Гундольф
ГУНДОЛЬФ Фридрих (Gundolf - псевдоним Фридриха Гундельфингера) (Friedrich Gundelfinger, 1880-) - немецкий литературовед, главный представитель метафизически-феноменологического течения в духовно-исторической школе, наиболее тесно связанной с современной идеалистической философией в Германии. В молодости Гундольф печатал стихи в духе Георге в «Blatter fur die Kunst» (1899-1919) и вместе с Ф. Вольтерсом издавал журнал «Jahrbuch fur die geistige Bewegung» (1910-1912). Впервые Г. Применил свой новый литературоведческий метод в книге «Шекспир и немецкий дух» (1911), встреченной всеми сторонниками «науки о духе» с большим энтузиазмом. В ней же Гундольф формулирует три основных пункта, отличающих гл. Обр. Его метод от остальных литературоведческих методов «науки о духе»:1.
Весь фактический материал (биографического и историко-филологического характера) должен быть отнесен к «преддверию науки», как не имеющий существенной связи с литературоведением.2. Задачей исследователя является «символическое толкование» писателя.3. Личность писателя играет решающую роль.Но четкое оформление метод Г. Получил лишь в его нашумевшей книге о Гёте (1916, изд. 12-е, 1925). Своей абсолютно субъективной и глубоко мистической концепцией исторического процесса эта книга вызвала огромную полемическую лит-ру (Корф, Стефанский, Бертрам, Цизарц, Зауэр и мн. Др.) и послужила поводом для резкого размежевания отдельных направлений, наметившихся к тому времени среди представителей духовно-исторической школы.
Метод Г. В целом был отвергнут не только представителями историко-филологической школы и формалистами, но и Б. Кроче выступил с целой книгой о Гёте (1920), направленной в особенности против мистицизирования истории. Но Г. Приобрел в то же время сторонников, и его направление сделалось одним из наиболее влиятельных в немецком литературоведении в течение последнего десятилетия. Основные произведения Г. - биографии. «Holderlins Archipelagus» (1911, изд. 2-е, 1916), «George» (1920), «Dichter und Helden» (1921, изд. 2-е, 1923), «Heinrich von Kleist» (1922, изд. 2-е, 1924), «Martin Opitz» (1923), «Paracelsus» (1927) и особенно «Caesar, Geschichte seines Ruhms» (1924), «Caesar im 19 Jahrhundert» (1926) и капитальный труд «Shakespeare, sein Wesen und sein Werk» (2 тт., 1928).Метод Г.
Является прежде всего резкой реакцией против историко-филологической и формально-эстетической школ. Отрицательное отношение его ко всему биографическому в старом понимании и ко всякому «критическому» аппарату дошло до того, что Г. Не указывает, откуда он берет цитаты, устанавливает свои правила правописания и знаки препинания. Но метод Г. Вместе с тем - реакция против материализма и реализма вообще, и в этом отношении он отражает общефилософское развитие (буржуазное) Германии в конце XIX и в начале XX веков. Провозглашением синтеза единовременности переживаний и творчества Г. Пытался устранить дуализм метода Дильтея , создателя теории так. Наз. «науки о духе», на учение к-рого о структурной связи между переживаниями писателя и их художественным оформлением вполне правомерно опирались как формалисты, так и сам Г.
Жизнь и творчество, по Гундольфу, едины, искусство не есть следствие или цель человеческого бытия, а первичная форма жизни. Великий художник существует лишь постольку, поскольку он проявляется в своих произведениях - искусство есть сама жизнь. Жизнь и произведения писателя являются лишь разными атрибутами одной и той же субстанции, одного телесно-духовного единства, проявляющегося одновременно как движение и форма.Такое своеобразное «преодоление» Г. Дуализма Дильтея находится в тесной связи с развитием идеалистической философии последних десятилетий, гл. Обр. С философией Бергсона, который рассматривает жизнь не только как часть всемирного бытия, а именно как абсолютное, как совокупность бытия, как цель и мерило всего.
