Гуцков

65

ГУЦКОВ Карл (Karl Gutzkow, 1811-1878) - немецкий писатель, главный представитель «Молодой Германии». Сын придворного слуги, он провел свои юные годы в Берлине, где имел возможность наблюдать первые зачатки будущего индустриального города. Его лит-ое образование базировалось на последних произведениях классицизма и позднем романтизме. Июльская революция во Франции и ее отзвуки в Германии возбудили в Г. Интерес к политической жизни и сочувствие делу пробуждающейся буржуазии, и он начал все более и более подпадать под влияние публицистики Л. Бёрне. В 1831 году Г. Переехал в Южную Германию, где в то время происходила борьба вокруг требований, выдвинутых либеральной буржуазией. Здесь он становится «адъютантом» националистического демократа-буршеншафтера В.

Менцеля и сотрудником его «Лит-ого листка» - «Literaturblatt» (1832-1834). Но по мере того как Г. Знакомится с идеями прогрессивной буржуазии по произведениям Бёрне и Гейне, а также утопического французского социализма (Сен-Симон, Ламенэ, Ж. Санд и др.), он отходит от романтическо-националистического мировоззрения и становится глашатаем складывающейся идеологии немецкой революционной буржуазии, пропагандируя свободу совести, личности, печати, эмансипацию женщины и т. П. В романе «Maha Gura, Geschichte eines Gottes» (Мага Гура, история одного бога, 1833) он восстает против церковно-религиозных верований, а в следующем своем знаменитом, хотя и слабом романе «Валли сомневающаяся» (Wally die Zweiflerin, 1835) он излагает мысли об эмансипации плоти и свободной любви в духе Ж.

Санд и Байрона. В это же время Гуцков вместе с другими представителями молодой литературы собирается издавать журнал «Deutsche Revue» (Немецкое обозрение), но Менцелю, объявившему «Валли» произведением антиморальным, посягающим на основы христианского государства и церкви, удалось натравить реакционные германские правительства на писателей так наз. «Молодой Германии». В 1835 Союзный совет запретил все их произведения (не только вышедшие, но и те, к-рые когда-либо будут написаны), а Г. Даже пришлось сидеть за свою «Валли» три месяца в тюрьме. Написанное там сочинение «Zur Philosophie der Geschichte» (K философии истории, 1836) означает известный перелом в творчестве Г. В сторону примирения с существующим. После отбытия наказания он оказался во главе «Молодой Германии».

Осенью 1836 начал издавать «Frankfurter Borsenzeitung» (Франкфуртскую биржевую газету), а когда она в начале 1837 года прекратила свое существование, превратил ее приложение «Телеграф» в самостоятельный орган, издание к-рого с 1838 перешло к известной фирме «Гофман и Кампе» в Гамбурге. Годы редактирования этого журнала (1838-1842) являются апогеем славы и литературно-общественной деятельности Г. Он сумел собрать вокруг себя наиболее талантливых представителей молодой немецкой лит-ры (в их числе был и молодой Ф. Энгельс), образовав так наз. «праворейнскую» группировку «Молодой Германии», приверженцев Бёрне, которую противопоставлял «леворейнской» (Мундт, Лаубе и др. - сторонники Гейне). Но Г. Не понимал движущих сил революционно-буржуазной мысли (левогегельянского движения), и спор «Молодой Германии» выродился в литературную склоку.

Г. Попытался было оздоровить движение ремесленным коммунизмом Вейтлинга, но вскоре вообще ушел со сцены общественной жизни.Основная заслуга Г. - в создании немецкой буржуазной драмы («Werner», 1840, «Ottfried», 1854, и др.). В «Richard Savage» (1839) он восстает во имя буржуазной свободы против угнетения бюргерства. В «Patkul» (1843) - против княжеского деспотизма. В главной и лучшей своей драме «Uriel Akosta» (Уриэль Акоста, 1847), переведенной на все европейские языки, Г. Защищает свободу мысли от гнета церкви, в других он восхваляет буржуазные добродетели и патриотизм (отметим здесь его «Wullenweber», 1848, «Zopf und Schwert» (Косица и меч), 1844, «Pugatscheff», 1846, «Das Urbild des Tartuffe» (Прообраз Тартюфа), 1847).В революции 1848 Г.

Не принимал активного участия. Уже с 1852-1862 он издает журнал «Unterhaltungen am hauslichen Herde» (Беседы у домашнего очага) в жанре высмеянной им когда-то литературы для «семейного чтения». От драмы Г. Теперь переходит к роману, к жанру, который был им надолго оставлен после «Blasedow und seine Sohne» (3 тт., 1838). Он - пионер реалистического стиля, отражающий настроения разочарованной революцией либеральной интеллигенции. Так в грандиозной картине немецкой общественной послереволюционной жизни - «Die Ritter vom Geiste» (Рыцари духа, 1850-1852) как господствующие, так и угнетенные классы изображены испорченными и вся надежда возложена на интеллигенцию, «на рыцарей духа». В другом обширном романе «Der Zauberer von Rom» (Римский волшебник, 9 тт., 1858-1861) Г.

Указывает на опасность, грозящую со стороны католицизма. Но дальнейшие его романы, напр. «Hohenschwangau» (1867), очень слабы. Как немецкая либеральная буржуазия, так и ее идеолог Г. Примиряется после 1848, из страха перед пролетариатом, с реакцией и становится противником рабочего движения, социализма и коммунизма. Этот «человеколюбивый демократ» теперь советует «ответить на требования рабочих винтовкой наготове». И бывший борец за свободу мысли заключает мир с протестантской церковью. Таким образом Гуцков прошел все стадии развития немецкой либеральной буржуазии, отражая в своем обширном художественном творчестве смену последних проявлений классицизма и романтизма буржуазной драмой и реализмом.Библиография.

