «писательского романа».Библиография. Wandrey Conrad, Fr. Gundolf und Stephan George, «Neuer Merkur», Juli, 1921. «Euphorion», 14, Erganzungsheft (Gundolf-Heft), Wien, 1921. Cysarz H., Fr. Gundolf und die deutsche Geisteswissenschaft, «Der Morgen», August, Berlin, 1927. Bohtlingk A., Gundolfs «Shakespeare» in deutscher Sprache, Ein Vademecum, 1929.

Значения в других словарях
Гумилев

ГУМИЛЕВ Николай Степанович (1886-1921) - поэт. Р. В Кронштадте. Отец его был морским врачом. Все раннее детство Г. Провел в Царском Селе. Гимназическое образование начал в Петербурге, закончил в Царском Селе (директором здесь был И. Анненский ). Окончив среднее образование в 1906, Г. Уехал в Париж. Параллельно слушанию лекций в Сорбонне, изучает французскую литературу и искусство. Возвращается в Царское Село в 1908, сближается с И. Ф. Анненским и Вяч. Ивановым. Участвует в организации журнала «..

Гумилевский

ГУМИЛЕВСКИЙ Лев Иванович (1890-) - беллетрист. Р. В семье чиновника. Печатается с 1914. До революции Г. - писатель с явно выраженными тенденциями более или менее умеренного либерализма. Для этого периода творчества Г. Характерно «жаление» рабочего (см. Напр. Рассказ «День самоубийц»). После революции Г. Пишет повести, рассказы, пьесы - с внешне революционной ситуацией, но по существу являющиеся крайне антихудожественным резонерством, с претензией на серьезное разрешение «проблем». Наиболее попу..

Гурамишвили

ГУРАМИШВИЛИ Давид (1705-1786) - грузинский поэт. Происходил из состоятельной дворянской семьи. Воспитывался в эпоху, когда Грузия подвергалась нашествию персов, тюрков и лезгин. В 1725, во время внезапного нападения лезгин на северный район Восточной Грузии, Г. Был взят в плен и отправлен в Дагестан. Оттуда он вскоре бежал в Россию. Здесь Г. Занимал военные должности, принимал участие в Русско-прусской войне (1756-1763), во время которой был взят в плен и заключен в Магдебургской крепости. Посл..

Гурбан-Вайянский

ГУРБАН-ВАЙЯНСКИЙ Светозар (Hurban-Vajansky, 1847-1916) - известный словацкий романист, сын видного деятеля словацкого возрождения И. Гурбана. Учился в Будапеште, был адвокатом, а затем редактором газеты «Narodni noviny». Подвергался преследованиям со стороны венгерского правительства за свои либерально-националистические взгляды.Г. Начал свою лит-ую деятельность как стихотворец. Первые стихи его появились в печати в 1873. Ему принадлежит несколько сборников стихотворений. «Горы и море» (Tatry a..

Дополнительный поиск Гундольф Гундольф

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гундольф" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гундольф, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 8 символа