Г., так же как и Бергсон, признает источником познания жизни не объективное исследование, а интуицию. И подобно тому как Бергсон истинным знанием считает лишь постижение живого существа, так и Г. Всецело переносит исследование художественной лит-ры в область психологии (интуитивной) и находит основной мотив творчества в «философии жизни», в «жизненном потоке, в вечном изменении жизни человека». Но тут есть глубокое противоречие. Вечно движущаяся, в безграничном потоке непрерывно изменяющаяся жизнь доступна в искусстве нашему мышлению и созерцанию лишь как неподвижная художественная форма. Г. Тщетно пытается устранить это противоречие.Исходя при анализе художественного творчества не из реальных, объективно существующих явлений, определяющих мировоззрение писателя и процесс его творчества, а из абстрактной, «вечно» существующей идеи и саморазвивающегося духа, видя задачи литературоведения не в «объяснении» явлений, а в их «понимании», Гундольф прежде всего требует «коренного изменения мировоззрения литературоведа», ибо всякий метод, опирающийся на формальные свойства художественного произведения, бесплоден.Но если, как полагает Г., предметом истории является лишь живое, а тем, что литературовед считает живым, определяется его миропонимание - то неизбежна полнейшая субъективизация исторического процесса.
Для Г. Этим живым являются особые силы, проявляющиеся в личности и творчестве великих художников. Основная задача литературоведа - выделить из всех замаскированных течений и тенденций эпохи движущее, первичное начало и конструировать носителя его, «единый образ», «сильного художника», способного проявить свою сущность и преодолеть внешние препятствия. Писатель так. Обр. Становится предметом субъективного переживания его исследователя, писатель становится «мифом». В то же время немецкая идеалистическая философия провозгласила лозунг. Наука и миф - равноправные формы познания. И биография Гёте Г., напр., имеет мало общего с историческим Гёте. Это - оформленное художественное мировоззрение самого Г. В чем же сущность этого мировоззрения.
Прежде всего Г. Различает в творчестве два вида переживаний. «Urerlebnis» и «Bildungserlebnis». Первые переживания - это потрясения, которые человек испытывает в своей внутренней сущности, как например религиозные, титанические, эротические переживания. Вторые - последствия духовно-исторического влияния, оформленного в историческом развитии идей в области искусства, религии и науки. Идеалом «цельного человека», космически-одухотворенного, трагически или героически возвышенного «вечного человека» Гундольф считает пять символических прототипов. Гёте, Гельдерлина, Георге, Наполеона и Ницше. Антиподом этого типа является «прогресс». Он начинается с реформации, освобождающей скованные до нее «взрывчатые силы» христианства (неудовлетворенность, чувство виновности и раскаяние) и создающей «борющуюся душу», к-рая представляет собой такой же лживый идеал современности, как и неутомимый предприниматель.
«Прогресс» создал раздвоенность между становлением и бытием, судьбою и жизнью, идеалом и действительностью - этот «прогресс», «властелин XIX в.», превратил народ в «хаотическую массу», сделав его объектом всеобщего образования. Г. Стремится к восстановлению «настоящего», «античного» человека, к-рый один лишь может устранить двойственность и стать цельным, работая над собою с величайшей энергией и волей.Идеологическое содержание метода Г. - это своеобразное сочетание неоромантических идей мелкобуржуазного интеллигента, уходящего из давящего его капиталистического мира в средневековье, с требованием аристократического художника-жреца, возводящего искусство в религиозный культ строгого неоклассического стиля.Наиболее талантливыми сторонниками Г.
В немецком литературоведении можно считать Э. Бертрама («Nietzsche», 1918 и др.) и Г. Цизарца («Erfahrung und Idee», 1921 и мн. Др.). Последний старается подвести теоретический фундамент под метод Г. В своей известной книге «Literaturgeschichte und Geisteswissenschaft» (1926). Влияние Г. Сказалось особенно сильно прежде всего в так наз. Новой биографике (Э. Людвига, Ст. Цвейга, Гофмансталя и др.) и затем в жанре «писательского романа».Библиография. Wandrey Conrad, Fr. Gundolf und Stephan George, «Neuer Merkur», Juli, 1921. «Euphorion», 14, Erganzungsheft (Gundolf-Heft), Wien, 1921. Cysarz H., Fr. Gundolf und die deutsche Geisteswissenschaft, «Der Morgen», August, Berlin, 1927. Bohtlingk A., Gundolfs «Shakespeare» in deutscher Sprache, Ein Vademecum, 1929.
Дополнительный поиск Гундольф
На нашем сайте Вы найдете значение "Гундольф" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гундольф, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 8 символа