I. Вернер, или сердце и смерть, Драма, перев. Н. П. М., «Пантеон», 1842, V-XII. Нерон, Трагикомед., перев. Буренина В., «Вестн. Европы», 1869, III, V-VII. Дети Песталоцци, Роман, СПБ., 1870. Немецкое общество после франко-прусской войны, «Вестн. Европы», 1877, VIII-X. Рыцари духа, Соц.-полит. И бытовой роман в 3 тт. И 9 кн., СПБ., 1871. Сквозь мрак к свету, Повесть, «Отеч. Записки», 1870, IX-XI. Фриц Эльродт, Роман, СПБ., 1872. Уриэль Акоста, перев. Вейнберга П. И., «Отеч. Записки», 1872, II, XI, XII (отд. Изд. Ледерле, СПБ., 1895. Изд. «Вятск. Т-ва», СПБ., 1910. Изд. Скирмунта (4-е), СПБ., 1905. Гиз, 1920 (Театр. Отд. НКП), с предисл. П. С. Когана). Пугачев, П., 1918. Gesammelte Werke, 12 Bde, 1870-1878. Reihe dramat. Werke, 4 Bde. Полн. Собр. Сочин., 20 тт., 1880. Избран.

Сочин., H. Hauben, 12 тт., 1903. Изд. Gensel, 2 тт., 1908. Изд. Р. Muller, 4 тт., 1911.II. В. М. Р., Из истории немецкой литературы XIX в., «Русск. Мысль», 1890, VIII. Брандес Г., Главные течения литературы XIX в. Немецкая литература, М., 1881 (и в собр. Сочин. Изд. «Просвещение»). Фогт М. И Кох М., История немецкой литературы от древнейших времен до настоящего времени, СПБ., 1901. Фриче В. М., Немецкие писатели и франко-прусская война, «Голос минувшего», П., 1915. Proelss Joh., Das Junge Deutschland, 1892. Houben H., Studien uber die Dramen K. Gutzkows, 1899. Его же, Gutzkow-Kunde, 1901. Его же, К. Gutzkow. Leben und Schaffen, 1908. Caselmann A., K. Gutzkow. Stellung zu den religioseethischen Problemen seiner Zeit, 1909. Dreseh J., Gutzkow et la jeune Allemagne, 1904.

Metis E., K. Gutzkow als Dramatiker, 1915. Maenner L., K. Gutzkow und der demokratische Gedanke, 1921 (и многочисленные работы на немецком и русск. Яз. О «Молодой Германии»). Schinnerer O. P., Women in the life and work of Gutzkow, 1924. Palgen R., Hebbel und Gutzkow, 1925.

Значения в других словарях
Гуттен

ГУТТЕН Ульрих, фон (Ulrich von Hutten, 1488-1523) - немецкий гуманист. Происходил из старинного рыцарского рода. Вел деятельную, полную приключений жизнь. Был студентом, странствующим поэтом, придворным, воином. В 1522 Г. Стоял вместе с Ф. Фон Сикингеном во главе восстания мелкопоместного дворянства, деградировавшего в условиях развивавшегося капитализма. Восстание ставило своей целью возродить разрушаемый торговым капиталом феодализм. Однако движение не было поддержано широкими кругами дворянс..

Гух

ГУХ Рикарда (Ricarda Huch, 1864-) - современная немецкая писательница, примыкает к неоромантизму. В первый период своего творчества она, в противовес натурализму, проповедывала уход от действительности. Основная тема ее романов - гибель, под натиском новой буржуазии, купеческой аристократии старых торговых городов. В романе «Erinnerungen von Rudolf Ursleu dem Jungeren» (Воспоминания Рудольфа Урслея Младшего, 1893) - герой - сын гамбургского патриция - после бурной жизни и гибели его рода перехо..

Гьетваи

ГЬЕТВАИ Иоганн (Janos Gyetvai, 1890-) - венгерский пролетарский писатель. Г. Начал свою лит-ую деятельность еще до войны 1914-1918 в центральном органе соц.-дем. Партии («Nepszava»). Первые его небольшие рассказы проникнуты духом этического социализма. Во время пролетарской диктатуры в Венгрии Г. Был активным деятелем революции. После падения рабочей власти он эмигрировал в Вену, затем работал в Чехо-Словакии и в Германии. В настоящее время живет в Америке. Г. - один из первых венгерских писате..

Гэйл

ГЭЙЛ Зона (Zona Gale, 1874-) - американская писательница и драматург (пьесы «Мисс Лулу Бетт», 1921, «Соседи», 1914) и поэт («Тайный путь» - «The secret Way», 1921). В своих наиболее известных произведениях - «Городок Фрэндшип Виллэдж» (Friendship Village, 1908) и «Любовные истории из жизни Фрэндшип Виллэдж» (Friendship Village Love Stories, 1909) - Г. Поэтизирует мелкобуржуазный быт, особое внимание уделяя семейным отношениям. В «Прологе жизни» (есть в русском переводе) Г. Обнаруживает слабую п..

Дополнительный поиск Гуцков Гуцков

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуцков" в словаре Литературная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуцков, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 6 символа